Рабочая программа по внеклассной работе «РОДНОЕ СЛОВО»
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме

Белобородова Ирина Викторовна

 

 

 

Тематическое планирование

по   внеклассной  работе «Родное слово»

 начальная школа 1 – 4 классы     

Учитель: Ткачёва Ирина Викторовна  

Количество часов

Всего  34 час; в неделю  1  час.

Планирование составлено на основе  комплекса учебно-развивающих пособий курса «Русский язык» для начальной школы «Юным умникам и умницам». Учитесь грамотно писать».

- авторскому пособию Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова «Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения» М.:РОСТкнига,2012 г

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_3_g_vneurochnoy_raboty.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Физико-математическая школа №56  г.Улан-Удэ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ткачёвой Ирины Викторовны

учителя начальных классов

по  внеклассной работе  «РОДНОЕ СЛОВО»  

2016- 2017 учебный год

Пояснительная записка

     

Рабочая программа  по  внеклассной работе «Родное слово» составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  3. Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)
  4. Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от  12.07.2011 № 1093
  5. Учебного плана МАОУ «ФМШ №56» на 2016-2017 учебный год        
  6. Положения о рабочей программе, утвержденного приказом МАОУ «Физико-математическая школа №56».
  7. Комплекса учебно-развивающих пособий курса «Русский язык» для начальной школы «Юным умникам и умницам». Учитесь грамотно писать».
  8. Авторскому пособию Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова «Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения» М.:РОСТкнига,2010.

 Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

- способствовать развитию смекалки и сообразительности.

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Универсальные учебные действия

         Личностными результатами изучения курса «Родное слово» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

         Метапредметными результатами изучения курса «Родное слово» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

          Предметными результатами изучения курса «Родное слово» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различатьударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

обращать внимание на особенности употребления слов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Содержание учебного предмета

      Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на детский возраст- его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса- в пределах разговорного стиля, разумеется. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей , для общения, для выражения своих мыслей.

   Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью.  Письменная  речь всегда строже устной, в ней всегда видны недочеты и ошибки, столь характерные  для младшего школьника.

   Ребенок живет в слове, развивается, устно и письменно самовыражается, передает и получает информацию, следовательно,  ему нужно как можно больше и раньше узнать о слове.

   Программа   внеклассных занятий «Родное слово»  является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников.

Занятия  позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры  и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

Программа рассчитана для учащихся начальных классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Этапы реализации программы:

- подготовительный;

- непосредственно реализация программы;

- оценка эффективности;

- коррекция в соответствии с анализом эффективности;

- дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы:

- диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);

- анализ занятий проведенных по плану;

- разработка рекомендаций.

Тематическое планирование

по   внеклассной  работе «Родное слово»

 начальная школа 1 – 4 классы      

Учитель: Ткачёва Ирина Викторовна  

Количество часов

Всего  34 час; в неделю  1  час.

Планирование составлено на основе  комплекса учебно-развивающих пособий курса «Русский язык» для начальной школы «Юным умникам и умницам». Учитесь грамотно писать».

- авторскому пособию Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова «Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения» М.:РОСТкнига,2012 г

 Календарно – тематический план

Тема занятия, виды работ

Форма деятельности

Количество часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

 1

Волшебная страна “Фонетика”.Игра «Подскажи словечко».  Анкетирование

Дидактические игры.

1

Уточнение понятия «гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие». Звуковой и буквенный состав слов

Знать минимум понятий о  звуках.

Уметь:

анализировать звуковой состав; выделять в  словах звуки

 2

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко».

Дидактические игры

1

Отработка навыка нахождения гласных букв, обозначающих мягкость и твердость согласных звуков на письме; . нахождение согласных звуков. Упражнение в письме букв и  слов.

Знать минимум понятий о гласных  и согласных  звуках.

Уметь:

анализировать звуковой состав;выделять в  словах звуки

 3

Удивительные звуки. Тест на развитие слухового внимания.

Интонация. Эмоции. Слова помощники.

Дидактические игры

1

Уточнение понятия  согласных звуков и букв, их обозначающих. Упражнение в списывании текстов

Знать о признаках согласных звуков и их классификации.

Уметь списывать с печатного и прописного текстов

 4

Звонкие и глухие “двойняшки”. Игра “Найди пару”. Составление предложений по картинке. Игра «Закончи предложение».

Дидактические игры

1

Систематизация понятий «звук» и «буква». Уточнение понятий звонкие и глухие согласные. Упражнение в списывании текста

Знать признаки и классификацию звуков.

Уметь:

 производить звукобуквенный анализ слов; оформлять предложения на письме

 5

Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются? Игра «Подскажи словечко»

Дидактические игры

1

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных

Уметь:

называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие

6

 Звуки и буквы. Звуко - буквенный разбор слов. Викторина “Интересные буквы и звуки”

Викторина

1

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных

Уметь:

называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие, выполнять звуко-буквенный разбор слов.

 7

« Грамматическое домино”.

Дидактические игры

1

Упражнение в правописании безударных гласных. Развитие умений писать слова с изученной орфограммой

Упражнение в подборе проверочных слов.

Уметь действовать согласно правилу; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами

 8

Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)

1

Отработка правил написаниябуквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн

в словах

Уметь правильно писать буквосочетания: жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, нч, нщ, щн

9

Алфавит.

