Конспект урока 4 класс "Прямая речь"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Старченко Татьяна Владимировна

Конспект урока 4 класс "Прямая речь" 

ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pryamaya_rech.docx631.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Прямая речь. Из чего состоит предложение

 с прямой речью"

Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.

Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение.2. Ввести понятие предложения с прямой речью; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью. 3. Воспитание интереса к изучению русского языка.

Ход урока:

  1. Организационный. 

-Здравствуй, друг!

Здравствуй, свет!

Улыбнитесь мне в ответ!

-Повторите за мной.

2. Орфографическая разминка. Словарная работа.

Словарный диктант «Наоборот».

- Если я назову имя существительное, то вы запишите однокоренное имя прилагательное, если назову имя прилагательное, то вы запишите имя существительное. Обозначьте орфограммы.

(Тревожный, десертный, алмаз, фантастика, свободный, традиционный.)

  •    Струнный ударно-клавишный муз. инстр-т, разновидность фортепьяно. (рояль)

Самопроверка и самоконтроль.     

Тревога, десерт, алмазный, фантастический, свобода, традиция, рояль.

-Какое слово зашифровано? 1.2, 2.2, 4.9,7.5.

- Что такое речь?

-Какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

  1.  Актуализация знаний. 

 -Прочитайте, что записано на доске.

Белка, на, упала, сонного, с, прыгала,  на, и, ветки, волка, ветку.

-Что вы прочитали? (Это слова.)

-Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение.)

-Составьте предложение. Какое предложение у вас получилось?

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка.

- Чем предложение отличается от отдельных слов? (1.Слова в предложении связаны по смыслу. 2. Предложение выражает законченную мысль)

III. Открытие новых знаний.

 1. Работа с текстом. Подводящий диалог.

-Прочитайте. А теперь что записано на доске? (текст) Почему? (- Это текст, потому что здесь 4 предложения, объединённые одной темой «Случай в лесу»)

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”. 

-Попробуйте озаглавить текст.

- Это отрывок из небольшой сказки Л.Н.Толстого «Белка и Волк»

- Сейчас мы с вами почитаем по ролям. Что нам для этого нужно? ( -Найти действующих лиц.)

-Какие здесь действующие лица? Прочитайте текст и найдите действующих лиц.( Волк, белка, автор.)(Учитель распределяет роли)

- Как нужно прочитать слова белки? (С интонацией испуга. Голос нужно постараться сделать тонким, потому что белочка маленькая.)

-Как прочитаем слова волка? (С вопросительной интонацией. Голос постараться сделать грубоватым, низким.)

(Чтение по ролям)

-Сколько предложений в этом тексте? (4) Все ли предложения похожи друг на друга по оформлению? Что необычного вы заметили?

Прочитайте предложение , где говорит белка.( Белка стала просить: "Отпусти меня”.) Запишите.

-Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.) Выделите эти части. (1. Белка стала просить. 2. "Отпусти меня”.)Кто произносит первую часть? (Автор)

-Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора) Подчеркните зеленым карандашом. Ниже изобразим схему предложения. Слова автора на схеме обозначают буквой А. Заглавной или маленькой?

-Что показывают слова автора? ( - Кому принадлежит речь (белке)

-Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова белки (говорящего)

-Правильно! В русском языке слова переданные от имени говорящего принято называть….С. 82   прямой речью.

-Подчеркните прямую речь красным карандашом. На  схеме обозначим буквой П. Заглавной или маленькой?

-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)

  1. Формулирование темы урока.

-Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью» Прочитайте правило на с. 84 учебника. Итак, в каких случаях мы используем предложение с прямой речью? (Когда нужно передать речь другого человека точно, дословно.)

-Что такое прямая речь? ( Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)

-Что показывают слова автора? (Кому принадлежит прямая речь.)

Физминутка

-Прочитайте ещё раз предложение про белку.

-Какие знаки препинания используются в предложении с прямой речью?

-Как вы думаете, почему после слов автора ставится двоеточие? (- Потому что дальше поясняется, что сказала белка.)

-Для чего используют кавычки? (выделить прямую речь)

-Что отметим на схеме дальше? ( Поставим двоеточие , откроем и закроем кавычки)

-Итак, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью?( Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. После слов автора ставится двоеточие.)

V. Закрепление.

1.Самостоятельное выделение в предложении прямой речи и слов автора, составление схемы. Найдите в этом тексте ещё одно предложение с прямой речью. (Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.)

-Подчеркните прямую речь красным карандашом, слова автора – зелёным. Начертите схему. Прочитайте слова автора. (Волк сказал)

-Прочитайте прямую речь. ("Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.)

-Какую схему вы составили? (А: «П».)

2.Групповая работа

- Сейчас вы разделитесь на группы и поставите знаки препинания в предложениях, которые я вам дам.

  1. Мишка бежал рядом и кричал  (Ж,ж)ми на педаль
  2. Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре (Т, т)айное всегда становится явным
  3. Я не выдержал и спросил у контролерши (С, с)кажите, пожалуйста, когда будет выступать девочка на шаре
  4. Борис Сергеевич начал играть, а Мишка тихонько запел (К,к)ак на тоненький ледок выпал беленький снежок

Проверка предложений.  Вешаю схемы предложений.

-Из каких произведений эти предложения? Кто автор? (Драгунский)

3. Творческая работа. А теперь вернёмся к нашему тексту. Придумайте продолжение этой истории. В продолжении этой истории используйте предложение со схемой: В продолжении этой истории используйте предложение со схемой: А: «П»

На самом деле эта история закончилась так: Белка ответила: « Мы, белочки, веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.»

-Как вы поняли, почему веселы белки? (Потому что они не злятся, плохих дел не делают, совесть их не мучает….)

Резерв.  Карточки для самостоятельной проверки

Восстанови знаки препинания и запиши предложение правильно. Запиши схему прямой речи.

 IV. Итог урока. 

Отгадайте загадку:

-«Самый умный кот призывающий всех к дружбе?»

-Знаменитое высказывание кота Леопольда («Ребята, давайте жить дружно!»)

Чего не хватает для нашей темы? (Слов автора)

Кто помнит слова автора?

Кот Леопольд улыбнулся и сказал: «Ребята, давайте жить дружно!»

-Что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)

-Какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью?

V. Домашнее задание.

1. Выписать из учебника «Литературное чтение» одно предложение с прямой речью.

2.  Правило с. 84

Приложение

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”. 

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”. 

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”. 

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”. 

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”. 

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”. 

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”. 

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”. 

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”. 

C:\Users\евгений\Desktop\ШКОЛА\лео.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".

Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"

-  Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.-  Обобщить названия предметов чайной посуды в ...

Конспект урока развития речи. 2 класс.

Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...