Конспект урока по русскому языку "Слово как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Максимова Мария Владимировна

Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Слово как часть речи" по программе "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema.docx317.89 КБ
Файл k_slovu_kak_chasti_rechi.pptx733.13 КБ
Microsoft Office document icon slovo_kak_chast_rechi_4_kl.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\ПК\Desktop\hello_html_5c24c738.png

C:\Users\ПК\Desktop\hello_html_5c24c738.png

C:\Users\ПК\Desktop\hello_html_5c24c738.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

25 ноября

Слайд 2

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Беседка Закуска Брошь Сторож Подготовка Жираф Сковородка Березка Прелестный Гигантский Честный Капустный Счастливый Проездной Местный Грустный Пробегал Дремал Приближался Глядит Опередить Положу

Слайд 5

Тема урока: «Слово как часть речи». Цель урока: научится распознавать части речи.

Слайд 7

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка .



Предварительный просмотр:

        

Тема урока: «Слово как часть речи».

Цели урока: дать общее представление о понятии «грамматическое значение»; рассмотреть понятие «части речи» на новом уровне; показать роль окончаний в выражении грамматических значений.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развить самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать, воспитывать любовь к родному языку;
  • Предметные: понимание основных принципов выделения частей речи; умение определить имя существительное, имя прилагательное, глагол и указать их основные грамматические признаки.

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Перспектива», 4 класс 1 часть, презентация, раздаточный материал.

Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Словесный: ответы на вопросы;

- Словарная работа

Практический:

выполнение упражнения по слайду

3 мин.

5 мин.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Владимировна, сегодня я у вас буду вести урок русского языка. Садитесь.

Я, ты, он, она, вместе дружная семья! Улыбнись соседу справа. Улыбнись соседу слева. И пожелайте всем хорошего дня!

-Откройте свои тетради и давайте запишем сегодняшнее число.

-Послушайте слова и подумайте, на сколько групп можно разделить их.

-Прелестный, пробегал, беседка, гигантский, дремал, закуска, честный, капустный, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, жираф, сковородка, грустный, березка, опередить, положу.

-Запишем слова в три столбика.

-По какому признаку вы разделили слова на три группы? (1 способ: по орфограмме – слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными в корне. Способ 2: по частям речи).

-Что общего у всех групп слов? (Орфограммы корня, они проверяются способом подбора однокоренных слов.)

-Подчеркните орфограммы.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте. Рядом с правильно написанным словом, поставьте плюс или галочку.

Приветствуют учителя

Воспринимают вопрос, обдумывают, формулируют ответ, опираясь на стихотворение

Выполняют упражнение в тетрадях

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4. Мотивационный этап

Словесный: Рассказ учителя, чтение письма

Наглядный: показ письма на слайде

7 мин.

-Вспомните, сколько слов в толковом словаре русского языка В.И. Даля. (200 000).

-А в словаре С.И. Ожегова? (57 000 слов).

-Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? (Надо их как – то разложить по порядку).

-Конечно, надо наводить порядок. А как? Слова нужно сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова молоко и смеяться, на другую – по и восемь? Будет ли порядок?

-Как же классифицировать слова? (Разделить по группам).

-Что значит классифицировать? (Распределить по группам, классам).

-Значит, нам надо определить условие (что – то общее), по которому слова в языке можно разбить на классы. Подумайте над этим, а поможет вам схема на слайде.

-Кто может сформулировать тему нашего урока? («Слово как часть речи»).

-Определите цели. ( Научится распознавать части речи).

Отвечают на вопрос, слушают

                                           

Отвечают на вопросы

Формулируют тему, ставят цели урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5. Постановка и решение  учебной задачи

Практический:

Работа по учебнику, запись в тетрадки

Частично — поисковый: задание по учебнику, находят подходящие слова по смыслу

Словесный: формулирование мыслей

Практический: групповая работа (с парах)

Практический:

Парная работа по учебнику

Поисковой: поиск словарных слов в словарике

3 мин.

15 мин.

-Сейчас вы поработаете в парах и заполните нашу схему. А потом все вместе ее проверим.

Упр. 198.

-Прочитайте слова. Какие части речи вы узнали?

-Как определить, к какой части речи относится слово? (Поставить вопрос к слову в начальной речи).

-Вы будете сейчас выходить к доске, называть слово, ставить к нему вопрос и записывать слово в один из столбиков.

-Прочитайте сообщение Совёнка на 113 странице.

-Как вы понимаете словосочетание грамматическое значение?

-Чем грамматическое значение отличается от лексического значения?

-Грамматические значения могут быть общими. Прочитайте, что относится к общим грамматическим значениям. (Значение предмета, признак предмета, действия).

-Подумайте, что мы выделяем на основе общих грамматических значений. (К какой части речи относится слово).

Читают текст по учебнику

Выполняют упражнение в тетради, письменно

Слушают

Отвечают на вопросы

Выполняют упражнение со слайда, устно, опираясь на таблицу

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Физ. минутка.

2 мин.

Показывает движения.

Повторяет движения.

6. Решение частных учебных задач

Словесный: анализируют, формулируют мысли, отвечают на вопросы

Практический: работа в команде, выполнение заданий, используя полученные знания

7 мин.

Упр. 199.

Ученый Л.В. Щерба придумал предложение, которое удивляет, а потом становится понятным. Прочитайте его. Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Поразмышляйте над этим странным предложением.

- Предложение "про глокую куздру" убеждает нас в том, что и окончания вносят в слово свое значение. Какое? (грамматическое).

 - Можно ли сказать, о ком говорится в предложении?

-Определите части речи в этом предложении.

-Прочитайте сообщение профессора Самоварова.

-Прочитайте объяснения. Кто согласен с ними? Запишите их в тетрадь.

 Ищут существительные в тексте, определяют род

Распределяют слова по конвертам

Познавательные: проводить сравнение, классификацию.

7. Рефлексивный

Словесный: подводят итоги, вспоминают, анализируют

3 мин.

Пришло время подвести итог нашего урока.

-Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы этой цели?

-Какое еще значение, кроме лексического, может иметь слово?

-Какие самые общие грамматические значения вы узнали?

-Какие упражнения вам интересно было выполнять?

-Кто может похвалить себя за работу на уроке?

Подводят итоги, формулируют свои мысли, отвечают на вопросы

Оценивают свою работу на уроке, оценивают свои знания, приобретенные на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи"

Знакомство со служебными частями речи....

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...

План-конспект урока по русскому языку 3кл "Части речи. Имя существительное"

Конспект урока 3 класса по теме " Части речи. Имя существительное" Программа " Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по теме «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о местоимении как части речи, его роли в предложении. Планируемые результаты: Предметные: знать: определение местоимения, правила пр...