Дидактические игры.

1

Повторение  русского алфавита.

Уметь составлять азбуку из письменных букв, располагать слова – названия животных в алфавитном порядке. Знатьречевые и неречевые звуки.

Уметь:

составлять текст с опорой на рисунки;

 10

 Роль предложения в общении. Предлоги. Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке.

Дидактические игры.

1

Уточнение понятий «предлог», «предложение».

Знать, что такое предлоги и какова их функция; признаки предложения.

 11

Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Шарады.

Дидактические игры.

1

Составление и решение головоломок.

Уметь составлять и решать головоломки, шарады.

 12

Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса.

Дидактические игры.

1

Совершенствование навыка деления слов на слоги.

Выполнение упражнений с использованием понятий «перенос слов», «знак переноса»

Уметь:

 делить слова на слоги;понимать и называть значение слова;писать прямые линии с нижним и верхним закруглениеманализировать свою работу

 13

Ребусы.

Дидактические игры.

1

Технология составления ребусов.

Уметь:

Решать и составлять ребусы.

 14

Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения

Дидактические игры.

1

Работа над ударением в словах. Закрепление правила правописаниябезударных гласных в корне слова

Выполнение упражнений с использованием слов, написание которых надо запомнить

Уметьвыделить ударение в словах.

 15

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

Игра-путешествие

2

Работа над ударением в словах.

Уметь выделять безударный слог, сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова

 16

Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова)

Дидактические игры.

2

Закрепление правила правописания безударных гласных в корне слова

Уметь: выделять безударный слог, сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова писать под диктовку, выполнять самопроверку, находить в словах орфограммы

 17

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.Способы проверки безударных гласных в корне слова.

Дидактические игры.

1

Выполнение упражнений с использованием слов,  написание которых надо запомнить. Работа с орфографическим словарём.

Знать написание словарных слов, способы проверки безударных гласных в корне слова

Уметь: пользоваться с орфографическим словарём.

18

Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.

Дидактические игры.

1

Знакомство с понятием «обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь»

Знать: о различении согласных по твердости – мягкости; способах обозначения мягкости согласных

19

 

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

Конкурс.  

1

Знакомство с ролью твёрдого знака.

Знать: правила написания слов с твёрдым знаком.

Уметь: писать слова с Твёрдым знаком.

 20

Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “

Соревнование.

1

Имя существительное (значение и употребление). Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?

Связь слов в предложении.

Уметь ставить вопросы к словам-предметам.

Знать, что слова, которые отвечают на вопроскто?,обозначают одушевленные предметы, а на вопрос что? – неодушевленные

 21

Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Дидактические игры.

1

Выполнение упражнений на написание слов с большой буквы.

Уметь: писать заглавную букву в именах собственных.

22-23

Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.Анаграммы. Составляем схемы.

Дидактические игры.

2

Выполнение упражнений на развитие орфографической зоркости. Составление и решение анаграмм.

Знать правила переноса слов.

Уметь видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова

24-25

Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное.

Дидактические игры.

2

Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы

Уметь ставить вопросы к словам-призна-кам.

Знать определение части речи.

26-27

Дружба имени существительного с прилагательным. Фокусы.

Дидактические игры.

2

Связь слов-названий  и слов-признаков Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки

Уметь устанавливать связь слов-признаков и слов-предметов

Уметь графически показывать связь слов; подбирать слова-признаки к словам-предметам

28

Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

Словарный запас. Предметы, действия, признак.

Дидактические игры.

Презентация «Мои первые словари»

1

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам

Знать определение части речи.

Уметь ставить вопросы к словам-действиям

Уметь подбирать к словам-предметам слова-действия; установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов

29

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”

«Замени букву».

Конкурс.

1

Выполнение заданий и упражнений на повторение всех правил.

Знать: правила пользования словарями

30

Знаете ли вы значения слов? Игры со словами. «Вывески  улетели».Определение значения слова с помощью толкового словаря.

Дидактические игры. Экскурсия в школьную библиотеку.  

1

Работа над лексическим значением слов.

Уметь пользоваться толковым словарём

31

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. «Прочитай записку».

Дидактические игры.

1

Уточнение понятия «корень слова». Отработка умения находить однокоренные слова, выделять корень слова Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры

Уметь: находить и подбирать однокоренные слова. Знать написание словарных слов.  Знать об одинаковом написании корней в родственных словах.

Уметь: писать однокоренные слова; выделять корень

32

Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов

Дидактические игры.

1

Работа над составлением кроссвордов.

Уметь составлять кроссворды

33

Крылатые слова и выражения.

Урок-презентация

1

Составление презентации используя крылатые выражения.

Знать о роли крылатых выражений и слов

34

Итоговое занятие.

Сочини пословицу, шутку, прибаутку.

Тестирование

1

Выполнение тестов

Уметь применять правила, которых изучали

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с КТП родному (башкирскому) языку и литературе , 3 часа в неделю, по программе Сынбулатовой Ф.Ш.

Рабочая программа  с КТП родному (башкирскому) языку и литературе , 3 часа в неделю, по программе Сынбулатовой Ф.Ш....

Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово»

Цели программы:развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;включение обучающихся в культурно-языковое пр...

Рабочая программа по курсу «Родной язык и родная литература»

Рабочая программа по курсу «Родной язык и родная литература»Пояснительная запискаОбразовательная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для обучающихся...