Урок русского языка по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Панина Оксана Викторовна

Урок русского языка во 2 классе  по РО Л. В. Занкова

Урок по теме «Распространенные и нераспространенные предложения» третий в разделе «Как образуются предложения» Учащиеся знают такие понятия как главные члены предложения, второстепенные члены предложения, виды предложений по интонации и цели высказывания.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasprostranyonnye_i_nerasprostranyonnye_predlozheniya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе по УМК РО Л.В. Занкова

Тема: «Распространённые и нераспространённые предложения».

Цель: Дать представление о распространенности и нераспространенности предложения, о способах выражения.

Планируемые предметные результаты:        

Уметь составлять нераспространенные предложения,  преобразовывать их в распространенные;

Уметь работать со схемой предложения (состоящей из вопросов).

Находить в тексте распространенные и нераспространенные предложения.

Распространять грамматическую основу предложения второстепенными членами.

Расширять словарный запас.

Личностные результаты

•        Положительная мотивация к учебной деятельности;

•        Адекватная самооценка;

•        Осознание ответственности за общее дело;

•        Проявление уважительного отношения к мнению другого человека;

•        Понимание взаимосвязи между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные результаты        

Регулятивные УУД:

•        совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

•         адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

•        выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

•        осуществлять самоконтроль.

•        высказывать своё предположение;

•        формулировать тему и цель деятельности на уроке

•        оценивать совместно с учителем результат своих действий.

 Познавательные УУД:

•        анализировать, сравнивать объекты;

•        определять свои границы знания / незнания

•        сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения

•        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

  Коммуникативные УУД:

•        оформлять свои мысли в устной форме;

•        слушать и понимать речь других;

•        договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

•        учиться работать в группе; выполнять различные роли;


Ход урока

  1. Мотивационный этап.

  Здравствуйте, Даша, Дима, Магомед, Алина, Ульяна, Петя, Серёжа.

  Прислушайтесь к своим именам. Недавно мне довелось прочитать о том, что имена имеют не только значение (например: Никита – победитель; Алиса–благородная; Максим – величайший, Виктория- победительница, Анна – благодать, Татьяна- устроительница). Но и что каждому имени соответствует какое-то ведущее качество: оказывается Александр – уверенность, Николай – активность, Иван – упорство, Демид – сосредоточенность, Тимур – терпимость.

 Возьмитесь за руки, пусть эти прекрасные качества сопутствуют сегодня на уроке вам и вашим именам. Сегодня вы работаете в группах. Вспомните основные правила работы в группы: уважать мнение каждого, не говорить всем сразу, но дать высказаться каждому.

II. Введение в тему урока.

- Кто хочет разговаривать?

- Мы будем разговаривать.

- Тот должен выговаривать!

- Мы будем выговаривать

- Всё правильно и внятно?

- Так правильно и внятно!

- Чтоб было всем понятно?

- Чтоб было всем понятно!

А чтобы было всем понятно мы должны четко выговаривать звуки.  Перед вами звуки. Напишите для каждого звука значок-букву, сначала большую, потом маленькую.

[ п]   [р] [и] [д] [л] [а] [ж] [э] [н] [и] [й э]

Составьте из букв слово. Итак, о чем у нас сегодня пойдет речь?

III. Актуализация знаний.

У вас на партах лежат  желтые карточки с записями. Что вы можете о них сказать?

1 группа – повествовательное предложение

2 группа – побудительное

3 группа – вопросительное

4 группа – набор слов, не предложение

- Согласны ли вы с мнением четвертой группы? Что нужно сделать, что бы получилось предложение? Сделайте вывод, что такое предложение?

Составьте предложение, подчеркните главные члены.

IV. Постановка учебной задачи

А сейчас я предлагаю каждой группе провести исследование. Сравните предложения, которые напечатаны на красных карточках.  Разберите их по членам. Что вы можете о них сказать? Чем они отличаются? 

1 группа – Снежинки кружатся. Весело кружатся пушистые снежинки.

2 группа – Снег искрится. Белый снег искрится на солнце

3 группа – Засверкал иней. На деревьях засверкал иней.

4 группа – Мороз рисует. Мороз рисует красивые узоры.

