Конспект урока для 3 класса "Безударные окончания имен существительных в единственном числе". +презентация, раздаточный материал
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ражабова Марина Данировна (Шакирьянова)

Цель: повторить безударные окончания существительных в единственном числе.

Планируемы результаты:

-Личностные: учиться положительно относиться к изучаемому предмету-русскому языку; 

-Предметные: уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного;

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Безударные окончания существительных в единственном числе»

Цель: повторить безударные окончания существительных в единственном числе.

Планируемы результаты:

-Личностные: учиться положительно относиться к изучаемому предмету-русскому языку; 

-Предметные: уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного;

Тип урока: урок закрепления знаний

Оборудование: учебник «Перспективная начальная школа» 3кл. 3ч., презентация, ромашка, карточки с заданиями.


№ п/п

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Метод - словесный

3 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Данировна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Покажите мне с каким настроением вы пришли на урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем мысленно удачи. 

Учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в предложении существительное 2 скл.;
учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное 3 скл.;
учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное 1скл.;

-Вы готовы? Тогда приступаем:
Бежала по улице собака (3)
Ярко светило солнце(1)

Ночь была тихой(2)
Я рада, что вы не ошиблись!

Открываем тетради, отступаем 2 линейки от предыдущей записи и записываем дату и классная работа.

Проверяют готовность к уроку.

Садятся.

Личностные: принятие образа хорошего ученика.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Мотивационный этап:

- актуализация знаний учащихся

Метод – словесный;

Приём – подводящий диалог о тексте.

Метод – наглядный;

Приём – демонстрация.

2

Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. И тихонечко повторяйте за мной:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

Молодцы! Спасибо! Теперь вы готовы к работе!

Слушают учителя, повторяют установки под музыку.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

3.

Актуализация опорных знаний.

Метод – словесный;

Приём – проблемный диалог.

Метод – практический.

Приём – демонстрация.

7 мин

Посмотрите на доску, там висит «Ромашка» с вопросами. Тот, кого я вызываю, срывает один лепесток, читает на обратной стороне вопрос и отвечает на него.

Вопросы:

1.Как изменяется имя существительное? (число , падеж)

2. Как проверить безударное окончание имен сущ.? (1) поставить его в начальную форму им.п., ед.ч., и определить склонение 2) определить падеж)

3.Что значит просклонять имя существительное? (это значит, что сущ. нужно изменить по падежам )

4.Какие существительные относятся к 1 склонению? (сущ. ж.р (страна) и м.р (дядя) с окончаниями -а, -я )

5.Какие существительные относятся ко 2 склонению?(сущ. м.р. с нулевым окончанием (берег ,день ) и ср.р с окончаниями -о, -е в им.п , ед.ч. (слово, здание).

6.Какие существительные относятся к 3 склонению?(сущ. ж.р с нулевым окончанием (степь, дочь) в ед.ч.)

7. Для того, чтобы проверить безударные падежные окончания у имен сущ. необходимо подобрать слова помощники. Какие опорные слова вы знаете для сущ. 1 склонения ? (весна, земля, стена)

8. Какие опорные слова вы знаете для сущ. 2 склонения? (стол, конь, сон, колесо)

9. Какие опорные слова вы знаете для сущ. 3 склонения?(степь, рожь)

– Кто догадался какая тема у нас сегодня на уроке? ( Безударные окончания существительных в ед.ч.)

-Посмотрите на экран и прочитайте тему сегодняшнего урока.

Это первый урок по данной теме? (нет) 

 

Скажите, какие цели мы перед собой поставим?

Вы правы, сегодня мы повторим необходимые знания для углубления навыков по названной теме, а также закрепим и углубим навыки правописания падежных окончаний имён существительных.

Выполняют задание, отвечают на вопросы.

Называют тему урока.

Ставят цели урока.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

4.

Решение частных задач.

Метод – словесный;

Прием – диалог.

10

 Итак, мы вспомнили все способы проверки безударных окончаний имен сущ. в ед.числе.  Кто мне напомнит алгоритм проверки безударных окончаний имен сущ. в ед.числе?

  1. Ставлю существительное в начальную форму.
  2. Определяю склонение.
  3. Подбираю слово-помощник.
  4. Ставлю слово-помощник в ту же форму.
  5. Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.
  6. Обозначаю орфограмму.

Молодцы!А сейчас мы поработаем в группах. Вспомните, какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)

Откройте конверты которые лежат на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях. На работу – 6 минут.

