Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса. Тема: Родственные слова. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса, УМК "Школа России" по теме: "Родственные слова. Выделение корня в родственных словах". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №208 г. Санкт - Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon урок русского языка1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Однокоренные слова. Корень слова.

Цели: 1. Формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.

2. Развивать речь.

3. Пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

1. Учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.

2. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

3. Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Задачи урока через планируемые результаты.

Личностные:

  • создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Предметные

  •  формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова;

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД

  • учить соблюдению правил работы в группах,  учиться договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности.

 Познавательные УУД

  • развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.

Методы: словесный, наглядный,  репродуктивный

Приемы: рассуждение, создание проблемной ситуации.

Формы организации: групповая, коллективная.

Технологии:   здоровьесберегающего обучения,  интерактивные технологии.

Структура (план) урока:

Организационный  момент.

Цель: создать эмоциональный настрой, рабочую обстановку в классе.

.Актуализация знаний.

Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися ранее изученного

          материала, определить опорные знания.

         1.Определение темы урока.

         2.Чистописание.  

         3. Словарная работа.

 Работа по теме урока.

Цель: формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.

                      1.Работа по учебнику.

ΙV. Физкультминутка.

Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время занятий.

          Закрепление изученного.

Цель: закрепить изученный материал через систему тренировочных упражнений.

1. Работа по учебнику.

VI. Физкультминутка для глаз.

Цель: снятие глазного напряжения и усталости с глаз, профилактика нарушения зрения, внесение эмоционального заряда.

 Закрепление изученного (продолжение).

1. Работа в группах.

 Рефлексия.

Цель: выявить осознанность усвоения знаний по изучаемому материалу.

  1. Работа в парах.

Подведение итогов урока.

Цель: определение эффективности урока.

СЛАЙД 1

Правила посадки

  1. Чистописание.

  1. Словарная работа.

СЛАЙД 2

   ЗЕМЛЯНИКА.      – Почему ягода так названа?

СЛАЙД 3

   ЯБЛОКО              - Произносим скороговорку.

СЛАЙД 4  

   ЯГОДА                 - Ребус  (год, календарь на какой срок? ). Объясни      пословицу.    

СЛАЙД 5  

ЯБЛОНЯ

                         

- Ударение, точки под безударными.

-Подчеркни слова, сходные по значению: яблоко, яблоня.

СЛАЙД 6

_ Попробуйте сформулировать тему урока. Однокоренные ( родственные слова).

-Какие учебные задачи нам надо решить на уроке? – Повторить и усвоить правила о родственных словах, о корне слова,  продолжать учиться применять их.

СЛАЙД 7

- По каким двум признакам мы определяем однокоренные или родственные слова?

СЛАЙД 8.

- Это родственные слова? Докажи. (Сходны по смыслу, имеют общий корень  - сол-)

СЛАЙД 9

-Выберете ( по колонкам) правильную группу слов, в которой только однокоренные слова. Помним, что должно работать 2 условия.  – Какие?  Запиши группу слов в тетрадь. Докажи, что ты прав.

- Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? А что такое корень?  (Общая, одинаковая часть родственных слов)

СЛАЙД 10

Читаем правило

СЛАЙД 11

-Что видите? В ребусах зашифрованы слова. Выберите любой ребус, запишите слово, придумайте к нему несколько родственных слов, выделите  корень.

ТРАВА    ТИГР    СТОЛ

Проверяем.

_ А как вы думаете, стол и столы это родственные слова?

СЛАЙД 12

Объясним, чем родственные слова отличаются от форм одного и того же слова. ( ед. ч и мн. Ч одного слова; а гриб и грибок – большой и маленький, разные грибы, разный смысл)

СЛАЙД 13

Дом- домик - домище ( это разные дома по величине), это родственные слова

СЛАЙД 14

Ф\П  А теперь немного отдохнем…

Сейчас вам предстоит работа в парах. Для того , чтобы вам было комфортно и вы не поссорились с соседом, вспомним несколько правил   -   СЛАЙД 15

  • - У вас на парте конверт. Выньте из него листок. Положите на середину парты. Вместе читаете группу родственных  слов, вычеркиваете лишние в группе слова, готовитесь объяснить свой выбор.

- Проверяем. Кто из пары будет читать? ( По одной строке…)

  • - Следующее задание.

Вам понадобится лист бумаги, клей и полосочки с напечатанным текстом, которые вы вытащите из конверта.

- Прочитайте. Это стихотворение? Почему? В стихотворении слова рифмуются, а здесь все строчки перепутаны.

_ Вам нужно выстроить строчки в определенном порядке так, чтобы получилось стихотворение, собрать их на листочке ( приклеить). Договоритесь, кто  чем будет заниматься. Приступайте.

_ Что получилось? Читай. Есть ли рифма?  

Проверяем. СЛАЙД 16. Читаем на доске. У кого так же? Вам 5.

-! В зависимости от времени:

  • Или списать стих и подчеркнуть родственные слова. (Сколько предложений в тексте? Как предл. оформляются на письме?)
  • Или выписать родственные слова в тетрадь и выделить корень.

 Проверяем.    Называй родственные слова. Докажи.  -Нашли ли вы разные формы одного слова? (грибы и гриб)

СЛАЙД 17

Итог урока

СЛАЙД 18

Ответь на вопросы: Что запомнил, что сможешь…

СЛАЙД 19

Красный, синий, зеленый карандаш… На полях нарисуй значок, как ты оцениваешь свою работу. Ты как, а ты?

СЛАЙД 20 ( если время… Объясни пословицу. Как она относится к нашему уроку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту урока . Русский язык 4 класс. Тема "Личная форма глагола"

Презентация к конспекту урока по русскому языку 4 класс. Образовательная программа 2Школа 21 века"...

Урок – проект по литературному чтению для 4 класса, УМК «Школа России». Автор:Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт - Петербург

Урок - проект по литературному чтению для 4 класса, УМК "Школа России". Тема: "Том Сойер - положительный или отрицательный герой?". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт...

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса. Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280.

Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса, УМК " Школа России". Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Пвловна, учитель НБОУ СОШ №280 г. Санкт Петербурга....

Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса. Тема: Осенние листья. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга.

Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса, УМК "Школа России". Тема: "Осенние листья". Чтение поэтических произведений об осени. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ ...

Конспект урока русского языка 4 класс. Тема: "Сложные слова"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Простые и сложные предложения» Цели деятельности учителя: Формирование представления о простых и сложных предложениях; развитие умения различать про...