Конспект урока по русскому языку Синонимы и антонимы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

УМК: «Школа России».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Тема: «Синонимы и антонимы».

Цель: формировать умение грамотно использовать в речи слова синонимы и антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx41.76 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_russkiy_yazyk.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку,

проведенного в 3 классе, МБОУ «Никольская ООШ»

учителем начальных классов

Семёновой Ксенией Владимировной 26 сентября 2016 года

УМК: «Школа России».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Тема: «Синонимы и антонимы».

Цель: формировать умение грамотно использовать в речи слова синонимы и антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

Задачи: 1. Предметные.

  • Формировать умение работать со словарем;
  • Фомировать навык грамотного письма;
  • Учить высказывать свои  мысли и понимать позицию собеседника;
  • Совершенствовать каллиграфические навыки;
  • Закреплять умение подбирать к словам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.

              2. Метапредметные.

      а) Познавательные: 

  • Самостоятельно выделять и формулировать цели урока;
  • Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Учить детей искать и выделять необходимую информацию;
  • Учить применять общеучебные умения: анализа, сравнения сопоставления, обобщения;

б)  Коммуникативные:

  • Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников;
  • Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
  • Управлять поведением учащихся: контроль, коррекция, оценка действий товарищей;

в)  Регулятивные:

  • Формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки;
  • Потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное;
  • Вносить необходимые дополнения и коррективы в план.

   3. Личностные:

  • Формировать уважительное отношение к иному мнению;
  • Формировать потребность грамотно употреблять слова родного языка;
  • Развивать навыки сотрудничества с взрослым.
  • Воспринимать русский язык, как явление национальной культуры;
  • Понимать, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  • Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оборудование: учебник (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, 1 часть. Москва «Просвещение» 2013 г.), мультимедиапроектор, презентация.

Технологии: коммуникативная.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Образовательные ресурсы

  1. Организация класса

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

  1. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. Оформление тетради

  1. Работа над каллиграфией

  1. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на которой предстоит ответить, или в виде темы урока.

  1. Изучение нового материала

Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся.

  1. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

  1. Упражнение № 69 (стр. 42) – устно

  1. Упражнение № 70 (стр. 43)

  1. Физкультминутка

  1. Закрепление изученного материала

Цель: закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

  1. Упражнение № 68 (стр. 42) – устно

  1. Упражнение № 73 (стр. 44)

  1. Домашнее задание

  1. Итог

  1. Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Ксения Владимировна.

- Проверьте порядок на парте, у вас должны лежать учебник, тетрадь, все необходимое для письма.

Посмотрите, застегнут ли ваш рюкзак. Тихо сядьте.

- Начнем урок с оформления тетради. Откройте тетрадь, положите ее с правильным наклоном. Я сразу посмотрю, как вы делаете это. Приготовь для работы ручку. Проверь, как ты сел. Запиши, сегодня, 26 сентября, классная работа, аккуратно, красиво. Проверь, что ты написал и покажи, что ты готов работать. Хорошо.

-  Я посмотрела ваши тетради и заметила, что не у всех получается писать заглавные буквы  Г, П, Т.  Посмотрите на доску, как правильно пишутся буквы. Чем они похожи?

- Верно, обратите внимание, что расстояние между всеми элементами одинаковое, они параллельны друг другу, а верхний элемент – не касается нижних элементов, и все элементы пишутся под наклоном.

- Рассмотрите, как нельзя писать, какие здесь ошибки?

- Соблюдая правила письма этих букв, запишите после классной работы, чередуя, до конца строки.

- Соблюдая посадку.

-  А вот теперь возьми простой карандаш, оцени свою работу по каллиграфии на полях. Если ты отлично выполнил работу, поставь -!-, если работа выполнена хорошо, но все таки  есть недочет  +, а если ты не доволен работай -. Карандашик в стаканчик.

Поднимите руку те дети, которые поставили себе -!-, отлично справились с работой. Опустите руки.

- А кто поставил себе -? Пожалуйста, следите за написанием этих букв и в дальнейшем пишите правильно все элементы, о которых мы сегодня с вами говорили.

- Назовите фамилию ученика в вашем классе, которая начинается на букву Г, запишите ее на следующей строке.

- Назовите имя ученика начинающееся на букву П, запишите его через запятую.

- Назовите фамилию ученика, начинающуюся на букву Т, запишите ее через запятую.

- С новой красной строки запишите слово «Словарь» и поставьте двоеточие. Ручки отложите.

- Послушайте загадку.

Есть общее название.

Природы состояния,

От времени года

Зависит … (погода)

- Верно ребята, откройте учебник на странице 43(-ей). Сегодня мы будем знакомиться с новым словарным словом «ПОГОДА».

- Как вы думаете, какую безударную гласную необходимо вставить?

- А кто знает, что такое погода?

