Конспект урока для 4 класса "Подробное изложение повествовательного характера"+презентация
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Ражабова Марина Данировна (Шакирьянова)

Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.

Планируемые результаты:

Предметные: выделять в процессе обсуждения значимые части текста; воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова); создавать вторичный текст; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); редактировать письменное высказывание;

Личностные: развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы; принимать и осваивать социальную роль обучающегося; понимать ответственность за свои поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Подробное изложение повествовательного текста.»

Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.

Планируемые результаты:

  • Предметные: выделять в процессе обсуждения значимые части текста; воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова); создавать вторичный текст; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); редактировать письменное высказывание;
  • Личностные: развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы; принимать и осваивать социальную роль обучающегося; понимать ответственность за свои поступки.

Тип урока: комбинированный.  

Оборудование: учебник 4 класс, 2 часть, рабочая тетрадь, карточки с опорой.

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1

Орг. Момент

Словесный: слово учителя

 1 мин

Приветствие учащихся, настрой на работу.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Л: положительное отношение к учебному процессу.

2

Мотивационный

Практический: разгадывание ребуса

Словесный: лексическое значение слова

 3 мин

Чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать вы должны разгадать ребус. Вы умеете их разгадывать?

Сейчас мы это и проворим. Посмотрите на слайд. (Мимоза)

Что такое мимоза? Объясните лексическое значение слова.

Мимоза — травы, кустарники или средней величины деревья с перистыми листьями.

Разгадывают ребус

Объясняют лексическое значение слова

Л: создание мотивации к усвоению нового материала

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

3

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: определение цели урока

Словесный: слово учителя

Словесный: озаглавливание текста

Словесный: анализ текста по частям

Практический: объяснение орфограмм в словах

Практический: пересказ частей текста

Практический: выполнение физкультминутки

20 мин

Предположите, что мы с вами сегодня будем делать? Сегодня будем не только говорить про мимозу, но и учиться писать подробное изложение. А что значит подробное изложение? (Изложение близкое к тексту, сохраняя стиль автора) Для чего мы пишем изложения?

Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Будем учиться правильно выражать свои мысли на письме)

Послушайте внимательно текст (с. 65 упр. 138).

Определите тип текста. Докажите. (Повествование с элементами описания). Назовите его тему и основную мысль. (Внимание и благодарность к родным, близким, знакомым приносят радость тому, кто благодарит, и тому, кого благодарят, кому оказывают внимание.)

Озаглавьте текст. («Мимоза»)

На сколько частей можно разделить текст? (На четыре)

О чём говорится в первой части? (Витя увидел веточки мимозы)

Как автор говорит о веточках? (Такие хрупкие, такие желтые и свежие, как первый теплый день)

Обратите внимание на то, как написана дата 8 Марта.

Назовите опорные слова в первой части.

Объясните написание окончаний прилагательных, безударных гласных в словах.

Перескажите первую часть.

О чём говорится во второй части? (Витя подарил маме открытку)

Прочитайте текст поздравительной открытки.

Как ответила мама на поздравление сына?

Назовите опорные слова во второй части.

Объясните написание слов с орфограммами в корне и окончании.

Перескажите вторую часть.

О чём говорится в третьей части? (Витя подарил Лене Поповой три веточки мимозы)

Назовите опорные слова в третьей части.

Перескажите третью часть.

О чём говорится в четвёртой части? (Никто из девочек, кроме Лены, не получил подарка в этот день)

Как автор называет мимозы в этой части? Уместно ли использование местоимения они в третьем предложении?

Обратите внимание на повторение слова такие. С какой целью автор несколько раз употребляет это слово?

Почему Лене казалось, что в цветах отражается солнце?

Назовите опорные слова в четвёртой части.

Перескажите четвертую часть.

У вас на столах лежат карточки с планом и со словами-помощниками. Вы можете смотреть на них, когда будете писать изложение.

