Спряжение глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Алёна Евгеньевна Елькина

Предварительный просмотр:

Студентка: Елькина А.Е.,45 гр.                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Класс: 4

Конспект урока русского языка

Тема: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

Цели деятельности учителя:  овладение алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола, а также умением выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола.

Планируемые результаты        

личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать, устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.

 предметные: развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся; закреплять знание о имени прилагательном

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл, УМК «Школа 2100»,  презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

≈ 1

 – Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Классная работа

Приветствовать учителя

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы

≈ 5

Словарная работа.

1. – Запишите к данным словам однокоренные глаголы.

Сочинение (сочинять), жёлтый (желтеть), сверкающий (сверкать), фантазия (фантазировать), решение (решать).

2. Устно образуйте все формы времени от глаголов:

I вариант – фантазировать.

II вариант – решить.

– Почему от глагола фантазировать вы смогли образовать три формы времени, а от глагола решить – только две формы? (Вопрос что сделать?)

– У какого глагола можно определить спряжение? (Решит – II спр.) Почему? (Личное окончание ударное – под ударением звук [и], буква и.)

Закреплять ранее изученное

К: Развиваем умение слушать и понимать других.

К: Умение работать в паре.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

Постановка проблемы.

Чтение фрагмента с проблемной ситуацией (с. 80).

Наблюдение над глаголами с пропущенными окончаниями.

Постановка вопроса после наблюдений:

– Какую букву нужно написать в глаголах с безударным личным окончанием?

– Что мы сейчас с вами делали?

Определять о чем идет речь.

Анализировать работу.

Повторять тему имя прилагательное.

Определять цели и тему урока.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы.

Р: Развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

4.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя.

Практич: выполнение работы над ошибками

Практич: письменное упражнение.

≈ 25

Наблюдение в учебнике (упр. 253).

– Как вы думаете, что нам может помочь при выборе буквы гласного в безударном личном окончании глагола? Ваши предположения, гипотезы.

-Выполним упражнение 254, оно поможет нам разобраться с выбором буквы в безударном личном окончании.

-Давайте прочитаем правило?

-Какие выводы мы можем сделать?

-выполним упражнение 255, к доске пойдет N.

-упр. 256 поможет определить нам алгоритм, как определить, какую букву писать в безударном личном окончании.

-Выполним упражнение 257, для того чтобы закрепить знания полученные на уроке

Слушать учителя.

Осмыслять услышанное.

П:  осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

5.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесный:

Ответы на вопросы.

≈7

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

 – Для чего нужны прилагательные в речи? 
– Что произошло бы, если бы вдруг прилагательные исчезли?

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.



Предварительный просмотр:

Студентка: Елькина А.Е.,45 гр.                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Класс: 4

Конспект урока русского языка

Тема: Как определить спряжение глагола, если личное окончание ударное.

Цели деятельности учителя: – развитие умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Планируемые результаты        

личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать, устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.

 предметные: развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся; закреплять знание о имени прилагательном

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл, УМК «Школа 2100»,  презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

≈ 1

 – Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Классная работа

Приветствовать учителя

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы

≈ 5

Проверка домашнего задания.

 Языковая разминка.

1. Запись предложения под диктовку:

Над Прорвой часто стоит лёгкая дымка. (К.Г. Паустовский)

2. Синтаксический разбор предложения и выписывание словосочетаний.

3. Нахождение и подчёркивание знакомых орфограмм.

4. Морфологический разбор слов:

1 вариант: лёгкая (дымка).

2 вариант: стоит.

Закреплять ранее изученное

К: Развиваем умение слушать и понимать других.

К: Умение работать в паре.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

На доске записаны символы (цифры и буквы):

 

– Соедините стрелками нужные цифры и буквы и сформулируйте цель урока. (Научиться определять спряжение глагола по окончанию.) Уточните, какое это окончание. (Ударное.)

– Что мы сейчас с вами делали?

Определять о чем идет речь.

Анализировать работу.

Повторять тему имя прилагательное.

