Рабочая программа.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Галина Анатольевна Бутова

Рабочая программа по письму и развитию речи в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Липецкой области

«Специальная школа-интернат с. Ериловка»

                                                      Утверждена приказом ОУ

                                                              от 31.08.2016 г. №63

                                                              Директор школы_______О.Н. Самойлова

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по письму и развитию речи

для  3 класса

на 2016-2017учебный год

 

                                                                            Рассмотрена

                                                                            на методическом Совете

                                                                            протокол № 1   от 29.08.2016 г.

 

Пояснительная записка

  1. Цели и задачи обучения.

Цели:

формировать навыки устной и письменной речи, основных орфографических и пунктуационных навыков;  списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; воспитывать интерес к родному языку.

Задачи:

- учить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; выработать навыки грамотного письма;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
 формировать нравственные качества;

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование и коррекция речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.

II. Нормативно-правовые  документы, на основе которых

разработана  Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) далее (программа).

   1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);

2. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);

3. Пункта 24 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 г., регистрационный № 30213);

4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

5. Инструктивными письмами Министерства образования и науки;

6. Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных  учреждений на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов  специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,

7. Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида для 5-9 классов,  под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки РФ.

 8. Приказа Министерства Образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

9. Учебного плана Государственного бюджетного (областного) учреждения

 Липецкой области «Специальная школа-интернат с. Ериловка».

  1. Место предмета в учебном плане.

    В результате изучения курса письма и развития речи  обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

    В результате изучения курса письма и развития речи  и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

    Овладение элементарными знаниями по письму и развитию речи в 3  классе прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся  приобретают ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственном и речевому развитию.
   Обучение
письму и развитию речи  будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
      
   Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Количество часов на  год – 167

количество часов в неделю – 5

плановых контрольных работ – 6

административных контрольных работ – 3

  1. Общая характеристика учебного предмета.

         Основная особенность курса письма и развития речи по данной программе – его ориентация на  речемыслительное развитие  ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной  форме (говорить и слушать).  Курс отличается ярко выраженной направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы со словарем.   Программа реализует идею межпредметных связей при обучении письму и развитию речи, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Курс письма и развития речи для  3  класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

  1. Формы организации образовательного процесса.

         Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - игра,  урок развития речи.

  1. Технологии обучения.

Традиционные технологии:

-объяснительно-иллюстративные

Педагогические технологии на основе личностно  ориентированного педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества;

-гуманно – личностная;

-уровневая дифференциация;

-проблемное обучение;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

-коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

- письмо под диктовку;

  1. Виды и формы контроля.

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- выборочная проверка упражнения;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический);

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм;

-контрольное списывание;

VIII.Личностные результаты освоения письма и развития речи.

    -  дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения ( точка, вопросительный и восклицательный знак).

IX. Предметные результаты освоения письма и развития речи.

Учащиеся должны уметь:

составлять  предложения, выделять предложения из речи  и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

анализировать слова по звуковому составу;

 различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

списывать текст  целыми словами;

писать под диктовку текст (20-25 слов), включающийся изученные орфограммы.

X. Содержание  программы.

Повторение – 10 часов.

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонации предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

Звуки и буквы -  87 часов.

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Слово – 52 часа.

применять правила правописания (в объёме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст;

писать под диктовку;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

находить в текс те слова, обозначающие действия;

находить  слова, обозначающие признаки (качества) в тексте и правильно относить их к словам, обозначающим предметы;

находить предлоги и писать их раздельно со словами.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Предложение – 15 часов.

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонации предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

Повторение – 7 часов.

восстанавливать   несложный деформированный текст по картинкам;

последовательно располагать предложения по смыслу.

XI. Материально-техническое  обеспечение образовательной деятельности. Литература и средства обучения.

  1. Е.М.Матвеева.  Коррекционное обучение. Русский язык, 3 класс, 2009г.

Предлагаемые разнообразные практические упражнения с использованием игровых приёмов направлены на устранение недостатков всех сторон речи ребёнка, развитие умений составлять предложения на заданную тему или по опорному слову с привлечением собственного опыта.

2.  Занимательные материалы к урокам русского языка в начальной школе, 2009г.

3.  А.А. Шабанова. Коррекция письма на уроках, 2008г.

4. Опорные таблицы по отдельным изучаемым темам.

5. Схемы  (звукобуквенного анализа, разбора слова по составу).

6. Интерактивная доска, аудиовидео записи, компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...