Как можно назвать предложения, состоящие из главных членов, а остальные предложения?

Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить на этот вопрос?

Уточним тему сегодняшнего урока. Определите задачи урока.

V. Открытие нового знания.

1. Работа с правилом. Чтение правила на слайде.

Как же называются предложения состоящие только из главных членов?

Какое из предложений вам больше нравится? Какое из них несёт большую информацию? За счет чего?

Когда мы используем распространенные предложения, а когда нераспространенные?

Наше наблюдение показало, что второстепенные члены предложения имеют далеко не второстепенную роль в переложении. Они делают предложения выразительнее, точнее, живописнее, красивее.

2. Составление кластера ИД

                        предложение

нераспространенные      распространенные

главные члены                главные и второстепенные члены

3. Каждая группа составьте и запишите свои примеры.

(Одно из предложений записать на доске, выделить грамматическую основу)

VI. Физкультминутка.

VII. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным.

  1. Составление предложений по опорным схемам. Групповая работа.

Перед вами лежат иллюстрации. Составьте по ним  распространенные и нераспространенные предложения.

(Записать одно распространенное предложение, одно нераспространенное предложение на доске. Назвать орфограммы)

  1.  Работа в парах.

Перед вами лежат тексты на зеленых карточках. Поработайте в парах, определите какие предложения в тексте распространенные, а какие нераспространенные. Нераспространенные обозначьте цифрой 1, а распространенные цифрой 2.

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

Ребята с восхищением смотрели на Витю.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

В.А. Осеева

  1. Проверка по эталону.
  2. Работа с текстом.

Послушайте текст до конца. Дайте свою оценку поступку мальчика.

Я нечаянно... - сказал он, отряхивая с её шубки снег. - Ушиблась? Девочка улыбнулась:

- Коленку... Сзади раздался смех.

“Надо мной смеются!” - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

- Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.

- Иди к нам! - позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

VIII. Творческая работа.

Игра «Снежный ком»

1 группа называет подлежащее, вторая- сказуемое, третья  и четвертая – распространяет второстепенными членами.

IX. Итог.

- Какую задачу мы ставили на уроке? Мы достигли её?

- Зачем нам нужно уметь распространять  предложения? Когда мы используем нераспространенные предложения?

X. Рефлексия

Выберите ту пословицу, которая  наиболее соответствует вашему настроению, вашим мыслям.  

Если за день ничему не научился — зря прожил день.

Всякое уменье трудом дается.

Терпение и труд всё перетрут.

Чем больше говоришь, тем краше речь.

Если спорится работа — спать неохота.

Уменье везде найдет примененье.

Каков ум- такова и речь.

Знания и труд рядом живут.

В одиночку не одолеешь и кочку, а вместе — одолеешь и гору.

- У каждого из вас портфель и корзина. Если вы получили радость познания на уроке и вся полученная информация для вас важна и пригодится в будущем, то положите ваши маленькие портфели в большой портфель знаний. Если  вы считаете, что полученные знания вам не нужны, и вы их с лёгкостью забудете, возьмите корзиночки  и выбросите их в большую корзину.

Домашнее задание

Ребята, если у вас возникнут затруднения при выполнении упражнения 260 или вам захочется узнать больше по теме сегодняшнего урока, обратитесь в «Службу спасения домашнего задания». Ссылка будет размещена в дневник.ру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение" для 3 класса по системе Л.Занкова

Конспект урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)Цели:-  дать понятие об определе...

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Предложение. Главные члены предложения

Урок закрепления пройденного материала по теме "Предложение. Главные члены предложения"...

Конспект урока русского языка по теме: Второстепенный член предложения- определение. Его роль в предложении". УМК " Система Л.В. Занкова" 3 класс

Урок русского языка по теме: "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении" УМК "Система Л.В.Занкова" 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Распространенные и нераспространенные предложения". ("УМК Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование умения различать предложения по наличию второстепенных членов; формирование умения распространять грамматическую основу предложения второстепенными ч...

Технологическая карта урока русского языка «Главные и второстепенные члены предложения.Основа предложения». (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий о грамматических признаках предложения, о главных и второстепенных членах предложения, формирование грамотного выражения...