конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Панфилова Елена Алексеевна

На уроке учащиеся обобщают и закрепляют знания о глаголе как части речи, неопрнделённой форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний, воспитываеться любовь к русскому языку с помощью пословиц и поговорок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема. Обобщение изученного о глаголе

Цели: обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц и поговорок.

Оборудование: кроссворд, опорные схемы и таблицы, карточки с пословицами, карточки с названиями станций, рисунок яблони; яблоки, цветы, листья, выполненные из бумаги (на каждого ученика). «светофоры», учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», ч. 2'.

                                             Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

— Давайте настроимся на работу. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду — все в действие придет.

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и хлеб в полях растет.

   О чем же это стихотворение? Да, вы верно отгадали тему урока: «Глагол». Мы отправимся в удивительный город Слов. В этом городе слова играют с детьми, а дети — со словами. Помогут нам в сегодняшней работе произведения устного народного творчества. Вспомните, что относится к таким произведениям и почему они гак называются? (К произведениям устного народного творчества относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки; а называются они так потому, что их придумал народ, и передавались они из уст в уста.)

II.  Минутка чистописания.

— Начинаем нашу работу с минутки чистописания.

Учитель показывает на доске. Ученики пишут, не отрывая руки.

— От чего мы испытываем радость? (От хорошего настроения, от результатов своей работы.)

— Да, вы правы. Радость — это чувство удовлетворения. Она облегчает труд в школе. Запишите предложение:

Где труд, там и радость. Что мы записали? (Пословицу ) Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Работа приносит нам радость, особенно если результаты работы хорошие. )

III.  Часть речи — глагол.

—   Подберите однокоренные слова к слову радость.

На доске: радостный, радостно, радовать.

— Что вы скажете про последнее слово? (Это глагол неопределенной формы, отвечает на вопрос что делать? имеет суффикс -ть.)

-Почему называется неопределенная форма}

(У глагола в неопределенной форме нельзя определить время, число, лицо)

— А что может рассказать о себе глагол? Вспомните его характеристику.

 часть речи

 обозначаю действие предмета

отвечаю на вопросы: что   дел а е т? ч т о с д е л а е т? и др.

изменяюсь по временам,  числам, лицам, родам (в пр. вр.)

 имею начальную форму — в предложении чаще бываю сказуемым

—  Молодцы! Вы все вспомнили о глаголе.

IV. Словарная работа.

—  В городе Слов нужно бережно и внимательно относиться к словам и уметь правильно их употреблять и писать. Отгадайте пропущенные слова в пословицах и запишите их. (Ученики по очереди читают пословицы, вставляют пропущенные слова и комментируют их.)

1.  Много (желать) — добра не видать.

2.  Не спеши (языком), торопись делом.

3.   За двумя (зайцами) погонишься, ни одного не поймаешь.

4.  (Мороз) невелик, а стоять не велит.

5. Доброе братство дороже (богатства).

6. У работающего в руках дело огнем (горит).

7.  Кто (вчера) солгал, тому и (завтра) не поверят.

8.  (Месяц) светит, да не греет.

9.   Не (одежда) красит человека, а его добрые дела.

V.   Повторение. Станция «Вспоминай-ка».

— Запишите пословицу:

Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет.

С помощью каких слов в пословице показано, что происходит с дружбой? К какой части речи относятся эти слова? Сделайте разбор этого предложения (пов., невоскл., распр., с одн. чл.).

В какой роли выступают глаголы в этом предложении? (В роли сказуемых.)

VI. Станция «Угадайка».

—  Следующая наша остановка на станции «Угадайка». Вы узнаете, как изменяются глаголы, если замените формы 1-го лица единственного числа глаголами неопределенной формы.

А на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

(Что делать? Что сделать?)

1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу. 6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу. (Запись глаголов неопределенной формы в кроссворде и в тетрадях. У доски работает один ученик.)

— Как же изменяются глаголы?

п

Р

О

с

И

Т

ь

т

Е

Р

п

Е

Т

ь

С

О

Б

р

А

Т

ь

п

О

Н

я

Т

ь

Б

Е

ж

А

т

ь

т

Е

Р

я

Т

ь

п

О

д

н

Я

т

ь

л

О

в

и

Т

ь

Б

Е

р

Е

Ч

ь

Правильно, они спрягаются. Что называется спряжением? Вспомните правило.

