Урок русского языка 4 класс по ОС Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Идрисова Минера Ецимбайевна

Данный урок проведен в проблемно-диалогической технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Цели:

– овладение алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола, а также умением выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Орг.момент

Ι. Актуализация знаний.

1  2  3  1

                                                       

                                             

                                                   1.      Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – все в действие

придет.

Летит ракета. Люди строят

здания.

Цветут сады. И хлеб в полях

растет.

- Догадались, о какой части речи говорится в этом четверостишии? (Речь идет о глаголе)

2. Кластер «Глагол» - Что вы знаете о глаголе?

Дети по очереди выходят к доске и записывают:                                                                      родовые

                                            самост.часть речи                                      

                                                                                                                     

                                                                                                                            по временам

отвечает на ??...                                                       изменяется                   в прош.вр в ед.ч.по родам

              в наст. и буд вр - по лицам

что делать? что сделать?                                                            по числам                        1л   2л     3л        

                     н.ф.                          обозначает…                                                  I спр.  IIспр.

                                                                                                                -е, -ут(ют)                -и, -ат(ят)

                                                                                                                                  личные оконч.

-  Для чего нужно уметь определять спряжение? (Чтобы правильно писать окончания глаголов)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

 1  3  3

Постановка проблемы

- Определим спряжение и вставим пропущенные окончания глаголов, которые записаны у вас на карточках.  (в паре!!!)

Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах 3-го лица.

Собер_т урожай, хвал_т  за успехи, собаки ла_т,

кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за  помощь.

Проверка

- Какие окончания вы вставили?

(дети обращают внимание: задание было одно, а получились разные варианты).

- Как вы рассуждали?

-1- Поставить ударение, 2-определить спряжение, 3-вставить пропущенную букву.

-  Почему возникло затруднение?

-  Окончания безударные – это ошибкоопасное место у глаголов

- Следовательно, чему будем учиться сегодня?

- Определять, какую букву писать в безударном окончании глагола.

- Итак, какая тема нашего урока?

На доске: Правописание безударных личных окончаний глаголов

- На какие вопросы нам нужно найти ответ?

На доске: Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?

                Какие буквы гласных надо писать у глаголов I спр., II спр. в безударных окончаниях?

-Что мы сейчас делали (составляли план)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

III. Открытие знаний.

4  5  6  1  3

1.«Открытие» нового знания  (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации).

- Тема есть, вопросы поставлены. Есть ли какие-то предположения, как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?

Если дети затрудняются с ответом, то я предлагаю :

- Поставьте эти глаголы в неопределенную форму. На доске:

I спр.          II спр.

собрать       просить

лаять           благодарить

проспать     хвалить

полоть        клеить

-  Разделите слова на две группы.

 По какому признаку разделили?Что общего у этих слов?

- Формообразующий суффикс -ть.

- Что интересного заметили?( чем эти слова различаются?)

- Глагольным суффиксом.  (выделяются суффиксы).

-  Какой вывод мы можем сделать?

- Если в неопределенной форме глагола суффикс  и, то это глагол  II спр., остальные глагольные суффиксы указывают на I спр.

-  Как нам надо действовать, чтобы определить спряжение глагола?

2. Групповая работа. Детям даются листы А-4. Задание группам: попробуйте составить алгоритм (пошаговое) определения спряжения и буквы в безударном личном окончании глагола.

                Представители групп защищают свой алгоритм (это может быть схема, таблица и др.) на примере предложенного глагола.

(Примерные алгоритмы)

схема-алгоритм.

  1. Выделить окончание глагола. Поставить ударение

                                                                                   2.Окончание ударное?

                                                                                   ДА!                       НЕТ!

                   -е, -ут (-ют) – I спр

                   -и, - ат (-ят) – II спр

Сравните ваш составленный алгоритм с алгоритмом, составленным авторами учебника на с 140.

- Что можете сказать?

3. Первичное закрепление.

- Ну что ж, давайте попробуем применить наш алгоритм на деле. (Задания из учебника) стр.84, упр 257. Девочки пишут первые пять словосочетаний, мальчики-следующие 5 словосочетаний. Взаимопроверка. Оценивание по критерию.

- Какие знания и умения понадобились для выполнения этого задания?

- Умение находить глаголы, разбирать их по составу, определять ударный слог; знание алгоритма определения спряжения глаголов.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания?

Предлагаю вам задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задание на желтых карточках:

Вставь пропущенные буквы. Выдели окончание глаголов, укажи спряжение.

Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь  поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.

Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на зеленых карточках:

Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.

Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т,  а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.

Проверка. Оценивание.

5.Рефлексия.

Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Учитель: - Сегодняшнее исследование закончилось. Что нового мы узнали о глаголе?

Рефлексия.  «Закончи предложение»

Знаю…

Умею…

Могу…

Работа с кластером. Давайте вернемся к нашей схеме.

-Какое дополнение стоит внести в схему? (проговариваем, дописываем или приставляем самую удачную схему-алгоритм)

6.Итог урока.

4  4

– Что узнали нового о спряжении глаголов? (Спряжение можно определить по ударному личному окончанию или по неопределённой форме глагола, если окончание безударное.)

– Для чего нужно знать спряжение глагола? (Чтобы написать букву гласного в безударном личном окончании.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

7. Домашнее задание. На выбор: – упр258; составить список-тренажер (можно двусторонний: с ответами на обратной стороне) из десяти глаголов с пропущенным безударным окончанием.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Русский язык (1 кл ОС "Школа 2100")

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно - тематическое планирование, содержание тем курса, таблицу требований к умениям уч -ся...

Рабочая учебная программа по русскому языку по образовательной системе «Школа 2100»

Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Бунеевой Е.В., Бунеева Р.Н....

Проект«Организация проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка по образовательной системе «Школа 2100»

Цель проекта.   Провести исследование и проверить влияние проблемно-диалогического обучения на качество  обучения по предмету....

Рабочая программа по русскому языку 1-4, ФГОС "Школа 2100"

При составлении рабочей программы соблюдала структуру, рекомендации, требования к программам....

Программа по русскому языку для 1 кл. " Школа 2100"

Данная программа разработана с учетом особенностей класса, содержит пояснительную записку,тематическое планирование....

Русский язык в Образовательной системе «Школа 2100»

Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандартав начальной школе...