- Прочитайте это слово по слогам.

- Запишите слово ПОГОДА, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Ручки отложите.

- На страничке для любознательных прожужжите текст «О словах «погода» и «непогода».

- Прочитай ______________ вслух.

- Ребята, а как называли время, когда шел дождь или мела метель?

- Слово НЕПОГОДА пишется слитно, запишите его после запятой, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

- Поставьте точку, отложите ручки в сторону.

- Прочитайте в этом тексте последнюю строчку.

- Запишите это предложение с новой строчки, подчеркните орфограмму и поставьте ударение в слове НЕПОГОДА.

- Ребята, обратите внимание на выделенные слова.

Раньше словом погода называли только хорошее, ясное, сухое время. Люди тогда говорили: «Сей под погоду, будешь есть хлеб год от году». А время, когда шёл дождь или мела метель, называли непогодой: «Зашумела, разгулялась в поле непогода».

- Что объединяет эти слова? Какие они по значению?

- Послушайте четверостишья.

1. «Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить».

2. «Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон – чёрный, голубь – белый».

3. «Очень толстый червячок

Яблоку погрыз бочок.

С тонким он теперь соседом

О скворцах ведёт беседу».

- Что интересного происходит с точки зрения языкового явления в этих словах? Чем же интересны эти четверостишья?

- Где здесь противопоставление? Соберите пары слов.

- Почему слова попали в одну пару?

- Как вы думаете, как эти слова называются?

Правильно, группа таких слов называется антонимы.

- А какие похожие слова к слову НЕПОГОДА вы знаете?

НЕПОГОДА

вьюга          буран           метель        буря

- Вьюга – это снежная буря; буран – снежная буря, метель в степи; метель – сильный ветер со снегом, вьюга; буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

- Какое слово выражает самое сильное явление?

- Как одним словом можно назвать эту группу слов?

- Что вам известно о синонимах?

-Для чего нужны разные оттенки к одному и тому же слову?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Верно, сегодня мы поговорим о словах синонимах и антонимах, вы с ними уже знакомы.

- Попробуйте сформулировать правило, что же такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- Давайте проверим, верны ли ваши рассуждения. Откройте учебник не странице 42(-ой) прочитайте правила про себя.

- Прочитай ___________ что такое «Синонимы».

- Прочитай ___________ что такое «Антонимы».

- Повторите, что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- Прочитайте упражнение 69 про себя.

- Прочитай ______________ вслух.

Выпишите из словарей (с. 154-155):

а) синонимы к словам интересный, красивый;

б) антонимы к словам впереди, мужество. 

- Ребята, это упражнение мы выполним устно. Откройте страницу 154 в учебнике, давайте рассмотрим словарь.

- Обратите внимание, как расположены слова?

- Давайте попробуем выполнить задание, найдите синоним к слову доктор?

- А теперь антоним к слову ссора?

- Давайте выполним само упражнение 69.

- Найдите в словаре синонимы к словам интересный и красивый.

- Найдите в словаре антонимы к словам впереди, мужество.

- Верно, молодцы.

- Прочитайте про себя упражнение 70 на странице 43(-ей).

- Прочитай ____________ вслух.

Прочитайте.

В небе туч.. хмурится.

Опустела ул..ца.

Св..тофор не унывает.

Под д..ждём ст..ит, моргает.

На погоду никогда

Он не об..жается.

Три в..сёлых ог..нька

В лужах отражаются.

- В каком значении употреблено слово ХМУРИТСЯ, в прямом и переносном?

- Почему?

- Назовите глаголы, которые автор употребил для изображения действия светофора как живого существа. О ком обычно так говорят?

- Выполните это упражнение письменно, с новой строки запишите номер упражнения. Вставьте пропущенные буквы и докажите.

- Какую букву в слове ТУЧ.. вставим? Почему?

- Какую букву вставим в слове УЛ..ЦА? Почему?

- Какую букву в слове СВ..ТОФОР вставим? Почему?

- Какую букву вставим в слове Д..ЖДЁМ? Почему?

- Какую букву в слове СТ..ИТ вставим? Почему?

- Какую букву вставим в слове ОБ..ЖАЕТСЯ? Почему?

- Какую букву вставим в слове В..СЁЛЫХ? Почему?

- Какую букву в слове ОГ..НЬКА вставим? Почему?

Верно, ребята, сядьте правильно, спишите это упражнение, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.

- Кто выполнил задание, проверьте, так ли вы вставили буквы, как я?

- Закройте тетради.

Сейчас мы немного отдохнем, я зачитаю вам стих, а вы слушайте внимательно.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:… (Низко).

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:… (Близко).

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты:… (Смельчак).

Теперь НАЧАЛО Я скажу,

Ну, отвечай:… (Конец).

- Как называются слова, которые мы называли?

