Технологическая карта урока русского языка для 1 класса обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Тема: буквы "р" "Р"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Ситникова Нина Игоревна

Технологическая карта урока составлена с учетом помощи ребенку, обучающемуся по СИПР в коррекционном классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn.karta_ur._rus_yaz_1_kl.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная область: язык и речевая практика (по ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Предмет: русский язык (обучение грамоте)

Класс: 1                                                                                                                          

Вид образовательной программы: в классе АООП (вариант 1)  + 1 обучающийся по СИПР

Базовый учебник: Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь (для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих АООП)

Раздел: Буквы «р», «Р»                                                                                                                   Номер урока: №2 в разделе

Тема урока: знакомство с заглавной буквой «Р»

Тип урока: получение новых знаний

Цель урока: формирование алгоритма письма заглавной буквы «Р»

Задачи:

Образовательные: закрепление навыка письма ранее изученных букв и их соединений, знакомство с образом заглавной буквы «Р», знакомство с алгоритмом письма данной буквы, элементами ее составляющими, закреплять навык составления звуковой схемы лова, актуализация знаний о правилах правописания имен людей и предложений.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и результатам их работы, бережное отношение к учебным принадлежностям, ответственность и аккуратность в своей работе.

Коррекционно-развивающие: развивать и корректировать речь, расширять словарный, внимание, память, мелкую моторику, формировать основы саморегуляции.

Формируемые УУД: навык подготовки к уроку, соблюдение принятых правил поведения на уроке, навык работы в тетради по русскому языку, ориентировки на странице учебника, работа по предложенной учителем инструкции, самостоятельность при выполнении индивидуального задания.

Оборудование: букварь индивидуально у каждого обучающегося, письменные принадлежности, тетради,  магнитная карточка с алгоритмом письма буквы «Р», плакат «Алфавит», сосновые шишки, индивидуальные карточки формата А5 с прописанной изучаемой буквой, пластилин (брусок синего цвета), наборное полотно , буквы к нему, символические изображения звуков (красные и синие круги), песочные часы.

Характеристика класса: в классе 5 человек. Фронтально работают 4, их можно разделить на 2 подгруппы: «сильные», которые могут выслушать и выполнить фронтальную инструкцию самостоятельно. «Слабые» - требуют многократного повторения инструкции, индивидуального объяснения задания, показа или образца,  для них делается отбор учебного материала, соответственно их возможностям. Одна девочка работает  индивидуально, согласно СИПР.

Ребенок, требующий повышенного внимания: девочка, 8 лет, поступила в 1 класс в октябре месяце, согласно заключению ЦПМПК должна обучаться по программе 6.4, в связи с чем, для нее составлен СИПР, согласно медицинскому заключению имеет направление на надомное обучение, однако, по заявлению родителей и после заседания ППк школы посещает уроки в классе по индивидуальному режиму (со 2 по 4 уроки). Психофизиологические особенности ребенка: имеет выраженные нарушения моторики крупной  и мелкой, нарушен  баланс, передвигается только с опорой (за стену, перила или руку взрослого). Навыками самообслуживания не владеет.  Испытывает трудности с ориентировкой в пространстве, полностью процесс адаптации не завершен. Девочка тревожная, склонна к негативным реакциям, отрицанию помощи, истерикам. Процесс понимания обращенной речи замедлен, часто эхолалии, и только когда учитель отвернется, может дать продуктивный односложный ответ. Доверие к учителю формируется: позволяет оказывать помощь при передвижении в здании школы, позволяет брать себя за руку для выполнения заданий, если они вызывают затруднения. Навык письма не сформирован,  буквы знает, узнает их, называет, сливает в слоги, может участвовать в хоровом чтении, может следить по тексту (!), счет от 1 до 10 в прямом порядке механически или с опорой на числовую прямую. Друзей в классе нет, но дети к ней относятся лояльно, ждут ее прихода, удивляются, если ее нет. Любимое занятие рассматривать одноклассницу и повторять ее действия на перемене или выглядывать в школьный коридор из класса и наблюдать за другими учащимися школы. 

Задачи урока для ребенка, обучающемуся по СИПР:

Предметные: формирование образа прописной буквы «Р», соотнесение ее с фонемой.

Личностные: формирование навыка работы на уроке, работы  в коллективе класса.

Коррекционно-развивающие: корректировать моторику рук - формирование мышечного тонуса, тренировка захвата и удержания предмета в ладонях, щипковый захват и отщипывание (от кусочка пластилина), складывание кисти руки в указующий жест, вождение пальцем по намеченной линии или в заданном направлении.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Линия общая

Линия педагог. поддержки

Линия общая

Линия педагог. поддержки

1

Мотивационный настрой.

Четверостишие об уроке русского языка.

Вопросы по ситуации.

Эмоциональный настрой.

Вопросы на фиксацию ситуации «здесь и сейчас»: Какой по счету урок? Как он называется? Чему мы учимся на этом уроке? Почему у урока такое название «Русский» язык?

Рассаживаются по местам.

Отвечают на вопросы.