VII.  Станция «Здоровье». Физкультминутка.

— Мы прибыли на станцию «Здоровье», здесь отдохнем и отправимся дальше. Я буду называть глаголы из кроссворда. Вы должны определить спряжение глаголов: если глаголы I спряжения — приседаем, если II спряжения — встаем, поднимая руки вверх. Не забывайте про глаголы-исключения. Вот мы и проверим, умеете ли вы определять спряжение глагола. (Обсуждаем итоги работы на станции «Здоровье».)

VIII. Станция «Словознайка».

— Время... Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время — это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками».

Какие пословицы со словом «время» вы знаете?

 (Делу — время, потехе — час. Время — не птица, за хвост не поймаешь.)

Дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени... глаголов.

Инсценировка.

Учительница спросила Лентяйкина.

— О каком времени я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются». Какое это время?

Лентяйкин, не задумываясь, ответил:

— Утро!

—  А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы? (В настоящем.)

В каком времени еще могут употребляться глаголы? На какие вопросы они отвечают? (В прошедшем времени: что делал и? что сделали? В будущем времени: что сделают? что будут делать?)

Составьте пословицы. Найдите в них глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени и запишите их в три столбика, выделите окончания.

На доске:

Смелый находит                  поговорим ладком.

Сядем рядком,                       лень портит.

Терпение и труд                   робкий теряет.

Труд кормит,                        все перетрут.

Кто много видел и слышал,   тот много знает.

Проверка. Один ученик «собирает» пословицы у доски, другие с места читают выписанные глаголы, называют выделенные окончания.

IX. Станция «Закрепляйка».

—  Итак, мы на острове «Закрепляйка». Вспомните, что называется пословицей? (Пословица — это краткое изречение с назидательным смыслом, это умное, мудрое слово.)

Какие у нее признаки? (Серьезное настроение, совет, наставление, поучение.)

Пословицы помогают нам запоминать советы, которые пригодятся в жизни. Посмотрим, как вы умеете понимать смысл пословиц и правильно их записывать.

а) Коллективная работа (упражнение 473).

—  Прочитайте задание. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Определить спряжение.)

Ученики повторяют правило об определении спряжения и о правописании личных окончаний глаголов.

— Запишем пословицы с комментированием (по одной пословице).

Карточка 1

Спишите предложения, заменяя глаголы 2-го и 3-го липа множественного числа глаголами 2-го лица единственного числа. Выделите личные окончания глаголов, проверьте их.

ОБРАЗЕЦ: Раньше начн\ешь\ - раньте и конч^йшь].

1. Раньше начнут — раньше и кончат. 2. Поспешат — людей насмешат. 3. Что заслужат, то и получат. 4. Без труда не вынете и рыбку из пруда. 5. Не посмотрите — не увидите, не расспросите — не найдете. 6. Что посеют, то и пожнут.

б) Индивидуальная работа на карточках (4 человека).

—  А теперь проверим, как справились ребята с заданием на карточке.

(Проверка индивидуальной работы с помощью «светофоров».)

X. Домашнее задание.

— Составьте текст, заголовком которого будет одна из пословиц.

XI.  Станция «Итоговая». Выставление оценок.

— Что мы повторяли сегодня о глаголе? Что было трудным? Что интересным?

Сегодняшнее путешествие по городу Слов заканчивается. За это время выросло удивительное дерево. Благодаря ему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны, прикрепите к дереву яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепите цветы.

Если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то — желтый лист.

Сегодня мы говорили о словах. Хочется пожелать вам только добрых слов. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Будущее время глаголов"

Урок русского языка во 2 классе по программе Занкова. В конспекте отражены все формируемые УУД....

Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"

Предлагаю Вашему вниманию конспект  урока русского языка для 4 класса по теме "Неопределенная форма глагола". На уроке используются разные виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцирован...

Конспект урока русского языка по теме "Не с глаголами"

Конспект урока русского языка по теме "Не с глаголами" для 2 класса по УМК "Школа России". Урок построен в технологии деятельностного метода. Учащиеся самостоятельно на уроке открывают новые знания, д...

КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык) Тема: Повторение изученного по теме «Имя существительное» 3 класс УМК "Школа XXI века"

КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык)Тема: Повторение изученного по теме «Имя существительное»....

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: совершенствование умений изменять глаголы по числам, выделять в ...

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать умения определять число глаголов; изменять глаголы по числамПланируемые результаты:·        Предметные: знать: ка...