Предложный падеж существительных, 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Голоднюк Елена Прокофьевна

Конспект урока для 3 класса по русскому языку "Предложный падеж существительных" с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon auktsion_golodnyuk.zip372.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сизовская средняя школа» Республика Крым

Голоднюк Елена Прокофьевна

                                                  русский язык,  3 класс  

Тема урока:  Предложный падеж имён существительных.

Тип урока: Урок первичного предъявления  новых знаний.

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).

Планируемые результаты:

Предметные УУД: выявить признаки имен существительных в П.п. через особенности данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).

Метапредметные УУД:

Регулятивные: в диалоге с учениками сформировать цели урока; осуществить контроль; провести коррекцию знаний;

Познавательные: самостоятельно формулировать проблемы; моделировать ситуации;

Личностные: проявлять учебную и коммуникативную активность.

Оборудование урока: интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, презентация на тему «Падежи», таблица падежей, оценочные листы.

Ход урока:

  1.  Мотивационно-целевой этап.
  1. Организация внимания.

          Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все помотрели.

  1. Чистописание.

  1. Эпиграф урока. (слайд 2, 3)

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)

4. Проверка домашнего задания.

Упражнение 83 на стр. 39 в тетради на печатной основе.

  • Какие имена существительные вставили в стихотворение-загадку?
  • В каком падеже стоят существительные?
  • Назовите отгадку.
  1. Словарный диктант (Самопроверка - шкала). Слайд 4.

Кровать, трамвай, рябина, однажды, комната, самолет, пятница, шоссе, праздник.

  • Какие орфограммы вы определили в словах?

Проверка по шкале с образцом на интерактивной доске.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Посмотрите на доску. Что вы заметили? Слайд 5

И. п.  кто? что?

Р. п.  кому? чему?

Д. п.  кого? что?

В. п.  кого? чего?

Т. п.  кем? чем?

- Давайте наведём порядок, выполнив задание самостоятельно в тетради. (Самопроверка - шкала). Слайд 6

- Какого падежа не хватает падежа? Почему?

- Какова тема нашего урока? Слайд 7

III. Формулирование цели и задач урока.

- Определите задачи урока. Слайд 8        

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям. Ответы детей.

Маршрут движения. Слайд 9

  1. Название падежа.
  2. Вспомогательное слово.
  3. Вопросы падежа.
  4. Предлоги падежа.
  5. Член предложения.

V. Реализация построенного проекта.

1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа.

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

2. Работа в тетради на печатной основе на стр. 40.

- Прочитайте упражнение.

- Найди сведения о П.п., подчеркните особенности П.п. Впишите их в сигнальную карточку тетради.

- Составьте памятку о П.п. (слайд 10)

- Какие вопросы вы поставили? К каким существительным – о ком?, а к каким – о чем?

- Назовите предлоги П.п.?

- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П.п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.?

- Какой падеж имен существительных всегда употребляется без предлогов? А какой падеж только с предлогами?

- Сверьте свои сведения с правилом о П.п.

3. Работа по электронному приложению к учебнику.

- Прослушайте правило.

VI.  Первичное закрепление знаний.

  1. Работа по учебнику.

- Найдите упражнение 99 на странице 55 учебника.

Прочитайте. Из каких произведений эти строки?

Найдите устаревшие слова. Объясните их смысл.

Назовите падеж выделенных имен существительных. С какими предлогами употреблены имена существительные?

Выполните письменное задание (списать отрывок из произведения по выбору).

- Самостоятельное выполнение письменных заданий к тексту.

(Два учащихся на выбор выполняет упражнение у доски с обратной стороны для осуществления проверки контроля - шкала).

VII. Физкультминутка.  (слайд 11)

Физминутка «Падежи»

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

 И при этом все важны               

Демонстрируют свою внимательность

 Повторение движений за учителем

VIII. Закрепление. 

  1. Групповая работа. Работа по карточкам. 

- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-». Слайд 12

X. Рефлексия.

«Закончи предложение» Слайд 13

- Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно: . . .

XII. Итог урока.

- Оцените свои успехи в оценочных листах.

Оценочный лист

  Мне понравилось работать на уроке.

  Мне было трудно.

  У меня остались пробелы в знаниях.

XIII. Домашнее задание. Слайд 14

Упражнение 98 стр. 54 (для всех)

Упражнение 87 в тетради на печатной основе устно (для сильных)

Слайд 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1  - презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах" 4 класс Школа России

Урок русского языка  в 4 классе Школа России с использованием самостоятельной работы, работы в парах, творческого задания, тестирования...

презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"

презентация  на тему  "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже" к уроку русского языка 4 класс УМК "Школа России" учебник "Русский язык 4 класс" В.П. Канакина, В Г. Г...

Урок русского языка 3 класс с использованием исследовательской технологии "Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения" УМК "Система Занкова"

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И           ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО    СКЛОНЕНИЯ....

Занятие по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» Тема: «Любимая «работа» предложного падежа» 3 класс

В данной разработке представлены игровые упражнения и занимательный материал для закрепления знаний учащихся о предложном падеже...

предложный падеж существительных 3 класс перспектива

урок  новых знаний по программе Перспектива сэлементами деятельностного метода Л.Г.Петерсон...

Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже". 4 класс

Урок-путешествие по малой родине. При определении падежей применяется упражнение "График"....