Упражнения по развитию речи
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Абдульминова Сусанна Исметовна

Цель уроков развития речи - сформировать у детей желание читать, мыслить, научить их лаконично и грамотно строить свою речь. Задача учителя - создать условия для усвоения приемов коммуникации. Это дистигается. прежде всего, использованием на уроках в качестве дидактического материала интересных отрывков из произведений детсой литературы, таблиц, различных упражнений, направленных на становление умений и навыков во всех видах речевой деятельности на каждом уроке русского языка. Ниже приведены примеры упражнений, которые способствуют формированию умения строить собственные монологические высказывания - тексты-описания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение1

Ученики  рассматривают рисунок.

Вопросы по рисунку:

Что на нем изображено? (Лес)

Какое время года? (Зима)

Какое небо? (Пасмурное, в облаках)

Какое солнце? (Робкое, спряталось за облаками)

Какие облака? (Хмурые)

Каких животных ты видишь? (Белочка, зайчик, лиса, синичка)

Какие в лесу растения? (Дубы, сосны, елки)

Какая земля? (Холодная, белая, мерзлая, сонная)

Можно предложить ученикам  раскрасить рисунок.

Упражнение 2

существительные

прилагательные

глаголы

сравнение

небо

пасмурное

опустилось

как пелена

холодное

затянулось

как перина

облака

хмурые

плывут

как вата

тяжелые

закрыли

как снежные медведи

солнце

робкое

выглядывает

как гость

редкое

не греет

как нарисованное

деревья

голые

стоят

как в белых сарафанах

снежные

укрылись

как заколдованные

земля

сонная

укрылась

как белая постель

мерзлая

согрелась

как волнистый ковер

птицы

голодные

ищут

как малые дети

зимующие

улетели

как шишки на елках

зайчик

беленький

прячется

в белой шубке

пушистый

прыгает

как белый комочек

белочка

заботливая

грызет

как хозяюшка

веселая

скачет

хлопотунья

лисичка

хитрая

бродит

как огонь

голодная

высматривает

как тень

Ученикам предлагается заполнить таблицу словами, которые помогут написать сочинение на тему «Зима в лесу»

Упражнение 3

Ученикам предлагается описать рисунок по предложенному плану. Школьникам будет легче справиться с заданием, если сначала они ответят фронтально на вопросы, а потом поработают в группах.

1 группа:

  • описывают где происходит события;
  • описывают погоду

2 группа:

Какие растения? Как они выглядят?

3 группа:

Какие животные и птицы? Их действия.

Затем все части текста соединяются воедино (представители каждой группы зачитывают свои описания)

Зима в лесу

В лес пришла настоящая зима. Выпал белый пушистый снег.

Стало холодно и морозно. Небо опустилось, стало пасмурным, на нем видны снежные облака. Из-за облаков робко выглядывает солнышко. Оно светит, но не греет. Воздух чистый и морозный. Идет снег. Он переливается на солнце и блестит. Мерзлая земля укрылась снегом, как покрывалом. Под снегом спит до весны трава.

В лесу растут могучие дубы, молодые ели и стройные сосны. Они стоят под снегом, как заколдованные. Деревья надели зимние шапки. Елочки стоят в белых сарафанах.

На рисунке мы видим веселую белочку-хлопотунью. Она грызет лесные орешки. Хитрая рыжая лиса гоняется за смелым зайчиком. Он сменил свою серую шубку на белую. И его плохо видно на снегу. Голодные синички и воробьи летают в поисках пищи. Им зимой мало корма.

Какая красивая природа зимой в лесу. Все вокруг выглядит белым и нарядным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений по развитию речи

Подобран материал для уроков чтения и письма в начальной школе....

Сборник упражнений по развитию речи

Методическая разработка для учителей начальных классов...

Открытый урок по изобразительной деятельности "Осенний вернисаж" (натюрморт c осенними листьями) с элементами игровых упражнений по развитию речи

В данном конспекте отражена работа по обучению детей новой технике рисования  и развитию связной речи детей....

Статья "Игры и упражнения, способствующие развитию речи"

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддержи...

Упражнения для развития речи учащихся начальной школы

        Развитию речи учащихся в начальной школе отводится важная роль, это зафиксировано в  планируемых результатах освоения учебной Программы основного начального обр...

Упражнения по развитию речи учащихся начальной школы

Развитие речи - это большая и сложная область, которая соотносится со школьными предметами русский язык и литература, которые служат задачами развития речи учащихся....