Тема: «Существительные с суффиксом – ик- -ек .С учётом наличия беглого гласного» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка 4 класс по программе ПНШ. Данный урок является вторым в системе уроков "Орфограммы в суффиксах слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Существительные с суффиксом  – ик- -ек»

Цель:        создать условия для формирования  знаний учащихся в написании суффикса – ик- -ек-

Задачи:   - познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик;

                - повторить  основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит  за   корнем;

         -способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания,  умения   переключать  свое внимание, восприятия, связной речи;

         -создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Формирование УУД:

-познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей:  логические: - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

-личностные УУД:  самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет. 

-коммуникативные УУД: сотрудничают в поиске и сборе информации, выполняют работу по цепочке, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника.

-регулятивные УУД : (базовый) Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; принимать и сохранить учебную задачу;

оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе);

(повышенный):в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Ход урока

Этапы урока

форма организации урока

учитель

учащиеся

формирование УУД

  1. 1.Орг. момент

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Чтоб урок начать быстрее,

Нужно всем стоять ровнее.

    -  Сегодня у нас необычный урок русского языка и к нам пришло много гостей. Повернитесь, пожалуйста, поздоровайтесь кивком головы.

Не зря говорят: Гость недолго гостит, да много видит. Я предлагаю вам сегодня поработать так, чтобы у наших гостей, да и у нас с вами осталось хорошее настроение.

Девизом урока предлагаю пословицу.  «Знания собираются по капле!»                                                    (слайд 1)

-Прочитайте. Как вы её понимаете?

(Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу)

2.Этап актуализации знаний

3.Этап формирования новых знаний, умений

Создание проблемной ситуации

4.Целепологание

Работа в парах (чистописание)

- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока,  вид работы, выделите орфограммы.      (слайд 2)

(Картинный словарный диктант)
Собака, учитель, фиолетовый, фиалка, иней, класс, сорока.                                                                
(слайд 3-9)

- Проверьте выполнение работы и оцените себя. (Самопроверка по слайду.)                       (слайд 10)

- Разбейте на пары, представленную на доске запись:

икикик   екекек

- Запишите их в тетрадь, чередуя.

-Поменяйтесь тетрадочками, подчеркните у соседа наиболее удачные сочетания букв.

-Ребята, давайте вернёмся к чистописанию.

-Как вы думаете, какими частями слова могут быть эти записи? Ответ  вы найдете, если вернетесь к словарным словам и сложите первые буквы в слово. Какое слово у вас получилось?                                                      (слайд 11)

-Какие части слова вы знаете?

 -Что такое корень?

 

-Что такое окончание?

-Что такое суффикс?

-Сформулировать тему урока нам поможет вот это стихотворение, записанное на слайде.

- Прочитайте стихотворение на слайде:

У Буратино в сказке
Есть ключ.к золотой.
Откроет этим ключ.ком
Замоч.к нам с тобой.
                                                   (слайд 12)

- Назовите слова с пропуском букв.

- В какой части слова орфограммы?

- Вставьте пропущенные буквы в окошко. Кто не уверен, какую букву надо писать в суффиксе, напишите выбор букв или оставьте окошко.

-В чем возникло затруднение?

-Значит, чем мы будем заниматься на уроке?

Тема урока: http://festival.1september.ru/articles/637173/Image2378.gif

                                                                  (слайд 13)

Задачи урока:

 

 1 марта

Классная работа

Дети проверяют словарные слова

оцените

суффикс

-корень, суффикс, окончание

-общая часть основ родственных слов, в которой хранится их общий смысл, называется корнем слова

-Часть слова, которая изменяется, называется окончанием

-Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, если она стоит после корня

Читают.

Ключик, ключиком, замочек.

В суффиксе

Варианты работ:

  • ключИк
  • ключЕк
  • ключ.к

ключЕ/Ик

Какую букву писать в суффиксе?

Правописание суффиксов –ек, -ик.

Суффикс – ик- -ек-Продолжить знакомство с суффиксами существительных, находить и правильно обозначать суффикс – ик- -ек- в словах познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик;

ПознавательныеУУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

Регулятивные УУД:

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей

Регулятивные УУД (базовый):принимать и сохранить учебную задачу.

Регулятивные УУД (повышенный):в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

5. Этап

формирования новых знаний, умений

Работа в группах

-Начнём изучение темы с примера из сказки «Страна невыученных уроков», которую написала Лия Борисовна Гераскина. У входа в «Страну невыученных уроков» двоечника Витю Перестукина и его кота Кузю встретили странные человечки, которых Витя и его кот назвали Крючок и Палка. Вите было дано задание: правильно написать слова «замочек» и «ключик». Только в этом случае ключ отопрёт замок. Знание темы «Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-), которую мы будем рассматривать, помогло герою справиться с заданием.

(отрывок из мультфильма)

 -У Вити было слово – помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик –  (нет) ключика.                                                                                  (слайд 14)

- Предъявляю классу слайд: ключ.к, замоч.к.

- Какой предлагаете способ решения орфограммы?

