План-конспект по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект и тех.карта урока русского языка по теме "Существительные.Беглый гласный в суффиксах слов" УМК:"Перспективная начальная школа" Класс: 4

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_russkomu_yazyku_21_02.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов».

Цели урока: создание условий для закрепления умений видеть орфограмму в суффиксах слов; продолжить работу с существительными с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Задачи занятия:

Образовательные – познакомить учащихся с написанием уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик- и -ек- в именах существительных; формировать умение правильно писать буквы и и е в этих суффиксах, основываясь на беглость гласной.

Развивающие – способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению; содействовать обогащению словарного запаса; совершенствовать орфографическую зоркость

Воспитательные - формировать коммуникативные и организаторские умения, умение работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Планируемые результаты

  • Предметные:

- получат возможность закрепить умение обнаруживать орфограмму в суффиксах существительных, знать, в каких суффиксах пишется гласная И, а в каких суффиксах пишется гласная Е;

- получат возможность закрепить умение образовывать новые формы слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-научатся применять правила написания гласных в суффиксах

  • Метапредметные:

Регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную задачу на основании того, что уже усвоено, и того, что еще не известно;

- осознают уровень усвоения материала;

-учатся определять цель деятельности на уроке;

- осуществляют контроль и взаимоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций, вносят необходимые коррективы в работу.

Познавательные:

- извлекают и анализируют необходимую информацию из учебников;

- строят логическую цепь рассуждения

- обобщают и делают выводы

Коммуникативные:

- умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

-умеют сотрудничать  в поиске и сборе информации

  • Личностные:

 - адекватно судят о причинах успеха и неудач в учебной деятельности

-  развивают способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

- демонстрируют умение слушать и понимать речь других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; высказывать свою точку зрения

Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация.

Ход урока

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание ( методы, приёмы и формы)

Организационно-мотивационный этап

1-2 минуты

Добрый день, ребята. Меня зовут София Сергеевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу.

Приветствие учителя, эмоциональный настрой на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Актуализация опорных знаний

5-8 минут

- Ребята, посмотрите на доску.  

- Прочитайте пословицу

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- А что у нас на уроке будет замочком?

- А что ключиком?

- А вы хотите сегодня подобрать ключик к замочку?

- Хорошо! Тогда, обратите внимание, в этой пословице есть слова с пропущенными буквами.

- Что это за слова?

- А в какой части слова пропущена орфограмма?

- Что такое суффикс?

- Какое значение имеет этот суффикс?

-Урок – это замочек, к которому нужно подобрать ключик

-Чтобы получить знания необходимо трудится на уроке

-Замочек и ключик

- Орфограмма пропущена в суффиксе

- Это часть слова после корня, служит для образования новых слов

-Уменьшительно-ласкательное

Словесн.: анализ пословицы.

Словесн.: определять орфограмму, отвечать на вопросы.

Фронтальная форма работы: средство презентация

Постановка учебной задачи

5-7 минут

- А есть ли ещё, ребята, суффикс похожий по звучанию с таким же значением?

-  Вставьте, пожалуйста, пропущенные гласные в суффиксах слов.

- Какие буквы вставили?

- Ребята, наши мнения разошлись. А почему?

-  Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?

- Какова будет цель нашего урока?

- А зачем нам это надо?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с написанием уменьшительно – ласкательных суффиксов в существительных. Будем формировать умение правильно писать гласные И, Е в суффиксах – ик-, -ек-, -чик-.

-Да, есть похожий суффикс. Это суффикс –чик-

Вставляют буквы в слова

-Для того чтобы в будущем правильно писать слова.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Практич.: устное задание.

Словесн.: определять тему и цель урока

Приём домысливания

Применение знаний и умений

20 минут

.

- Откройте учебник на стр.79 и откройте обратный словарь на –К, на –чик.

- Выпишите в три столбика по пять слов:

1 столбик) суффикс –чик- означает род деятельности человека; 2 столбик) суффикс –чик- уменьшительно-ласкательный;

3 столбик) суффикс –ик- уменьшительно-ласкательный.

- Выделите в этих словах суффикс.

-Давайте проверим что у вас получилось.

- Теперь откройте учебники на странице 80, прочитайте слова в упражнении 80.

- Вам нужно будет от этих слов с помощью суффиксов –чик- и –щик- образовать существительные, называющие профессию человека или какой-либо род деятельности.

- Выполняйте задание письменно.

- Выделяйте суффиксы в словах.

- Давайте проверим, какие слова вы образовали

- Какое из полученных слов обозначает не род деятельности человека и не его профессию, а нравственное качество человека

- Сейчас я раздам вам памятки на правило написания суффиксов –чик- и –щик-

- Выполним упражнение 81.