- Я называю две пары имен прилагательных, если это антонимы, то вы приседаете, а если – синонимы, то подпрыгиваете.

Трудный – легкий(А)- приседают

Широкий – узкий (А) - приседают

Ненасытный – жадный (С) - подпрыгивают

Косой – кривой (С) - подпрыгивают

Грязный – чистый (А) - приседают

Дивный – чудесный (С)- подпрыгивают

Аккуратный – неряшливый (А) - приседают

Богатый – состоятельный (С) - подпрыгивают

Богатый – бедный (А) – приседают

- Прочитайте упражнение 68 про себя.

- Прочитай _____________ вслух.

Прочитайте.

Здра..ствуйте, в..робьи, м..рко..ь, су..ота, ..зык, ..вёс, сах..р, м..г..зин, ..льбом, вмест.., вес..ло, в..юга, р..бота, ж..лтый, сп..сибо, д..рога, хле.., м..роз, до св..дан..я, х..р..шо, изв..ните.

- Это упражнение мы выполним устно. Вставьте пропущенные буквы в слова.

- Будем выполнять по цепочке, начиная с первого ряда.

- Кто допустил ошибки? Вам необходимо дома повторить написание этих слов.

- К каким из данных слов можно подобрать синонимы?

- А к каким словам можно подобрать антонимы?

- Назовите «вежливые» слова?

- Когда их употребляют в речи?

- Составьте предложение с одним из слов.

- Верно, молодцы ребята!

- Прочитайте упражнение 73 на странице 44(-ой) про себя.

- Прочитай _____________ вслух.

1.С моря дул студёный ветер (холодный, прохладный). 2. В синем небе ярко сверкают звёзды (мигают, сияют). 3. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное). 4. По улице пронеслась пожарная машина (проехала, промчалась).

- Это упражнение мы будем выполнять по вариантам.

- На следующей строке в тетради запишите упражнение 73.

- Первый вариант будет выполнять 1 и 2 предложение. Второй вариант - 3 и 4 предложение.

- Спишите предложения, заменяя выделенные слова синонимами в скобках.

- Первый вариант будет разбирать 1 предложение по членам. Второй вариант – 4 предложение.

- Каким синонимом заменили слово СТУДЁНЫЙ? Почему?

- Каким синонимом заменили слово СВЕРКАЮТ? Почему?

- Каким синонимом заменили слово ЖАРКОЕ? Почему?

- Каким синонимом заменили слово ПРОНЕСЛАСЬ? Почему?

- Как ты _____________ разобрал первое предложение по членам?

- Как ты _____________ разобрал четвертое предложение?

- Верно ребята, молодцы!

- Закройте тетради.

- Откройте дневники, запишем домашнее задание, упр. 72 стр. 44.

- Закройте дневники, отложите на подставку.

- С каким новыми понятиями вы познакомились на уроке?

- Чему вы научились?

- Что вам понравилось?

- Если вам было интересно и легко работать на уроке, покажите веселый смайлик, если вам было сложно и неинтересно, покажите грустный смайлик.

- Одинаковое расстояние, сверху шляпка.

- Палочки не параллельные, шляпка на палочках, волнистая.

- ______________

- Полина.

- ______________

- Погода.

- Букву О.

- Это природное явление. Когда солнце светит или дождь идет.

- По-го-да.

- Это непогода.

- «Зашумела, разгулялась в поле непогода».

- Противоположные.

- Здесь есть противопоставление.

- Грустный – весёлый

- Чёрный – белый

- Толстый – тонкий

- Эти пары слов объединяет противоположное значение.

- Антонимы.

- Метель, буран, вьюга.

- Буря.

- Это синонимы.

- Синонимы – это слова, близкие, но отличающиеся оттенками значения слова, отвечающие на один и тот же вопрос.

-Речь должна быть красочной, точной, правильной, чтобы интересно было слушать.

- О словах антонимах и синонимах.

- Синонимы – это слова, которые пишутся по-разному, но смысл один.

- Антонимы – это противоположные по смыслу слова.

- В алфавитном порядке.

- Врач.

- Мир.

- Занимательный, прекрасный.

- Сзади, трусость.

- В переносном.

- Хмурится, может не только туча, но и люди.

- Не унывает, стоит, моргает, не обижается. Так говорят о людях.

- Букву А, -ча, -ща, пиши с буквой А.

- Букву И, это словарное слово.

- Букву Е, проверочное слово свЕт.

- Букву О, проверочное слово дОждь.

- Букву О, проверочное слово стОя.

- Букву И, проверочное слово обИда.

- Букву Е, проверочное слово вЕсело.

- Букву О, проверочное слово огОнь.

Синонимы и антонимы.

- ЗдраВствуйте, вОробьи, мОркоВь, суББота, Язык, Овёс, сахАр, мАгАзин, Альбом, вместЕ, весЕло, вЬюга, рАбота, жЁлтый, спАсибо, дОрога, хлеБ, мОроз, до свИданИя, хОрОшо, извИните.