Определять цели и тему урока.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы.

Р: Развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

4.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя.

Практич: выполнение работы над ошибками

Практич: письменное упражнение.

≈ 25

Работа в учебнике.

1. – Расскажите, как вы определите спряжение глагола, если его

окончание ударное.

Учитель записывает опорные слова на доске:

 

2. Упр. 251 – развивается умение определять спряжение глаголов по ударному личному окончанию.

Комментированная запись глаголов, определение спряжения.

 

– Прочитайте слова в рамке. Как произносятся слова развиваться и развеваться? (Одинаково.) А как пишутся? Почему?

Работа с сигнальными карточками.

– Вы услышите эти слова в стихотворении. Я сделаю паузу, а вы определите, какую букву – и или е будете в нём писать.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает.

А на крыше мой флажок

Развевает ветерок.

3. Упр. 252 – развивается умение определять и подбирать нужную форму глагола по контексту, определять спряжение глаголов.

Коллективное составление предложений, самостоятельная запись, определение спряжения глаголов. Взаимопроверка.

Слушать учителя.

Осмыслять услышанное.

П:  осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

5.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесный:

Ответы на вопросы.

≈7

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

 – Для чего нужны прилагательные в речи? 
– Что произошло бы, если бы вдруг прилагательные исчезли?

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.



Предварительный просмотр:

Студентка: Елькина А.Е.,45 гр.                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Класс: 4

Конспект урока русского языка

Тема: Понятие о спряжении глагола.

Личные окончания глаголов I и II спряжения

Цели деятельности учителя: – овладение системой словоизменения глаголов в настоящем времени, понятием «спряжение»; первичное формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Планируемые результаты        

личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать,  устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.

 предметные: развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся; закреплять знание о имени прилагательном

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл, УМК «Школа 2100»,  презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

≈ 1

 – Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Работа над ошибками».

Приветствовать учителя

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы

≈ 5

Проверка домашнего задания.

Устный рассказ на тему «Что я знаю о глаголе» по составленному плану с включением примеров из домашнего задания (подобранных предложений) с образцом морфологического разбора.

После 1–2 выступлений даётся самооценка по алгоритму самооценивания.

2. Повторение пройденного.

– Что такое склонение?

– Какие части речи, известные вам, склоняются? Приведите примеры.

– Можно ли просклонять глагол? Попробуйте просклонять глагол прыгать. Почему не получается? (Глаголы не изменяются по падежам.)

– Как же изменяются глаголы? (В прошедшем времени – по числам, в единственном числе – по родам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.

Закреплять ранее изученное

К: Развиваем умение слушать и понимать других.

К: Умение работать в паре.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

– Прочитайте название параграфа на с. 75.

– Как вы понимаете значение слова словоизменение?

– А что такое словообразование?

– В чём отличие между этими понятиями? (При словоизменении значение слова не меняется, а при словообразовании появляются новые слова – слова с другим значением.)

– Предположите, что же изменяется при словоизменении глаголов. (Какие-то признаки глагола.)

Определять о чем идет речь.

Анализировать работу.

Повторять тему имя прилагательное.

Определять цели и тему урока.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы.

Р: Развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

4.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя.

Практич: выполнение работы над ошибками

Практич: письменное упражнение.

≈ 25

1. Введение понятия спряжение.

а) Наблюдение. Упр. 247.

– В каком времени стоит глагол идти?

– Как изменяется глагол в настоящем времени?

– Что значит личное окончание?

– Измените глагол идти, стоять по лицам и числам, как в образце.

Формы глаголов идти, стоять записываются на доске, выделяются личные окончания и сравниваются.

– Сделайте вывод о характере окончаний. (В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе буквы согласных одинаковые, но изменяются буквы гласных.)

б) Проверка закономерности.

Упр. 248 выполняется на доске (изменение двух глаголов коллективно: говорить, нести) и самостоятельно (сочинить, спасти).

– Прочитайте, что получилось. Это новые слова или формы одного и того же слова? (Формы слова.)

– Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам.)

2. Работа с определением спряжения.

– Прочитайте первый текст в рамке на с. 76.

– Что нового вы узнали? Запишите ключевое слово урока: спряжение.

– Прочитайте вывод во второй рамке. Какая буква меняется в окончаниях?

– Назовите окончания 2-го лица ед. числа. Проверьте себя, прочитав предложение 1 рядом с восклицательным знаком.

– Какая буква пишется на конце? Знакома ли вам эта орфограмма?

Как она обозначается? Запишите эти слова, обозначьте орфограмму.

Рисуешь (2-е л., ед.ч.), молчишь (2-е л., ед.ч.) и т.д.

– Какую роль играет в этом случае ь? Является ли он показателем мягкости согласного? Почему? (Звук [ш] всегда твёрдый, в данном случае – ь показатель определённой грамматической формы слова, а именно – 2-го лица ед. числа глагола.)

– Прочитайте уточнение под цифрой 2. Запишите слова, выделите «длинные» окончания, подчеркните 1-ю букву гласного. Какие это буквы? (и, е – разные). Подчеркните 2-ю букву гласного – е. Она всегда одинаковая. Её нужно запомнить.

3. Наблюдение за особенностями личных окончаний глаголов

2-го л., ед. и мн.ч.

1. Упр. 249.

Запись глаголов и выделение окончаний. Обозначение орфограммы.

2. Различие глаголов I и II спряжения.

Работа с текстом определения (с. 77).

– Прочитайте первое предложение. Сколько спряжений в русском языке? Как будем указывать спряжение глаголов? (Римскими цифрами: I и II.)

– Прочитайте второе предложение.

– Что вы уже заметили в личных окончаниях глаголов?

– Прочитайте личные окончания глаголов I спряжения; II спряжения.

– Как определяется спряжение глагола? (По окончанию.)

– Прочитайте материал для запоминания после правила.

– Когда легко определить спряжение глагола?

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати своё внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Вывод: спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение «перейти» не может.

Работа в учебнике.

Упр. 250.

Комментированная запись.

Образец записи:

Весело поют (I), пьёт воду (I), громко пищит (II).

Слушать учителя.

Осмыслять услышанное.

П:  осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

5.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесный:

Ответы на вопросы.

≈7

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

 – Для чего нужны прилагательные в речи? 
– Что произошло бы, если бы вдруг прилагательные исчезли?

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.



Предварительный просмотр:

Студентка: Елькина А.Е.,45 гр.                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Класс: 4

Конспект урока русского языка

Тема: Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

Цели деятельности учителя: развитие умения правильно определять спряжение глаголов, которые стоят в неопределённой форме, а также овладение умением соотносить глагол в данной форме с глаголом в неопределённой форме, не меняя вида этих глаголов, и писать букву гласного в личном окончании глагола.

Планируемые результаты        

личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать, устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.

 предметные: развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся; закреплять знание о имени прилагательном

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл, УМК «Школа 2100», презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

≈ 1

 – Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Классная работа

Приветствовать учителя

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы

≈ 5

Языковая разминка.

1. На доске записано предложение:

Л_дяной вет_р гуля_т в широк_м пол_ нос_тся по лесу меж голых берё_ и осин.

– Какая орфограмма-буква есть во всех словах предложения, кроме одного? Найдите это лишнее слово.

– Все слова с орфограммой-буквой гласного можно разделить на две группы. Какие? (Буква безударного гласного в корне и в окончании.)

– Какие буквы гласных надо вставить в корне? Почему?

– Одинаково ли вы будете действовать, чтобы определить, какую букву гласного писать в окончании слов: гуляет, в широком, поле?

2. Синтаксический разбор предложения, постановка недостающего знака препинания.

3. Морфологический разбор слова (по) лесу.

4. Фонетический разбор: берёз – [б'иэр'ос]. Устная характеристика звуков.

– Сопоставьте транскрипцию и слово, записанное орфографически.

По каким признакам вы обнаружили орфограммы в слове?

