Конспект урока по обучению грамоте по теме: "Чтение слов, предложений с буквами Ж, Ш. Правописание сочетаний « ЖИ» , «ШИ»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Савинова Венера Вениаминовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока23.57 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением предметов»

- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                  ОТКРЫТЫЙ УРОК обучения грамоте В 1 - е КЛАССЕ

Тема:    Чтение слов, предложений с буквами Ж, Ш. Правописание сочетаний « ЖИ» , «ШИ»

                                    Разработала  учитель начальных классов,

                                      2 квалификационной  категории  

                                                            Савинова Венера Вениаминовна

Набережные Челны, 12 декабря 2009 год.


Открытый урок в 1-Е классе

Обучение грамоте.

Тема: Чтение слов, предложений с буквами Ж,Ш. Правописание сочетаний «ЖИ» , «ШИ».

Цели: 1) Формировать навыки правописание сочетаний ЖИ-ШИ.

            2) Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения.

            3) Развивать фонематический слух, речь, внимание.

            4) Воспитывать любознательность.

Ход урока:

_1_ Мотивация к учебной деятельности.

-Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Повернитесь, посмотрите на них и больше не отвлекайтесь. Работать мы будем, как обычно, поэтому настроились.

 (Входит Дед Мороз)

-Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые учителя! С наступающим вас Новым годом!

Я вот тут хожу, раздаю приглашения на новогоднюю ёлку. И Вам принес, отдаю его учителю . Жду Вас на ёлке, которая состоится ровно через 10 дней. Там будет спектакль, танцы, игры, конечно, сладкие подарки. Я ёще кое-что с собой захватил, только вам придётся выполнить задания, которые я приготовил. За каждое выполненное задание вы получите снежинку, когда выполните все задания- вы сможете прочитать , что я вам приготовил! (За каждой снежинкой спрятаны буквы: С,Л,А,Д,О,С,Т,И)

_2_Актуализация знаний.

1 задание  Вы уже 4 месяца учитесь в школе, я хотел бы услышать, как вы научились читать слоги!

(слоги написаны на доске)

Ча                        рки                    ят                       аск

Шу                       збе                    ять                     ивн

Вы                        лда                   явс                     ушт

Ти                         тзы                   ед                       елд

Се                         взя                    едь                    яст

а)читаем вполголоса; б) читают девочки; в) читают мальчики; г) читаем хором;

Самооценка. Оцените себя, было ли кому-то трудно, успевали ли? ( ученики оценивают себя сигнальными карточками,4 цветов)

2 задание Расскажите о букве, которую вы изучали на прошлом уроке.

-Какую букву мы изучали на прошлом уроке азбуки? (Ж)

-Охарактеризуйте её.

( на доске- схема)

          И                А

      Ы         Ж             О                -Соединяем согласную Ж с гласной и дополняем до слова( с буквы А)

             Е             У

( когда доходят до Ы, называют ошибочно слова- не поправляю)

_3_Выявление места и причины затруднения.

-Давайте это слово ЖИВОТ напечатаем на листочках….

-К доске выйдут ____, напечатают слова. (выходят 2 ученика: 1-правильно напишет, 2 – с ошибкой)

-Что необычного вы заметили?

-Кто из них прав мы ещё не знаем, нам придётся это познать. Так какова же будет тема урока? Что мы будем изучать?

-Итак, тема нашего урока: Чтение слов и предложений с буквой Ж. Правописание сочетаний ЖИ,ШИ.

-Давайте разберемся, кто же прав?

-У нас есть словарь Ожегова, найдите это слово, посмотрите, как оно написано. (эти 2 ученика работают со словарём)

-Пока они ищут, мы вешаем снежинку, ведь мы справились с заданием!

-Нашли? Как оно написано? Может только слово ЖИВОТ пишется через И, найдите слова на ЖИс гласной Ы?

-А мы выполним следующее задание.

3 задание Артикуляционная разминка.

а)дуем на свечу;  б) задуваем несколько свечей; в)чистим зубки; г) перекатываем воздух с од.щеки

_4_Построение проекта выхода из затруднения.

-Нашли слова на ЖИ с Ы?

-Подумайте и выведите правило на написание слов с этим сочетанием.

ЖИ, ШИ – пиши с И!( правило вывешиваю на доску, только сочетание ШИ спрятано за листком)

-Действительно, ЖИ всегда пишется через И. Т.к. звук(Ж) всегда твёрдый, люди договорились, что ЖИ будут писать через И, чтобы не было путаницы!

-Я забыла, мы уже изучали, что какая-то буква тоже не сочетается с Ы?(снять листок с ШИ)

_5_Реализация построенного проекта.

4 задание Выучите правило.

-Читаем хором.

-Вернёмся к заданию на доске: есть ли слог ЖИ с Ы? (нет)

-Какую ошибку я допустила, когда составляла схему?

-Уберем эту букву Ы с доски.

-Так как же пишется слово ЖИВОТ?

-Исправьте,  у кого есть ошибка!

- Итак, с какой буквой пишется сочетание ЖИ,ШИ?

-Переверните листочек, найдите правило, прочитайте вполголоса и выучите!

ЖИ,ШИ-ПИШЫ С БУКВОЙ И

- Как я ошиблась? Исправьте немедленно!