Ребята, сколько у нас в тексте красных строк? Почему? (Пять красных строк. Они показывают начало каждой части)

Физкультминутка

Ставят цель урока

Отвечают на вопросы учителя

Слушают текст

Отвечают на вопросы учителя по прослушанному тексту

Делят текст на части

Определяют основную мысль части текста

Объясняют орфограммы в словах

Пересказывают часть

Определяют основную мысль части текста

Объясняют орфограммы в словах

Пересказывают часть

Определяют основную мысль части текста

Пересказывают часть

Определяют основную мысль части текста

Пересказывают часть

Отвечают на вопросы учителя

Повторяют движения

Р: в сотрудничестве с учителем ставить цели и задачи урока

П: понимание информации

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

К: умение логично и связно передавать информацию

4

Решение частных учебных задач

Практический: написание изложения

18 мин

Откройте свои тетради. Запишите:

2 марта

Изложение

(Название текста)

Обратите внимание, что точки в конце не ставим.

Еще раз прочитайте текст про себя, обратите внимание на сложные слова, а теперь используя план и слова-опоры, запишите получившийся рассказ в тетрадь.

Записывают подробное изложение текста

П: владеть рядом приемов решения задач.

Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей

5.

Итог урока.

Рефлексия

Словесный: чтение изложения

Словесный: слово учителя

 3 мин

Ребята, кто хочет прочесть свое изложение? Кто заметил ошибки, неточности? Что получилось хорошо?

Что мы делали с вами сегодня на уроке? Чему научились?

Поднимите руки кому было работать легко и у него все получилось. Спасибо, отпустите. А у кого возникли трудности? Какие?

Спасибо за работу, урок закончен.

Читают получившееся изложение

Проводят самоанализ

Р: осуществлять итоговый контроль.

Л: положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности, самоанализ и самоконтроль результата.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Е Ж Л Н И О З Е И 9 5 3 7 1 4 2 6 8

Слайд 3

И З Л О Ж Е Н И Е 1 2 3 4 5 7 6 8 9

Слайд 4

Мимоза — травы, кустарники или средней величины деревья с перистыми листьями.

Слайд 5

План : 1 . Букет мимозы 2. Поздравление сына 3 . Предложение мамы принято 4. В цветах отразилось солнце

Слайд 6

1. Витя, увидел, мимозы, веточки, хрупкие 2. поздравил, обеща ю слушаться, поблагодарила, предложила, Лена Попова 3. встретил, убежал, никто, лежали нежные веточки 4. Лена Попова, казалось, отражается солнце, особенные, первые

Слайд 7

Объясни написание выделенных букв: М и м о зы, вето чк и, ж ё лтые, св е жие, т ё плый, п о здравляю, о б е щаю, п о благ о дарила, п о ш ё л, уб е жал, благ о дарить, в стретил, н и кто, кла сс е, н е сла, казал о сь, со л нце.

Слайд 8

Напишите изложение по плану: 1 . Букет мимозы 2. Поздравление сына 3 . Предложение мамы принято 4. В цветах отразилось солнце

Слайд 9

1 . Букет мимозы 2. Поздравление сына 3. Предложение мамы принято 4. В цветах отразилось солнце Слова-помощники : План: 1. Витя, увидел, мимозы, веточки, хрупкие 2. поздравил, обеща ю слушаться, поблагодарила, предложила, Лена Попова 3. встретил, убежал, никто, лежали нежные веточки 4. Лена Попова, казалось, отражается солнце, особенные, первые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного характера во 2 классе. ФГОС "Школа России"

Это  обучение  написанию подробного изложения  повествовательного текста по  вопросам....

Конспект урока по теме "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.Планируемые результаты:Предметные:Знать содержание текста по плану,Знать тему и основную мысль текста...

Конспект урока литературного чтения "Изложение повествовательного текста «Заячья храбрость» Н. Богословский."

Цели: формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными  орфограммами.Планируемые результаты: Предметные:Знать: понятия «текст&r...

Конспект урока русского языка "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану" , УМК "Школа России", 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.Планируемые результаты:Предметные:Знать содержание текста по плану,Знать тему и основную мысль текста...