1-2гр.Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж. Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы. Какие опорные слова помогают проверить безударные окончания имен сущ. 1 склонения?

  1. к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость),
  2. в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня),на (тачка),в (подушка)

3-4 гр. Расположите в порядке следования. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных. Как определить склонение существительных? (поставить вопрос)

           3)Играл на дудочк..,

подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш..,

  1. шёл к рощ.., по раскрытой книг.., по опушк.., на макушк..

Как вы определяли падеж? (по предлогу, по вопросу)

5-6гр.  Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.

  1. На ветк.., сердце дочер.., по тропинк.., на окошк..,
  2. на огород.., у черёмух.., на западе пустын.., по дорог..

Проверка с помощью слайдов.

– Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы . Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданием.

Повторяют алгоритм.

Вспоминают и называют правила работы а группе.

Выполняют задания в группах.

     Регулятивные:

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

Регулятивные:

волевая саморегуляция в затруднения

 

5.

Физминутка

2 мин

Я буду называть существительное. Если оно относится к 1-ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3-ему– прыгаете на месте.

Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.

Выполняют движения.

6.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

Метод – словесный;

Приём – рассказ.

Метод – практический;

Приём – демонстрация.

7 мин

Спасибо! Откройте учебник на стр. 28 и найдите упр.25. Прочитайте задание . Вначале читаем стихотворение про себя , потом вслух.

-Какие орфограммы пропущены в этом стихотворении ? ( Окончание сущ.)

Вам будет необходимо списать стихотворение, вставляя нужные буквы. Перед гл.с безударн. гласными в корне в скобках напишите проверку. (искала,спросила,сидели)

Где очки у тети (I скл., Р.п.) Вали (I скл., Р.п)?

У нее очки пропали!

Ищет бедная старушка

На подушке ( I скл., П.п), на кадушке (I скл., П.п),

В духовке (I скл., П.п), в кладовке ( I скл., П.п),

В старом лукошке,

В миске (I скл., П.п) у кошки ( I скл., Р.п).

Искала (ищет) в беседке ( I скл., П.п),

Спросила (спросит) у соседки ( I скл., Р.п).

А они на самом деле

У нее на лбу сидели (сидя).

Как вы объясните выбор букв в окончании сущ.? Укажите над сущ.склонение и падеж. Как определили окончания и падеж у сущ.?

Подчеркните теперь сущ. с орфограммой «парный по глухости/ звонкости согласный в середине слова», по цепочке называем вслух проверочные слова.

 Старушка (старушонка), на подушке (подушечка) , на кадушке (кадушечка), в духовке (духовочка), в кладовке (кладовочка), в лукошке (лукошечко) , в миске (мисочка), у кошки (кошечка), в беседке (беседочка), у соседки ( соседи). Проверочные слова дети называют устно

Теперь запишите послед.предложение еще раз, заменив выделенные местоимения существительными, которые они заменяют.

А очки на самом деле

У тети Вали на лбу сидели.                

Работа с учебником

.

Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений, владеть рядом общих приёмов решения задач.

Личностные: способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

7.

Закрепление знаний и способов действий

Игра-соревнование.

6 мин

Давайте теперь посмотрим кто хорошо сегодня усвоил урок .

Для этого вы по рядам. На слайде представлены задания для каждого ряда. Выполняем!

Для 1-го ряда: записать имена существительные, обозначающие животных (10 слов), указать склонение и просклонять слово корова.

Для 2-го ряда: записать имена существительные, обозначающие растения (10 слов), указать склонение и просклонять слово камыш.

Для 3-го ряда: записать имена существительные, обозначающие школьные принадлежности (10 слов), указать склонение и просклонять слово тетрадь.

Отлично! Теперь меняемся работами с соседом и проводим взаимопроверку. Кто выполнил безошибочно? Кто-то допустил ошибку? Пусть сосед объяснит.

Выполнять задание по вариантам на усвоение знаний.

Личностные: способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

8.

Итог урока

Метод – словесный;

Приём – беседа.

3 мин

Ребята, вспомните какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Скажите, что мы сегодня изучали? Что повторили? Какую орфограмму повторили? Какой алгоритм использовали на уроке?

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог работы на уроке.

.

Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Познавательные:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

9.

Рефлексия

Метод – словесный;

Приём – объяснение.

2 мин

 А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. На карточках вам необходимо выбрать и подчеркнуть ответ, который подходит вам.

На этом наш урок закончен! До свидания!

