Конспект урока русского языка на тему "Изменение глаголов по числам".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Коптева Татьяна Юрьевна

  Конспект урока русского языка на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.  Программа "Перспектива".

Цель:

1. Формировать умение определять число глаголов;

2 .Отрабатывать правописание словарных слов, умение составлять предложения .

3. Проводить грамматический разбор предложений; развивать речь учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_gl._po_chislam.docx75.42 КБ

Предварительный просмотр:

                        КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

                                                              3 класс                                                       Учитель: Коптева Т.Ю.

Тема: «Изменение глаголов по числам».

  1. Лесенка.                                                                           Слайд 1.

  1. С чего мы всегда начинаем нашу работу?

(С записи числа и классной работы).

- Зачем?

 (Порядок, систематизация).

- Что будем выполнять дальше?

(Чистописание)

- Зачем?

( Чтобы красиво написать, чтобы все понимали наш почерк, чтобы быть аккуратными)

 - Что нам поможет красиво писать буквы?

           (нание алгоритма).

 - Прочитайте буквы.             

      Й   Н   С   Р   Л   М

- Определите лишнюю (с)

- По какому признаку она лишняя?

- Какие звуки она обозначает?

- Дайте им характеристику.

- Определить закономерность:

- Сс   Ссс  Сссс

- Дописать до конца строчки.

- Прочитайте запись на доске :                

       Спустя рукава

- Что записано?

Слайд 2.

Карточка

(звуки)

Алгоритм        

Карточка

Слайд 3.

(фразеологизм)

- Что такое фразеологизм?

- Когда так говорят? Значение.

Слайд 4.

Спустя рукава – относится к делу неохотно, работать кое-как, с ленцой.

     Происхождение этого выражения связано с покроем русской боярской одежды 17 века.Он имела длинные свисающие рукава с разрезом для рук, что подчеркивало нежелание хозяев заниматься физическим трудом – работать в такой одежде со спущенными рукавами было неудобно. Простые люди, наоборот, во время работы, засучивали рукава.

     В последующее время выражение «спустя рукава» стало относиться не только к физической работе, но и ко всякому дело вообще, если оно делалось кое-как.

  - Составье предложение с этим фразеологизмом (устно).

   Он делал все спустя рукава.  

                                                                                   

  1. Актуализация опорных знаний.

Отгадать и записать  слова под диктовку.

1.  Крупный населенный пункт  (Город)

2. Верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм. Бывает зимнее, демисезонное. ( Пальто).

3. Лесной житель. Летом – серый, зимой – белый. (Заяц).

4. На жарком солнышке подсох, и рвется из стручков… (Горох).

5. Маленькие серенькие птички в теплый край не улетают, здесь под крышей обитают. (Воробьи).

6. Как называется лесная ягода, которую любят медведи. (Малина).

- Самопроверка.            Понаблюдаем. .                                            Слайд 5.            

- Как можно назвать записанные слова? (Словарные, имена сущ.)

- На какие группы можно разделить эти слова? (Одушевленные/неодушевленные,

 единственного числа/множественного числа)

- Как изменяются имена существительные?

(По падежам, по числам).

- Как определить число имен существительных?

     IV.Тема, цель урока.

-  Какое слово спряталось в кроссворде? (Глагол)

- Что такое глагол? (Часть речи)

- Что обозначает глагол? (Действие предмета)

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложение чаще всего бывает глагол ?

(Сказуемым).

- Как изменяется глагол?  (По временам)

- Что это значит?

- Как вы думаете,  все ли вы знаете о глаголе (Нет)

- Хотели бы узнать еще о том, как изменяется глагол?

Какова тема нашего урока?          

Слайд 6

Слайд 7

       Слайд 8.

V. Первичное усвоение новых знаний.

Проведем исследовательскую работу.                            

  1. Наблюдение над изменением глаголов .

- Посмотрите, кто изображен на левой части  слайда. (Птица)

 

- Кто изображен на правой части слайда (Птицы).

           

        Птица                             Птицы

- Что изменилось в записи слов? (Окончание)

- Почему? (На левой части изображен один предмет – значит, существительное единственного числа, на правой части две птицы- значит, множественное число).

- Составьте нераспространенное предложение к левой части слайда. (Птица летит). Составьте нераспространенное предложение к правой части слайда. (Птицы летят). Сравните глаголы. Что измненилось в записи глаголов? (Окончание).

- Почему? (Летит обозначает действие одного предмета, значит глагол в единственном числе. Летят – обозначает действие двух предметов, значит глагол множественного числа.

2. Вывод: в ходе беседы заполняется таблица.

Глаголы изменяются по числам

    Ед.ч.

       

Мн.ч.

Действие одного предмета

Что делает?

Действие нескольких предметов

Что делают?

Слайд 10.

(Карточку на доску)

(Карточку на доску)

Выделить, опред.число сущ.

Написать предложения.

Слайд 11.

Откроем учебник на с.77 и проверим, совпало ли наше открытие с правилом учебника.

Детям дать опорные карточки.

Слайд 12.

Слайд 13.

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цель.

Физкультминутка.

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.   

Работа в парах.

- Прочитайте предложения 1 столбика

- Спишите слова 2 столбика, допишите глаголы,

   укажите число гл.

- костер горит

- барабан бьет

- дождь льет

Проверка по эталону.

- костры …

- барабаны…

- дожди….

 

Карточка

Слайд 15.

VII.Включение в систему знаний и повторений.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Прочитайте текст.

Весеннее солнце греет землю. Тают снега.

Звенит веселая капель. Весело скачут воробьи.

- Какое задание будем выполнять?

- Списать

- Вставить пропущенные буквы

-Определить число глаголов

Самопроверка (фронтально)

- орфограммы;

- число глаголов.

VIII.  Первичная проверка знаний.

 

     Распределить глаголы в 2 группы (карточка):

Живёт,шумят,светит,бежит,плывут,

журчат,зеленеет,думает,

наступает,играют.

Самопроверка.

IX.  Рефлексия.

- Над какой частью речи мы сегодня работали?

- Какую цель ставили перед собой в начале урока?

- Удалось достичь цель?

- Итог (вывод по плану)

- Сегодня на уроке я…..

 

- Оцените свою работу

- Дом.задание Упр. 144.                                                    

Молодцы!!!                                                                    

Слайд 16.

Слайд 17.

Слайд 18.

Слайд 19.

Слайд 20.

Слайд 21.

Смайлики

Слайд 22-23

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Лексическое значение глагола"

урок русского языка в 3 классе, лексическое значение глагола, составление кластера...

Конспект урока русского языка на тему: «Глагол в предложении».

Конспект урока русского языкана тему: «Глагол в предложении»....

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения»4 класспо программе «Школа России»....

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число глаголов.

Цель деятельности учителя: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки....

Конспект урока русского языка 2 класс "Глаголы в единственном и во множественном числе".

Методическая разработка урока русского языка по теме "Глаголы а ед. и во мн. числе" 2 класс. Понятие "единственное и множественное число" на этом уроке не дается (адаптированная пр...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение глаголов по числам»

Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числам.Планируемые результаты:Предметные:-знать: правило определения формы глагола-уметь: опреде...

Конспект урока русского языка. Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:знать: как изменяются глаголы по числам; как определяется числ...