Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф,ф.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Семьян Анастасия Александровна

Познакомить учащихся с новыми звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф; научить писать строчную букву ф; формировать навыки чтения  умение ставить логическое ударение, следить за культурой речи учащихся, учить работать с текстом; обогащать словарный запас учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по обучению грамоте330.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Старовичугская средняя школа имени Г.В. Писарева

Открытый урок

по обучению грамоте

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф,ф.

Семь футов под килем=. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Учитель:

Семьян Анастасия

Александровна

Старая Вичуга – 2015

Тема:  Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф,ф. Написание строчной буквы ф. Чтение и письмо с изученной буквой.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с новыми звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф; научить писать строчную букву ф; формировать навыки чтения  умение ставить логическое ударение, следить за культурой речи учащихся, учить работать с текстом; обогащать словарный запас учащихся.
  • Продолжить работу по составлению парных звонких и глухих согласных звуков, развивать орфографическую зоркость при чтении текстов.
  • Воспитывать у детей чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране.

Оборудование:  Кассы букв, слоговые таблицы, таблицы со словами, модели- схемы звуков, раздаточные листы.

Ход урока

I. Организационный момент

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Урок наш будет необычным. Мы отправимся в путешествие. Вот карта нашего пути.

Учитель на доске открывает карту Слайд 2

- Во время нашего путешествия мы будем делать небольшие остановки, и выполнять различные задания.

- Итак, наше путешествие начинается!

II. Повторение пройденного

Слайд 3 А вот на каком виде транспорта мы отправимся в путь, нам предстоит узнать. Для этого прочитаем отрывок из произведения А.С.Пушкина. Читает Аня Середова:

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

- Так на чём мы отправимся в путешествие? (На корабле)

- Из какой сказки А.С.Пушкина взят отрывок? («Сказка о царе Салтане…»)

- Наше путешествие мы совершим на корабле.

- А как называется наш корабль, мы узнаем, прочитав рассказ №1 на листочках. («Каравелла»). Пожалуйста, Настя Орлова читай текст.

Дети читают на листочках, а также текст выводится на экран Слайд 4

Каравелла

Дул ветер. Он выл как волк, и ломал ветки на дереве.

В море гуляли волны. Они, как кони, играли кудрявыми гривами.

А далеко и ловко летела над волнами каравелла.

- Прочитайте первых 2 предложения и подумайте, какая погода стояла на море? (плохая, дул ветер, был шторм)

- С кем автор сравнивает ветер? Почему?  (ветер сравнивается с волком, т.к. он выл так же как волк)

- Прочитайте рассказ про себя и найдите отрывок, в котором автор описывает море (В море гуляли волны.Они как кони, играли кудрявыми гривами.)

Чтение отрывка

- На кого похожи волны по мнению автора? (Когда на море сильный ветер, он поднимает высокие волны с белой пеной, которая похожа на кудрявые гривы лошадей.Кто был на море, тот наверняка видел такие волны.)

- А как же называется корабль, на котором мы будем совершать морское путешествие?

- Итак, мы отправляемся в морское плавание на каравелле.

- Рассмотрите изображение каравеллы.

На доске рисунок с изображением Каравеллы.Слайд 5

-Каравелла – морское парусное судно с одной палубой и высокими бортами. Имеет 3-4 мачты.

- Для того чтобы отправиться в путь, нам нужен капитан корабля. Но чтобы с ним познакомиться, необходимо выполнить следующие задания. Вы готовы?

1. Отгадайте загадку

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы)

2. Повторение пройденного о буквах

- Посмотрите  на ленту букв. Как много букв русского алфавита мы уже знаем! Обратите внимание на цвет нашей ленты и ответьте на вопросы:

- На какие 2 группы мы можем разделить эти буквы? (Гласные и согласные)

- Назовите гласные буквы.

- Что вы можете о них рассказать? Настя Орлова - (Гласные буквы обозначают звуки, которые произносятся без преград, с голосом.Гласные верхнего ряда указывают на твёрдость согласного звука, гласные нижнего ряда – на мягкость.)

- Чтобы открыть картину, на которой изображен наш капитан, назовите гласные, которые могут обозначать 2 звука – Маша Ракова (я, ё, ю, е).

Учитель открывает портрет. Слайд 6

- Итак, нашим капитаном будет мальчик. Его имя тоже содержит 4 буквы. А как его зовут, вы узнаете, прочитав небольшой рассказ, который напечатан на ваших листочках. Рассказ №2. Читает Дырварь Влад.

Адмирал Федя

Доверили Феде корабль, катер и лодку. На корабле флаг. На Феде форма. Федя адмирал. Идет он вокруг фонтана ведет флот на веревочке.

- Как зовут нашего капитана? (Федя)

Прослушайте ещё раз рассказ и скажите, что вёл Федя на верёвочке? (Катер, корабль, лодку, флот)

-Что такое флот?Слайд 7

(Флот -  крупное объединение объектов (кораблейсудов) для использования в какой либо среде и действующий на морях и других водных объектах) 

III. Новый материал

- Наш корабль заходит в первый порт «Новознайкино».Слайд 8

- Как вы думаете, почему он так называется?

- Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквами, которые их обозначают; научимся писать строчную букву; будем писать слова, предложения. Так что будьте внимательны и активны!

1. Знакомство с новыми звуками

- С какого звука начинается слово флот?