2. Актуализация с элементами проверки домашнего задания.

1. Вопросы по домашнему заданию.

– Какие вопросы вы задали к частям текста правила?

– Можно ли по-разному сформулировать один и тот же вопрос?

2. Мини-опрос.

1) – Запишите в тетради недостающие слова текста (учитель читает текст, можно его вывести на экран с помощью проектора):

Безударные окончания глаголов те же, что и под __________ (ударением). Но узнать их на слух __________ (трудно). Здесь-то и помогает нам ______________ (неопределённая форма). С её помощью мы определим _______________ (спряжение) и узнаем, какое____________ (окончание) надо писать. (По Т. Рик)

2) Запись глаголов-исключений в два столбика по спряжениям (можно как стихотворение). Взаимопроверка.

Закреплять ранее изученное

К: Развиваем умение слушать и понимать других.

К: Умение работать в паре.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

1. Работа в рабочей тетради.

– Выполните задание № 5, тема 9 (тренировочный тест) в рабочей тетради. Сравните с ключами.

Самооценка.

– Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?

– Определите цель и задачи урока. (Цель: научиться писать букву безударного гласного в личном окончании глагола.)

Задачи:

– Находить глаголы в тексте.

– Определять спряжение глагола.

– Помнить про глагол-исключения.

– Графически обозначать и объяснять орфограмму-букву безударного гласного в личном окончании глагола.

Определять о чем идет речь.

(Мы будем учиться писать сочинение по серии картинок.)

Анализировать работу.

Повторять тему имя прилагательное.

Определять цели и тему урока.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы.

Р: Развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

4.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя.

Практич: выполнение работы над ошибками

Практич: письменное упражнение.

≈ 25

1. Работа в учебнике.

1. Упр. 263 – отрабатывается умение соотносить личные формы с неопределённой формой глаголов, определять спряжение и писать букву безударного гласного в личном окончании глагола.

Выписываются только глаголы с пропущенной орфограммой-буквой гласного и слова в скобках.

Особое внимание обратить на образование неопределённой формы от глаголов решить и решаешь.

Что делаете? Решаете (наст. вр.).

Что делать? Решать (н. ф.).

Что сделаешь? Решишь (буд. вр.).

Что сделать? Решить (н. ф.).

Сделайте вывод: как правильно подобрать глагол в неопределённой форме?

При образовании неопределённой формы нужно задавать сходный вопрос с тем, который задавали к форме глагола: что делать? или что сделать?

2. Упр. 264 – закрепляется умение правильно образовывать глаголы в неопределённой форме, не меняя вопроса (вида глагола).

Выполняется с комментированием на доске.

Методическая рекомендация. Обратить внимание на последнюю пару примеров (дышит – вдыхает), которые отвечают на один и тот же вопрос, но являются разными глаголами (глагол вдыхать не относится к исключениям).

3. Упр. 265 – развивается умение обнаруживать орфограммы-буквы безударных гласных в личных окончаниях глаголов в тексте, писать слова с этими орфограммами, графически их обозначать и объяснять.

Можно записать текст по памяти. Глаголы метёт, будит употреблены в переносном значении. Из пяти гласных букв, пропущенных в тексте, две (шумит, метёт) не являются орфограммами, так как находятся под ударением.

Схема 1-го предложения:   [ –  = ,  = ].

2. Словарная работа.

Упр. 266 – проводится словарно-орфографическая работа по тексту стихотворения: выявляется смысл, толкование значений отдельных слов (мнимая, лаборатория), разные виды орфограмм.

Игра «Наборщик».

– Что обозначают слова лаборатория, мнимая? Найдите в толковом словаре эти слова и проверьте свои предположения.

– «Соберите» новые слова из букв слова лаборатория. Подчеркните одушевлённые имена существительные.

– Обведите в овал имена существительные 1-го склонения.

Слушать учителя.

Осмыслять услышанное.

П:  осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

5.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесный:

Ответы на вопросы.

≈7

– Понравился ли вам такой вид работы?

– Что нового вы для себя открыли?

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...