-Так с какой буквой пишется ЖИ,ШИ?

-Ещё раз хором читаем! Наизусть скажет ________,______

Самооценка.  -Запомнили? А сейчас оцените себя!

_6_Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.

5 задание Отдохните, сделайте зарядку.

6 задание Впишите нужную букву в тексте.  Помните правило!

-Прежде чем начнем работу, ещё раз вспомним правило!

-Работать будем вместе, не спешите.

Работаем в 3 этапа: а)читаем слово; б)проговариваем правило; в)вписываем букву.

-Один с объяснением вслух, остальные у себя.

-Я читаю стих, слушайте внимательно. Слова даны во множественном числе.

                            Лыж_, мыш_ и уж_,                                      (на доске – стих)

                            Ш_ны, ёж_ки, чиж_,

                            Ж_  да Ш_, Ж_ да Ш_

                            С буквой _ всегда пиши!

-Прочитаем хором получившееся стихотворение.

-Так какую букву мы вписали?

Самооценка. –Кто справился с этой работой?

7 задание Зарядка.

_7_Самостоятельная работа с самопроверкой.

8 задание Умницы, как хорошо вы работаете. Всё слышу! Следующее задание- я вам написал слова, но пропустил букву, вставьте её.

- нашли текст: кто-где? Нужно вставить букву, при этом вспомнить правило, потом соединить с местом их обитания. Слова даны во множественном числе.

-Читаю 1 столбик, хором 2 столбик.

-Что написано в 1 столбике? Что написано во 2 столбике?  Помним 3 этапа…

-Какие знания нам пригодятся, чтобы выполнить это задание?  (на доске -текст)

  КТО-ГДЕ?    

Еж_                       в реке

Мыш_                   в небе

Стриж_                 в поле

Ерш_                     в лесу.

-Проверим. (Я на доске, дети самостоятельно проверяют на листочках)

-Ещё раз вспомним правило, которое вы использовали?

_8_ Включение в систему знаний и повторение.

9 задание Молодцы! Последний рывок, последнее задание и вы меня увидите. У вас на листочках тексты. Покажите, как вы умеете работать с текстом.  (текст вынесен на доску)

                     Ребята пошли в лес. Какая красота! Летают стрижи. Распустились ландыши. Под дубом шуршит   ёжик. Ребята в лесу нашли шишки.

      А)-Прочитайте вполголоса.

-Ещё раз прочитаю я, т.к. в классе есть дети, которые очень медленно читают. Чтобы всем было понятно, о чём идёт речь.

-В тесте есть предложение, в конце которого стоит не точка, какой? Как мы его будем читать?

       Б) читаю я.

-О ком идёт речь в тексте?

-В какое время года происходили события? Докажите!

       В) –Читаем хором, только внимательней, буду задавать вопросы по тексту.

-Каких животных наблюдали ребята? Ответьте предложениями из текста.

-Что нашли ребята?

-В тексте есть восклицательное предложение, прочитайте его.

- О какой красоте идёт речь?(В лесу всё красиво: каждый зверёк, каждый цветок, травинка, всё созданное природой- красиво!

-Как вы охарактеризуете ребят, какие они?

-Подчеркните сочетание ЖИ,ШИ.

       Г)- Поиграем в ошибку. Я читаю если ошибаюсь- вы хлопаете, исправляете меня.

Самооценка.

_9_ Рефлексия учебной деятельности.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Для чего нужны нам эти знания?

Самооценка.- Оцените свою работу на уроке, кто запомнил, как пишутся сочетания ЖИ,ШИ. Может,  кому-то было трудно?

-Молодцы, заслужили последнюю снежинку. Переворачиваем снежинки, читаем слово…(сладости!) Вспомним письмо: когда выполните все задания, вы сможете прочитать , какой сюрприз я вам приготовил?

(Переворачиваю снежинки, где появляется слово- сладости.  Раздаю сладости из мешка  Деда Мороза)

 

                                               2. КТО- ГДЕ?

1. Лыж_,  мыш_  и  уж_,                                   Еж_                в реке

    Ш_ны,  ёж_ки,  чиж_,                                    мыш_           в небе

    Ж_  да  Ш_,  Ж_  да  Ш_                                стриж_          в поле

    С буквой  __ всегда пиш_ !                          ерш_              в лесу

   

ЖИ , ШИ –пишы с буквой И

3. Ребята пошли в лес. Какая красота! Летают стрижи. Распустились ландыши. Под дубом шуршит ёжик. Ребята в лесу нашли шишки.

(Такие листы были распечатаны для каждого ученика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте с использованием инновационных технологий "Письмо заглавной буквы «В»" .

Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....

Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"

Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...

План-конспект урока чтения в 1 классе. Тема: «Чтение слогов, слов, предложений с буквой в ».

Цели :1) учить соотносить звук с буквой, со­ставлять слоги и слова из усвоенных слоговых структур;2) развивать фонематический слух; зри­тельное и слуховое восприятие; на­глядно-действ...

Урок литературного чтения по теме "Чтение слогов, слов, предложений с буквой «в». 1-й класс

Урок литературного чтения по теме "Чтение слогов, слов, предложений с буквой «в». 1-й класс...

Конспект урока по обучению грамоте. Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами.

Конспект урока в 1 классе: "Упражнение в чтении слов, пред­ложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами."...