- Вьюга – метель, пурга, вместе – вдвоем, втроем,

извините – простите.

- Здравствуйте – до свидания, сахар – соль, весело – грустно, работа – выходной, спасибо – пожалуйста, мороз – жара, хорошо – плохо.

- Здравствуйте, спасибо, до свидания, извините.

- Когда здороваются, желают здоровья; благодарят за что-то.

- Ответы детей.

- Холодный.

- Сияют.

- Безоблачное.

- Промчалась.

- С моря дул холодный ветер.

С – предлог

Моря- существительное

Дул – глагол

Холодный – прилагательное

ветер-существительное

ветер(какой?)холодный

Дул(откуда?)с моря

- По улице промчалась пожарная машина.

По – предлог

Улице - существительное

Промчалась – глагол

Пожарная – прилагательное

Машина – существительное

машина (какая?) пожарная

промчалась (где?) по улице

- Синонимы и антонимы.

Слайд 1

Слайд 2  - п..года

погόда

Слайд 3  - непогόда

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

 (определения слов)

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 10

(появляются пропущенные буквы)

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 12 (появляются пропущенные буквы)

Слайд 13

Слайд 14

(появляются синонимы)

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Есть общее название. Природы состояния, От времени года Зависит … Погода

Слайд 2

п..года о ′

Слайд 3

н еп о гόда

Слайд 4

Раньше словом погода называли только хорошее, ясное, сухое время. Люди тогда говорили: «Сей под погоду, будешь есть хлеб год от году». А время, когда шёл дождь или мела метель, называли непогодой : «Зашумела, разгулялась в поле непогода».

Слайд 5

1. «Грустный клоун громко плачет, А весёлый клоун скачет, Хочет подвиг совершить – Хочет рёву рассмешить». 2. «Долго рисовала Даша Птиц оранжевой гуашью, Но вмешался Дима в дело: «Ворон – чёрный, голубь – белый». 3. «Очень толстый червячок Яблоку погрыз бочок. С тонким он теперь соседом О скворцах ведёт беседу».

Слайд 6

Грустный – весёлый Чёрный – белый Толстый – тонкий

Слайд 7

НЕПОГОДА Вьюга – снежная буря Буран – снежная буря, метель в степи Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром Метель – сильный ветер со снегом, вьюга

Слайд 9

Интер é сный - Кр á сивый - Впереди ́ - Му́жество - Заним á тельный Прекра́сный Сз á ди Тру́сость

Слайд 10

В небе туч.. хмурится . Опустела ул..ца. Св..тофор не унывает. Под д..ждём ст..ит, моргает. На погоду никогда Он не об..жается. Три в..сёлых ог..нька В лужах отражаются. а и е о и е о о

Слайд 12

Здра..ствуйте, в..робьи, м..рко..ь, су....ота, ..зык, ..вёс, сах..р, м..г..зин, ..льбом, вмест.., вес..ло, в..юга, р..бота, ж..лтый, сп..сибо, д..рога, хле.., м..роз, до св..дан..я, х..р..шо, изв..ните. в я е о и о а а о о ь б о а ё и а а а в и о бб е о

Слайд 13

1 вариант - 1.С моря дул студёный ветер (холодный, прохладный). 2. В синем небе ярко сверкают звёзды (мигают, сияют). 2 вариант - 3. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное). 4. По улице пронеслась пожарная машина (проехала, промчалась).

Слайд 14

Студёный - Сверкают - Жаркое - Пронеслась - Холодный Сияют Безоблачное Промчалась

Слайд 15

С моря дул холодный ветер. пр. сущ. глаг. прил. сущ. С моря дул холодный ветер . ветер (какой?) холодный дул (откуда?) с моря

Слайд 16

По улице промчалась пожарная машина. пр. сущ. глаг. По улице промчалась прил. сущ. пожарная машина. машина (какая?) пожарная промчалась (где?) по улице

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку " Синонимы и антонимы" УМК "Школа России" 2 класс

Материал урока ставит цель совершенствовать умение учащихся подбирать синонимы и антонимы к словам, что приводит к расширению словарного запаса детей, обогащает их устную и письменную речь....

Конспект урока по русскому языку "Синонимы в тексте"

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Антонимы"

Цель деятельности учителя: - расширить знания учащихся об антонимах;- способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи  антонимы.Программа "Перспективная начальная ...

Конспект урока по русскому языку "Синонимы"

Конспект урока по русскому языку "Синонимы"...

Конспект урока по русскому языку "Синонимы" 4 класс

Конспект урока по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку "Синонимы" 4 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: СинонимыЦели деятельности учителя: формирования умения работать со словарём синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимыПланируемые результатыПред...