Урок обучения грамоте Тема: «Звонкие непарные согласные звуки»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок обучения  грамоте по "Азбуке" Н.В.Нечаевой

Тема: «Звонкие непарные согласные звуки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения  грамоте

Тема: «Звонкие непарные согласные звуки»

Тема урока:  Звонкие непарные согласные звуки

Цели урока:  создать условия для ознакомления учащихся  со звуками [л], [л’], [м], [м’] и буквами, которые их обозначают

Планируемые результаты:

Предметные:

соотносить  звуки  [л], [л’] с  обозначающей их буквой Лл, звуки [м], [м’] с обозначающей  их  буквой  Мм; уметь их характеризовать , слышать их в слове, подбирать слова с данными звуками, находить букву данного звука в слове; уметь читать схемы слов, подбирать схемы к названиям нарисованных предметов; моделировать схемы, анализировать предложенную модель звукового состава слова, соотносить заданное слово с соответствующей  ему моделью; уметь классифицировать звуки по заданному основанию: гласные-согласные, твёрдые -мягкие, проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов; находить изучаемые буквы в слове; уметь практически использовать изученные буквы; правильно называть изученные предметы, понимать их назначение.

Метапредметные:

регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действий в учебном материале; оценивать, совместно с учителем, результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы;

познавательные: искать нужную информацию на страницах Азбуки, «считывать информацию» с рисунков; понимать знаки и символы, модели учебника; понимать заданный вопрос; подводить языковой факт под понятия: речь устная и письменная, звуки- буквы, звуки гласные и согласные;

коммуникативные: учиться правилам общения ; адекватно реагировать на обращения учителя; основам работы на уроке в разных формах.

Ход урока:

I.Орг. этап

  1. (На доске картинка солнышка)

 Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Давайте улыбнёмся друг другу,

И  пусть у нас будет солнечным наше настроение.

Ты готов начать урок чтения?

II.Актуализация знаний

1) -Что помогает человеку в общении?

 Давайте поработаем в парах и составим кластер по теме «Речь»

Речь

- Речь бывает устной и письменной.

 -Наша речь состоит из предложений.

- Предложение состоит из слов.

-Слова состоят из букв в письменной речи и из звуков в устной речи

Разминка:

-Рассмотрите буквы

А   Л   Ы    Э    О   У   И    М  

-Что заметили?

-Какие буквы лишние? Почему?

II. Работа по теме урока

1.Формулирование  темы урока

-Над какой темой мы будем сегодня работать?

-Какие задачи поставим перед собой на уроке ?

2.Знакомство с буквами Л, л и звуками [л], [л’]

- К нам пришла гостья. Хотите узнать, кто это? Отгадайте загадку( читает читающий ученик)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса)

-картинку  с изображением лисы ученики  находят на стене класса

3.Ссоставление схемы слова «лиса»( самостоятельно в учебниках на с. 23, один ученик у доски)

-взаимопроверка

-проверка работы у доски

-Какой звук стоит в начале слова? ([л’])

Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружись. Полетели

И на землю тихо сели.

(Дети садятся по местам)

4. Определение места звука в слове

Исследовательская работа (работа в группах)

- Рассмотрите  рисунки  верхнего ряда

1 группа:  Назовите слова, в названиях которых встречается звук  [л’]

2 группа:  Назовите слова, в названиях которых встречается звук  [л]

3 группа:  Придумайте слова, в которых встречаются звуки  [л], [л’]

Проверка работы в группах. Дети дают характеристику звуков[л], [л’]

5. Знакомство с буквами Лл

-Какой буквой обозначаются звуки  [л], [л’] на письме?        

– Найдите её среди данных букв.

На на доске  выставлены  изученные гласные буквы и Л, М. Дети находят букву Л.

-Найти в классе на стене письменные Лл

-Буква Л бывает печатная и письменная

 -На что похожа эта  печатная буква?

Физкультминутка (пальчиковая)

Весёлый кролик Банни

Резвился на поляне.

А если шорох слышит,

Замрёт он и не дышит.

И на его макушке

Встают как стрелки ушки.

А домик его норка

Под ёлкой у пригорка.

Он к ёлке подбегает,

Прыг- и в неё ныряет.

6.Работа в тетради

– Печатание букв в тетрадях с. 12

– Почему букв – две? (Заглавная и маленькая.)

– Для чего нужны заглавные буквы? Маленькие? Приведите примеры слов

7.Знакомство с буквами М, м и звуками [м], [м’]

Исследовательская работа (работа в группах)

- Рассмотрите  рисунки  верхнего ряда. Возьмите простой карандаш, за 1 минуту отметьте предметы, в названиях которых есть звуки:

3 гр.:  Назовите слова, в названиях которых встречается звук  [м’]

2 гр.:  Придумайте слова, в которых встречаются звуки  [м], [м’]

1 гр.:  Назовите слова, в названиях которых встречается звук  [м]

Проверка работы в группах. Дети дают характеристику звуков[м], [м’]

 Знакомство с буквами Мм

-Какой буквой обозначаются звуки  [м], [м’] на письме?        