Для реб. с нода: довести ее до рабочего места (или попросить об этом кого-то из обучающихся), посадить.

Счет и проговаривание расписаниея уроков – совместно.

При необходимости:

Уточняющие вопросы по содержанию работы на уроке.

Наводящие вопросы о названии урока.

2

Организационный момент.

Просьба проверить готовность к уроку.

Проговорить и показать, что должно быть на парте к уроку.

Просматривают все, что они достали, проверяют правильные ли вынули учебник и тетрадь.

Особое внимание на обложку учебника и на то, что тетрадь должна быть в линейку.

Для реб. с нода: расстегнуть рюкзак. Направить руку, помочь вынуть необходимые учебные принадлежности.

Пальчиковая гимнастика

Проговаривание цели задания.

Четверостишие с названием всех пальцев и упражнение с ними.

Самомассаж сосновой шишкой.

Подготовим к работе наши пальчики.

Напомнить название всех пальцев.

Упражнения выполняют по показу.

Проговаривание всех действий с предметом + вопросы, где требуется произнести название предмета и отработать звуки «с» и «ш» - напоминание алгоритма произношения (как давал логопед)

Выполняют упражнения, проговаривают хором, если запомнили текст.

Выполняют.

Поочередно произносят словосочетание «сосновая шишка»

Для реб. с нода: помочь повторить движения пальцев, если возникли трудности.

Для ребенка с нода: похвала и поддержка, если удается удержать предмет в руке и особенно если есть попытки манипулировать им по показу учителя.

3

Включение в учебную деятельность

Повторяем на каких звуках остановились на уроке чтения.

Даем характеристику звуку «р».

Повторяем алгоритм письма буквы «р» по карточке.

Четверостишие «Мы ручку правильно берем…» - прописывание буквы в воздухе, пальчиком на парте.

Пропись буквы «р» в тетради.

Одобрение при правильном ответе.

Проверить захват ручки.

В группе «слабых» постоянный контроль, за качеством письма, соблюдением размера букв, удержанием строки.

В группе «сильных» эмоциональное поощрение, подчеркивание самых удачных графем.

Отвечают на вопросы, работают на наборном полотне. Оказывают взаимопомощь, если требуется.

Для реб. с нода: вынуть ручку из пенала, вложить в руку.

Прописывают, соблюдая повторенный алгоритм письма

При ошибках в ответе – возможность исправиться или обратиться за помощью к учителю или одноклассникам.

Для реб. с нода: удерживать в руке предмет, производить доступные манипуляции в воздухе.

Помочь сложить руку в указующий жест, провести по парте линии сверху-вниз, слева-направо.

Для всех: при необходимости обращаются за помощью.

Для реб с нода: работает по обводке на листе А5 – проводит пальчиком по контуру буквы, при желании обводит ручкой контур.

4

Постановка учебной задачи

Фронтальная беседа.

Настрой на дальнейшую работу с буквой «Р».

«Волшебный момент» - открытие на карточке алгоритма письма заглавной «Р».

Постановка задачи урока

Порычим (с соблюдение алгоритма звукопроизношения, данного логопедом).

Сегодня научимся писать букву «Р».

Рассуждают о том, из каких элементов состоит буква, на что они похожи. Как их соединить в букву.

Выполняют артикуляционную разминку.

Принятие учебной задачи.

Эмоциональная поддержка, направление рассуждений учащихся

5

Работа по теме урока

Фронтальная с использованием дифференцированного подхода и индивидуальная.

Индивидуальная работа в тетрадях.

Группа «сильных» - делают пропись самостоятельно.

Группа «слабых» - пишут по обводке или «рука в руку», дается попытка самостоятельного письма, пока не будет усвоен алгоритм написания буквы.

Учитель еще раз проговаривает алгоритм письма буквы «Р», называя все элементы и их расположение относительно друг друга.

Учитель пишет на доске  букву очень большого размера. Дает задание обвести ее в воздухе, прицелившись одним глазом.

Раздать индивидуальные листы А5 с образцом буквы.

Повторить контур фигуры пальчиком на парте.

Учитель прописывает в тетрадях образцы букв и индивидуальные задания.

Индивидуальный контроль, эмоциональная поддержка при хорошем результате или за старание.

Обводят по контуру букву, прицелившись одним глазом, соблюдая голосовую инструкцию письма. Несколько раз.

Обводят пальчиком по образцу.

«Пишут» букву без опоры на контур, на поверхности парты.

Работают в тетрадях.

Для реб. с нода: эмоциональная поддержка и похвала за попытку работать по голосовой инструкции.

Для реб. с нода: помочь сложить руку в указующий жест (если требуется), провести рукой по контуру несколько раз, проследить, чтобы ребенок повторил это действие самостоятельно.

Учитель контролирует соблюдение алгоритма письма.

Для реб. с нода: выдать пластилин и доску для лепки. Попросить приготовить синий брусок пластилина.

Активная работа с группой «слабых» учащихся.

Эмоциональная поддержка «сильных».

Для реб. с нода: согревает кусочек пластилина, получает задание отщипывать маленькие кусочки.

Физкультминутка

Коллективная.