- Понаблюдайте за словами с суффиксами –ик- и –ек- и сделайте выводы о том, когда  в словах пишется суффикс –ик-, а когда – суффикс -ек-.

                                                                                                                            Столб[и]к – нет столбика – столбик.

                                                       /\

Мост[и]к -  нет мостика – мостик.

                                                         /\

Кусоч[и]к – нет кусочка – кусочек.

                                                                                                                                   (слайд 15)

- Вывод:

-Каким общим значением обладают слова (уменьшительно-ласкательным)

ФРАГМЕНТ мультфильма

- Изменить слово по команде вопроса – нет кого? чего?

Ключ.к – ключика – ключИк

Замоч.к – замочка – замочЕк

В русском языке есть два суффикса –ек,-ик, которые без ударения звучат одинаково. Писать их, доверяя слуху – нельзя.

устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса.

Личностные УУД:

самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.

Коммуникативные: работа в парах;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

6.Осмысление

(получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации)

индивидуальная работа с комментированием

- А откуда мы можем получить новую информацию?

Ещё раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернём» его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.

Алгоритм правописания гласных

               в суффиксах –ик-, -ек-.              (слайд 16)

I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи «убегает» ли гласный.

                да                           нет

        пиши -ек-              пиши -ик-

-Давайте обратимся к учебнику.

Работа по учебнику с.81 (правило)

 

С. 79 Упр.79

-Прочтите задание, объясните предстоящую работу.

 - Откройте «Обратный словарь» с.136 -137,

- Работа по рядам.

-Дома выполните Д/З.: с.80 упр.80

                                                                                        (Слайд 17)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Вставь пропущенные буквы.
кораблики – корабл..к

цветочки – цветоч..к

уголочки – уголоч..к

гвоздики – гвозд..к

Вставь пропущенные буквы.
Замоч..к,
корабл..к, 
хвост..к, 
уголоч..к, 
звоноч..к, 
гвозд..к, 
дружоч..к.

Вставь пропущенные буквы и разбери по составу.

Нос..к, 
рот..к,
носоч..к, 
огуреч..к, 
корабл..к.

                     Физминутка                                

-Можем обратиться к учебнику, к учителю и т. д.

Читают правило.

1ряд: наладчик, докладчик, разведчик, переводчик, грузчик.

2 ряд: зубчик, голубчик, чубчик, рябчик, рукавчик.

3 ряд: кузнечик, куличик, кирпичик, ключик, мячик (оцените)

 

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

  1. 7.Закрепление   знаний и умений 

Работа в парах

Фотодиктант.

Ребята, скажите, а зачем в нашей речи нужны такие суффиксы как – ЕК и – ИК-?  (Ласково обращаться к окружающим).

Задание: назвать ласково животных, представленных на слайде, используя суффиксы –ЕК и –ИК- .                                                                                                             

(Слайд 18-19 )

Договоритесь с соседом с какими словами будет работать он, а с какими вы.

-Образовать от данных слов слова с суффиксом – ик- -ек-

1 группа слов:  пёс, василёк, звонок, кирпич, самолёт.

2 группа слов: горох, шар, лес, цветок, дождь.

-Поменяйтесь тетрадями, и проверти у друг друга

( оцените)

Проверка по слайду                                               (Слайд 20-21)

Ребята называют ласково животных. ( Котик, львёночек, тигрёночек, зайчик, слоник).

Дети работают в парах.

Проверка.

  1. Пёсик, василёчек, звоночек, кирпичик, самолётик.
  2. Горошек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).

Прием «Кластер»

Фронтально

Самостоятельная работа

На доске карточки со словами: (слайд 22)

Часть слова

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.

-Запишите предложение, выделите суффикс в словах с пропущенной орфограммой, обозначьте главные и второстепенные члены предложения.
Шла коза по мост.. ку

И виляла хвост..ком.             (слайд 23-24)
( оцените)

- Поднимите руки, у кого во всех словах записан суффикс –ик-.
-Докажите
-Сделайте вывод. (повторяем правило с. 81)

На слайде получается схема:

1. Записывают предложение под диктовку, выделяют суффикс.

2. Проверяют слова и встают те, у кого записан во всех словах суффикс –ик-

3. Доказывают

4. Делают вывод.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Регулятивные УУД (повышенный): самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Регулятивные УУД (повышенный):проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Итог урока

Рефлексия

Вопросы для самоконтроля

  1. Какова была тема урока?
  2. Что нового вы сегодня узнали?
  3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

- Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов – ик-, -ек-.

Рефлексия своего состояния после прошедшего урока

                                                                                     (Слайд 25)

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

легким / трудным

-Суффикс

- Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих"....

Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...

Презентация к уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс

Презентация к  уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...

Конспект урока русского языка на тему «Существительные с суффиксом -ок-.Написание суффикса -ок- после шипящих.»

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих."  3 класс УМК "Перспективная начальная школа "...

План-конспект по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс

Конспект и тех.карта урока русского языка по теме "Существительные.Беглый гласный в суффиксах слов" УМК:"Перспективная начальная школа" Класс: 4...