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

  • На уроке я работал…

  • Своей работой на уроке я…

  • Урок показался для меня…

  • За урок я…

  • Мое настроение…

  • Материал урока мне был…

…активно/  пассивно

…доволен/ не доволен

…коротким/ длинным

…не устал/ устал

…стало лучше/ стало хуже

…понятен/ не понятен

…полезен/ бесполезен

...интересен/ скучен

  • На уроке я работал…

  • Своей работой на уроке я…

  • Урок показался для меня…

  • За урок я…

  • Мое настроение…

  • Материал урока мне был…

…активно/  пассивно

…доволен/ не доволен

…коротким/ длинным

…не устал/ устал

…стало лучше/ стало хуже

…понятен/ не понятен

…полезен/ бесполезен

...интересен/ скучен

  • На уроке я работал…

  • Своей работой на уроке я…

  • Урок показался для меня…

  • За урок я…

  • Мое настроение…

  • Материал урока мне был…

…активно/  пассивно

…доволен/ не доволен

…коротким/ длинным

…не устал/ устал

…стало лучше/ стало хуже

…понятен/ не понятен

…полезен/ бесполезен

...интересен/ скучен

  • На уроке я работал…

  • Своей работой на уроке я…

  • Урок показался для меня…

  • За урок я…

  • Мое настроение…

  • Материал урока мне был…

…активно/  пассивно

…доволен/ не доволен

…коротким/ длинным

…не устал/ устал

…стало лучше/ стало хуже

…понятен/ не понятен

…полезен/ бесполезен

...интересен/ скучен


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сегодня мы: повторим необходимые знания для углубления навыков по названной теме; закрепим и углубим навыки правописания падежных окончаний имён существительных.

Слайд 2

Ставлю существительное в начальную форму. Определяю склонение. Подбираю слово-помощник. Ставлю слово-помощник в ту же форму. Пишу такое окончание, какое у слова-помощника. Обозначаю орфограмму.

Слайд 3

Д.п. П.п. к речк Е , на верхушк Е , Р.п. Р.п. с обложк И , без радост И , П.п . П.п . в тетрад И , о бабушк Е , П.п. П .п . в деревн Е , на тачк Е , П .п. в подушк Е .

Слайд 4

1 скл ., П.п. играл на дудочкЕ , 1 скл ., Д.п. подошёл к осинЕ , 1скл., Р.п. смастерил для бабушкИ , 3 скл ., Т.п. увидал мышЬ , 1 скл ., Д.п. 1скл., Д.п. шёл к рощЕ , по раскрытой книгЕ , 1скл., Д.п. 1скл., П.п. по опушкЕ , на макушкЕ

Слайд 5

1 скл 2 скл 3 скл на веткЕ , по тропинкЕ , у черёмухИ , на западе пустынИ , по дорогЕ на окошкЕ , на огородЕ , сердце дочерИ , в степИ

Слайд 6

1 ряд 2 ряд 3 ряд Запишите имена существительные, обозначающие животных (10 слов), укажите склонение Просклоняйте слово корова . Запишите имена существительные, обозначающие растения (10 слов), укажите склонение Просклоняйте слово камыш. Запишите имена существительные, обозначающие школьные принадлежности (10 слов), укажите склонение Просклоняйте слово тетрадь.

Слайд 7

1 ряд 2 ряд 3 ряд Корова - 1 скл . И.п.- корова Р.п.- коровы Д.п.- корове В.п.- корову Т.п.- коровой П.п.- корове Камыш- 2 скл . И.п.- камыш Р.п.- камыша Д.п.- камышу В.п.- камыш Т.п.- камышом П.п.- камыше Тетрадь- 3 скл . И.п.- тетрадь Р.п.- тетради Д.п.- тетради В.п.- тетрадь Т.п.- тетрадью П.п.- тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе"

Данный урок итоговый по теме "Имя существительное".  Он направлен на закрепление и обобщение знаний о правописании безударных окончаний имен существительных в единственном числе. Конспект урока с...

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе.Цели урока: познакомить с изменением имён существительных во множественном чи...

Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс

Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельнос...

Конспект урока по рускому языку "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" 3класс ПНШ

Урок направлен на формирование умения правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. Дети научатся  пользоваться таблицей и инструкцией, которые помогут...

Презентация по русскому языку, 3 класс ПНШ "Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе."

Данная презентация предусмотрена, как дополнительный материал при закреплении темы "Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе"...

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе, закрепление знаний о склонениях имен существительных.Планируемы...