- Запишите слова в столбик.

- Теперь при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением –ик-, -чик-, -ек- образуйте родственные слова и запишите рядом.

- Запишите их сначала в форме И.п. ед.ч., а затем в форме И.п. мн.ч.

- Давайте проверим это задание в парах, слова, которые вы  образовали

- Выделите суффиксы.

- В каких словах происходит чередование согласных в корнях?

- Подчеркните чередующуюся согласную в словах.

- Ребята, посмотрите на слова на цветном фоне, правда ли, что от них можно образовать по два разных слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами?

- Теперь прочитайте вывод на странице 81.

- Что вы узнали их этого правила?

-Я вам раздам памятки с прочитанным нами сейчас правилом

Работают с обратным словарём, выделяют суффиксы в выписанных словах.

Работают над письменным упражнением, образовывают слова с помощью суффиксов.

-Буфетчик, забойщик, каменщик, барабанщик, водопроводчик, газетчик, фонарщик, обманщик, мебельщик, ракетчик.

-Обманщик обозначает нравственное качество.

Отвечать на вопросы.

Работают над письменным упражнением, образовывают родственные слова при помощи суффиксов. Проверять в парах выполненное задание.

- Мы образовали листик, листики; орешек, орешки; бантик, бантики; карманчик, карманчики; вьюночек, вьюночки; шкафчик, шкафчики; ящичек, ящички; шарфик, шарфики; платочек, платочки; горошек, горошки; зубик, зубки

-В словах орешек, вьюночек, ящичек, платок, горох

Отвечают на вопросы учителя.

-Верно – шкафчик, шкафик; зубчик, зубик

Читают правило в учебнике, анализируют его.

-Что в суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением пишется буква И, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется этот гласный, буква Е пишется, если при изменении слова из суффикса исчезает гласный И.

Фронтальная форма

Индивидуальная форма

Практич.: работа со словарём, письменное задание.

Практич.: работа с учебником, письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка.

.

П: дополняют и расширяют знания.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

 Парная форма работы

Практич.: чтение правила, анализ правила.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем

Физминутка

2 минуты

- Теперь проведём игру и немного отдохнём, игра называется «Дотянись до звёзд».

- Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…

- Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звёздами.    

 - Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…

- Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите её с неба и бережно держите перед собой в ладонях.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

7-8 минут

- Теперь продолжим работу.

- Выполним упражнение 82.

- Откройте обратный словарь на –к, на –ек.

- Просмотрите столбик до конца страницы.

- Какая орфограмма выделена голубым цветом?

- В какой части слова она находится?

- Запишите в столбик первые три слова с этой орфограммой.

- Выделите ту часть слова, в которой находится орфограмма.

- Рядом с этими словами запишите формы Р.п. ед.ч.

- Теперь посмотрите на правило ниже.

- Посмотрите, как было образовано слово «уголёчек».

- Правильно ли вы выделили суффиксы в записанных словах?

-Давайте сверим по образцу правильно вы выполнили упражнение или допустили ошибки

Работать с обратными словарями, выписывать слова, выделять в них орфограмму.

Читать правило в учебнике, делать вывод.

П: дополняют и расширяют знания.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств

Информация о домашнем задании

2 минуты

- В качестве домашнего вам необходимо будет выполнить упражнение №84, и выучить правило на странице 81

Словесный метод: приём беседа

Итог урока

3 минуты

- Подведём итог урока.

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Когда пишется –ик-, а когда –ек-

Отвечать на вопросы, анализировать свою работу на уроке, рисовать цветок и раскрашивать его цветом, в зависимости от своей работы на уроке.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

аботы.

Рефлексия

2 минуты

-А сейчас я хочу узнать ваши чувства от урока с помощью лесенки успеха.

-У кого всё получилось нарисуйте человечка на самой верхней ступеньке

-У кого были какие-то трудности поставьте человечка на 2 ступеньку

-А кому было трудно поставьте на третьей ступеньке.

-Покажите мне свои карточки

Рисуют на карточках человечка

Практич.: рефлексия.

Р: осуществляют оценку своей деятельности на уроке

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по русскому языку ФГОС " Род имени существительного" 3 класс

Урок открытия нового знания по учебнику Л.Я. Желтовская.Цель урока: сформироватьценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.На уроке исполь...

Беглые гласные в суффиксах слов

Беглые гласные в суффиксах слов ...

План-конспект урока по русскому языку "Роль приставок и суффиксов в словах"

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний". Тема: Роль приставок и суффиксов в словахЦель урока:1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,...

Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...

Презентация к уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс

Презентация к  уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...

Технологическая карта урока "Существительные. Беглый гласный в суффиксах"

Технологическая карта урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах"...