- Произнесите его (ф)

- Что вы можете о нём сказать? Дайте характеристику. (Согласный, твёрдый, глухой)

- Назовите «цепочкой» каждый последующий звук.

(л-согл.,тв.,зв) (о-гласн)(т-согл.,тв., глух.)

- Работа в паре. Выложите звуковую модель слова. 

Один ученик выкладывает звуковую схему слова у доски, остальные работают на местах.

Проверка:

- С какого звука начинается слово Федя?

- Произнесите его (ф’)

- Что вы можете рассказать об этом звуке? (согл.,мягк.,глух)

Следующие звуки в этом слове какие? (е-гласн.), ( д’ – согл.,мягк., звонк.),(а-гласн)

-С какими новыми звуками мы познакомились? (Со звуками ф и ф’ Согласный, глухой, может быть твёрдым или мягким.)

2. Игра «Где звук?». Физминутка

- Когда услышите новые звуки [ф], [ф’], будете вставать, если таких звуков нет – сядете на свои места.

Слушайте внимательно

фартук

винт

волны

Жираф

фокусник

ширма

конфета

Туфли

фикус

фонтан

ковры

Голова

3. Знакомство с буквами Ф, ф

- Два звука [ф], [ф’] обозначает буква Ф. (Показ букв – Слайд 9)

- Почему здесь напечатаны 2 буквы? (Заглавная и маленькая)

- На что похожа буква?Поработайте в паре, попробуйте из  ниток выложить эту букву.

- Послушайте, что пишет А.Шибаев:

Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.

Закрепление

- Ребята, так как же зовут нашего капитана? 

- С какой буквы начинается его имя?

- Какие звуки она обозначает?

4. Закрепление оптического восприятия буквы

- Прочитайте ещё раз текст «Адмирал Федя» и подчеркните слова с буквой Ф.

Мы стояли в порту «Новознайкино», мы справились с поставленной задачей, узнали новое о букве и звуках? Мы можем плыть дальше?

5. Письмо строчной буквы ф

- Второй порт, который мы посетим – порт «Написалкино».Слайд 10

- Как вы думаете, чем мы буде здесь заниматься?

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

-Ребята, посмотрите на первой строчке напечатана заглавная и строчная печатная буква Ф, мы с вами печатали такие буквы, правда? Давайте вспомним из каких элементов состоят буквы? (из прямой линии и 2 овалов)

Начинаем печатать букву с овала сверху вниз, далее прямая линия и переходим на 2 овал сверху вниз. Замечательно, вы молодцы!

  • Теперь посмотрите на 2 строчку, на второй строчке уже идет письменная строчная буква ф и ее элементы. Из каких элементов состоит буква? (Прямой наклонной линии и двух овалов.)
  •  Давайте посмотрим на экран, как пишется эта буква.
  • Письмо буквы « в воздухе».
  • Попробуем написать аккуратно в прописях.

б) Прочитаем теперь слоги с доски, хором, все вместе. Слайд 11

Поработаем в прописях, запишем слоги с буквой ф.

На третьей строчке записываем слоги с буквой Ф под диктовку. Слушаем внимательно.

7. Работа со словами Слайд 12

Прочитаем слова которые представлены на следующем слайде все вместе.

Шарф, кофта, кефир, кофе, сарафан, филин, фокус, фиалка, фрукты, факел

8. Работа в прописях

Запишем теперь слова ,которые написаны в наших прописях. Читаем их.

Ребята мы побывали в порту «Написалкино», мы справились с заданиями, все получилось у нас? Поплыли дальше.

IV. Закрепление пройденного

- Последний порт, который мы сегодня посетим – порт «Закреплялкино».Слайд 13 В этом порту очень много предметов на нашу новую буку, посмотрите на картинку и составьте по ней предложения, начиная свой ответ так: На картинке нарисовано… 

10. Чтение и запись предложений

- Прочитайте предложение, записанное в прописях. (В Африке растет фикус.). В каких словах в предложении встречается наша буква Ф? (Африка, фикус). Запишем его правильно к себе в пропись.

V. Итог урока

- Мы проделали длинный путь. И пока мы плыли от одного порта к другому, то проплывали многие страны и города.

- Давайте прочитаем названия некоторых из них.

- Почему слова Феодосия, Флоренция, Франция напечатаны с заглавной буквы?

- Как называется эта буква?

- Что вы о ней знаете?

- Что ещё нового и интересного узнали на уроке? (познакомились сновой буквой, с новыми звуками, узнали новые слова и их значения)

Ребят, у вас на столах лежат картинки корабля каравеллы, если вам урок понравился и вы считаете, что вы все поняли и запомнили, поднимите свою каравеллу Слайд 14

В память о нашем уроке, я дарю вам эти рисунки с изображением каравеллы. Желаю вам попутного ветра и доброго пути. Урок окончен.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Каравелла

Дул ветер. Он выл как волк, и ломал ветки на дереве.

В море гуляли волны. Они, как кони, играли кудрявыми гривами.

А далеко и ловко летела над волнами каравелла.

  1. Адмирал Федя

Доверили Феде корабль, катер и лодку. На корабле флаг. На Феде форма. Федя адмирал. Идет он вокруг фонтана ведет флот на веревочке.

Феодосия – город в Крыму на берегу Чёрного моря.

Флоренция – один из красивейших городов Италии

Франция – государство в Западной Европе. Столица Франции – город Париж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...