-Найдите её среди данных букв

На на доске  выставлены  изученные гласные буквы и Л, М. Дети находят букву М.

-Найти в классе на стене письменные Мм

-Буква М бывает печатная и письменная

- На что похожа эта  печатная буква?

8.Работа в тетради

– Печатание букв в тетрадях с. 12

– Почему букв – две? (Заглавная и маленькая). Приведите  примеры слов

Дыхательная разминка

А)  У,     О,    А.     И     Э

-Назовите  звуки.

протяжно,

 отрывисто

с удивлением  

Б)  Дети поют на мотив песни «В лесу родилась ёлочка»

А-А-А-А-А-А-А-А

О-О-О-О-О-О

У-У-У-У-У-У-У-У

И-И-И-И-И-И

Молодцы!  Мы подготовили свой речевой аппарат к работе. Продолжаем дальше трудиться.

III.Чтение слогов и слов с изученными буквами

1.Чтение слогов с. 13 тетради :

Буква Л М дружат с гласными буквами. С какими,  узнаем, прочитав слоги в тетради с. 13

1.Игра «Эхо» (первичное чтение)

-Первый учащийся читает. Весь класс повторяет.

-Второй учащийся читает. Весь класс повторяет.

2.Игра «Повтори» (повторное чтение)

I столбик- читают девочки

                 повторяют мальчики.

II столбик- читают мальчики

                 повторяют девочки.

-самостоятельное чтение

2.Чтение слогов из таблицы  с. 13 тетради

-самостоятельное чтение

-составление слов из  данных слогов

3.Чтение слов из учебника с. 23

Прочитайте слова, в которых есть звуки  - [л] [л,] 

 - [м] [м,] и те и другие звуки

IV.Закрепление пройденного.

1.Работа со схемой слова

  -Какому слову соответствует данная схема?

-Составьте схему слова «муха »( самостоятельно в учебниках на с. 23, один ученик у доски)

Индивидуальные задания : на наборном полотне « расшифровать слова», составить  схему  слов «моряк», «метла»

-Проверка работы

2. Составление предложений по схемам

_______   и   _______  -   __________   __________   .

__________      __________   __________.

А   ___            _______        -       ?       .

3. Творческое задание

 - Какие задания с этими слогами  вы придумали бы для учеников 1 «а» класса?

Игра «Доскажи  до словечка»

Ла…(-па,  -комка, -сточка), му…(-ка), ля…(-гушка), лу…(-на), мы..(-ло), лю…(-бимый), лы…(-жи), ли…(-са)

4.  Работа над скороговоркой

 –Чтение  скороговорки (читающий ученик)

Мёд  в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много пчёл.

Задание:

1 ряд: считают  слова с буквой  Л

2 ряд: считают  слова с буквой  М

3 ряд:  считают  слова с буквами  Л   М

Работа над произношением звуков [л], [л’], [м], [м’]

-Кто быстрее произнесёт эту скороговорку.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

        Продолжите предложения:

1.Мы познакомились с буквами…

2.Какие звуки обозначает буква Л?

3.Какие звуки обозначает буква М ?

4.Я научился…

5.Я узнал на уроке…

6.Мне было трудно, когда…

7.Мне было интересно

- Где можно применить полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте Тема: «Звонкие непарные согласные звуки»

Урок обучения  грамоте по "Азбуке" Н.В.НечаевойТема: «Звонкие непарные согласные звуки»...

Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [ р] [р’]. Буквы Р р."

Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [ р] [р’]. Буквы Р р."  проведён по программе "Школы России" по ФГОС. Есть работа с интерактивной доской, с печатными тетрадями, просмотр мультфи...

конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [с], [с ’ ], буква с. Строчная буква «с»». "

конспект урока обучения грамоте разработан в соответствии ФГОС НОО по УМК "Школа 2100" для 1 класса...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме"

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающим с УМК "школа 2100"...

Задания для самостоятельной работы. 1 класс. Обучение грамоте. Темы: Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь, общее правило переноса, правила записи высказывания.

Задания для самостоятельной работы. Обучение грамоте. 1 класс.Темы: 1. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь.2. Общее правило переноса. 3. Правила записи высказывания....

Урок обучения грамоте в 1 классе «Согласные звуки [м], [м\']. Буквы М, м»

Урок обучения грамоте в 1 классе«Согласные звуки [м], [м\']. Буквы М, м»...