Физминутка № 15 из картотеки класса.

Совместное выполнение с обучающимися движений с заучиванием текста.

Выполняют движения

по тексту под руководством

учителя, повторяют услышанный текст.

Для реб. с нода: эмоциональная поддержка за стремление повторять движения вместе с классом.

6

Продолжение работы по теме.

Продолжение индивидуальной работы в тетрадях.

Самостоятельное письмо.

Работа с букварем. С 50.

Найти, обсудить  слово «Ро-ма».

Записать слово в тетради.

Работа на наборном полотне.

Читаем предложение «Ро-ма мал». Вспоминаем правописание предложений.

Записываем в тетради предложение.

Обсудить и сделать вывод в каких случаях требуется написание заглавной буквы «Р».

«Сильные» пишут индивидуальное задание.

«Слабые» переходят на самостоятельное письмо по образцу.

Для реб. с нода: индивидуальное задание.

Помочь найти страницу и слово, если требуется.

Обсудить его значение.

Учитель пишет слово на доске. Обсудить, почему слово написано с заглавной буквы, вспомнить и повторить хором правило.

«Сильные» копируют слово в тетрадь с доски.

«Слабым» учитель прописывает слово в тетради.

Особое внимание уделяется соединениям букв.

Составить совместно с учащимися звуковую схему слова.

Эту схему переносят в тетрадь.

Алгоритм работы тот же, что и со словом  + «сильные» учащиеся могут составить схему предложения (обратить их внимание, что это не звуковая схема, и выглядеть она должна по-другому).

Еще одно дополнительное задание для «сильных». (Можно пользоваться плакатом «Алфавит»)

«Слабые» отрабатывают запись предложения, пока оно не станет «читаемым».

Направить рассуждения учащихся:

- в именах людей;

- в начале предложений.

Работают в тетрадях.

Высказываются, обсуждают.

Записывают.

Перечерчивают схему в тетрадь.

Записывают, составляют схему

Находят еще одно предложение внизу страницы, читают, списывают, после проверки учителя составляют схему.

«Слабые» пишут последний вариант предложения и дают прочитать учителю.

Рассуждают, приводят примеры.

Эмоциональная поддержка и устное поощрение.

Для реб. с нода: сминать отщипанные кусочки, катать из них колбаски, стараясь удерживать их между ладонями, выкладывать из получившихся колбасок букву на листе А5 по контуру с соблюдением алгоритма письма буквы.

Для реб. с нода: попросить ее прочитать слово вместе со всеми, повторить его по слогам, следя по книге.

Для реб. с нода: после окончания работы с пластилином, помочь убрать его в сторону, оставив только пластилиновый образ перед глазами. Сначала девочка водит по своей букве пальчиком, затем учитель дает ей не пишущую ручку и вместе с ней проводит по пластилину стрежнем, согласно алгоритму письма буквы с проговариванием фонемы.

7

Гимнастика для глаз.

Минута отдыха.

Комплекс упражнений на закрывание-открывание глаз.

Учитель диктует инструкцию

Минуту отслеживаем по песочным часам.

Выполняют гимнастику.

Кладут руки на парту, голову на руки, отдыхают в тишине.

Эмоциональное подбадривание.

Самоконтроль каждого обучающимся за соблюдением дисциплины и тишины.

8

Закрепление.

Фронтальная.

Каждому обучающемуся предоставляется возможность выйти к доске и самостоятельно написать 1-3 буквы «Р».

Красивые буквы сопровождаются аплодисментами.

Выходят и пишут на доске буквы.

Для реб с нода: Выйти и показать свою «пластилиновую» букву. Назвать ее. Результат работы сопровождается аплодисментами, работа вывешивается на магнитной доске.

9

Подведение итогов урока.

С момента появления на магнитной доске «пластилиновой» буквы начинается подведение итогов урока.

Вопросы на закрепление и рефлексию.

Запуск расслабляющего момента «рабочего шума»

С написанием какой буквы мы сегодня познакомились? Почему Катина буква выложена из синего пластилина?

Из каких элементов состоит эта буква? Как правильно писать букву в строках тетради? В каких случаях на письме используются заглавные буквы? Назовите имена, которые начинаются с буквы «Р».

Оценивание работ в тетрадях с помощью наклейки.

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры.

Для реб. с нода: прочитай свою букву, какая она по размеру «маленькая» или «большая».

Режим «рабочего» шума, где детям разрешено посмотреть, кому какая наклейка досталась, пока учитель перевешивает «пластилиновую» букву в «галерею» таких же букв на пробковую доску.

10

Ритуал «итоговое слово»

Эмоциональный итог урока.

Вы учились?

Вы научились?

Вы молодцы?

Все вместе: «Мы молодцы»!

Учились.

Научились.

Мы молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".

В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Обучающее изложение" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условия для формирования у учащихся умения передавать содержание текста по кол­лективно составленному плану, писать слова с изученными ор­фограммами. П...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять последовательность слов в предложении; закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК «Школа России» по теме: "Простые и сложные предложения"

Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка по теме: "Простые и сложные предложения" в 3 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...