«Опасности письма» на месте безударных гласных 1 класс Гармония
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Решетова Ольга Юрьевна

Технологическая карта урока письма в 1А классе (программа «Гармония»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока письма в 1А классе (программа «Гармония»)

 «Опасности письма» на месте безударных гласных (Пропись № 3, с. 22–23)

Цели и задачи

Формировать умение определять по напечатанному слову нужную букву и вписывать её.

Наблюдать за звучанием и написанием слов со звуками в слабой позиции и формулировать вывод о недоверии при письме выделенным звукам.

Учить писать под диктовку, действуя по плану, проверять написанное.

Формировать каллиграфические умения.

Планируемые результаты  Предметные:

По освоенному признаку обнаруживать опасные места в напечатанных словах;

Осознавать порядок действий при списывании, выполнять его.

Метапредметные:

- Личностные УУД: Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Принимать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

Познавательные УУД: Работать со схемами; распознавать «ошибкоопасные места».

Основные понятия: буква, звук  ударный – безударный, опасное при письме место.

Оборудование: Н.С.Кузьменко, Н.М.Бетенькова, Пропись №3,     учебная презентация – электронное сопровождение к учебнику

Виды работы на уроке: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Настрой детей на урок, проверка готовности к уроку. Настрой детей на урок, проверка готовности к уроку.

Организует учащихся.

Уточняет тематические рамки

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Я надеюсь на то, что ваши глазки смотрят и всё … (видят),

ушки слушают и всё … (слышат),

 голова хорошо … (думает),

И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд .. (ума).

А теперь проверь, дружок, 
ты готов начать урок. 
Всё ль на месте, 
Всё ль в порядке: 
Карандаши, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им 

(Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели. Цели: Формулирование темы урока учащимися;

Организует формулирование темы урока учащимися Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель урока.

Целеполагание.

– Сегодня на уроке письма будем упражняться в написании слов и предложений с изученными буквами, но это еще не всё.

1. Откройте тетради с.22

- Прочитайте название урока. Посмотрите на таблицу «Опасные при письме места» и скажите, о каких «опасностях письма» вы уже давно знаете.

- Кто догадается, глядя на схему рядом с названием урока, о чём сегодня еще будем говорить? (Выслушиваются предположения детей, среди которых: «О безударных гласных».) 

- Понаблюдаем, есть ли такие гласные в словах, которые будем сейчас писать.

2. Запись под диктовку слов:

лес, лист, шар, сок.

Самопроверка.

- Поставьте ударения в словах.

-Что интересного заметили? (Во всех словах только по одному гласному звуку, а значит,  он и будет ударным. Ударные гласные звуки чаще всего указывают на «свою букву», им при письме можно доверять)  

 

(Коммуникативные УУД).

(Регулятивные УУД).

III. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель: знакомство с «опасностями» на месте безударных гласных

Организует деятельность учащихся, задает наводящие вопросы.

Отвечают на вопросы, работают с текстом и схемами прописи.

Сравнивают, опираясь на стенд

Обобщают признаки «опасных» при письме мест.

Работать с текстом учебника, вычленять ударные – безударные гласные.

Работают со схемами в прописи, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении

Составление плана действия (решения учебной задачи)

1. - Рассмотрите рисунки и звуковые схемы под ними.

- (леса, листы, сосна, шары) обозначьте в схемах ударные и безударные гласные.

– О каких «опасностях письма» вы узнали сегодня на уроке чтения? (Об «опасностях» на месте безударных гласных звуков.)

- Сегодня на уроке обучения грамоте мы выяснили, что в русском языке нередко встречаются «хитрые» безударные гласные. Нельзя доверять безударным гласным, потому что один и тот же звук может «посылать за себя на письменную работу» разные буквы: то о, то а, то и, то е, то даже я . Вот почему с безударными гласными звуками при письме нужно быть очень осторожными. На их месте всегда есть опасность ошибиться- ее нужно вовремя заметить.

– Какой безударный гласный звук в словах леса, листы? Назовите его ([и].)

– Посмотрите в таблице «Опасные при письме места», какими буквами может обозначаться безударный гласный звук [и]. (Буквами и или е.)

– Узнайте, какой буквой он обозначен в слове леса в рамке на с. 22 прописи. (Буквой е.)

- А в слове листы? (Буквой и.)

– Впишите эти буквы в рамку под словами и покажите, что мы наблюдали за безударным гласным звуком и буквами на его месте ( Под значком звука и буквами в рамке ставятся точки.)

– Что теперь означает поставленная нами точка под безударным гласным в схемах слов? («Опасное при письме место».)

– А почему это «опасное место»? (На месте безударного гласного звука [и] при письме бывают разные буквы: то и, то е.)

– Отметьте «опасные места» в словах верхней рамки. Как будете действовать?

- Давайте попробуем рассуждать.

- Составим алгоритм (определим какие нужно сделать шаги, чтобы правильно написать буквы)

- Как найти безударный гласный звук ? (определить ударный)

 (На доске вывешиваются карточки, по которым вспоминается способ действия) 

1) прочитаем слово так, «как говорим», и послушаем его;

2) узнаем, какой слог ударный; ударный – пиши (как слышим, так и пишем)

3) найдём безударные гласные и поставим под ними точки как сигналы «опасности», подумай (прочитай)– прежде чем записать.

 - Под какими буквами поставили точки? (Под буквами безударного гласного [и].)

– Как же вставить буквы в подписи под рисунками? (Списать из рамки.)

– Впишите буквы в слова под картинками.

Вывод: На месте какого гласного звука есть опасность при письме (на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность».)

Как мы определим какую буквы нужно писать (посмотрим на слово и прочитаем)

Знать «опасности» на месте безударных гласных.

Ориентироваться в прописи. Работать со схемами; находить «опасные» при письме места

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

Полученная информация дополняется в таблицу: «Опасные при письме места».

Учатся рассуждать по алгоритму

умение структурировать знания

(Познавательные УУД).

(Коммуникативные УУД)

IV. Физкультминутка

Вышли уточки на луг:

- Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук:

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают:

-Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют(Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал:

- Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш:

- Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)      

И опять настала тишь:  Ш-ш-ш. (палец поднести к губам показать знак тишины)

V. Первичное закрепление Цель: закрепление сведений об «опасных местах» при письме.

Обобщает, организует работу над заданиями в прописи.

Участвуют в обобщении, задают вопросы, если есть такая необходимость.

Выполняют задания в прописи, работая в парах. Выполняют взаимопроверку

1.  - Как будем действовать с другими двумя словами: сосна, шары?

- Заполните «окошки» самостоятельно.

Взаимопроверка.

- Дополните таблицу: «Опасные при письме места».

- Когда можно доверять гласным звукам и смело писать букву?

-Почему при письме нельзя доверять безударным гласным? (Безударным гласным звукам при письме нельзя доверять. На их месте появляется опасность написать не ту букву, то есть опасность ошибиться).

2. – Прочитайте слова на с. 23 вверху. Найдите «опасные места». –-- Как будете искать?

- Спишите на свободную строку одно слово (по вашему выбору).

3.  - Рассмотрите рисунки на с. 23, прочитайте слова (уснула, уснуло), найдите в них «опасные места» и впишите буквы а, о с опорой на слова в рамке.

- Обратите внимание: уснула девочка (она) – пишем а;

уснуло солнышко (оно) – пишем о.

Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самостоятельное построение логической цепи рассуждений

(Регулятивные УУД).

Физминутка. Зарядка для глаз и пальчиков.

VI.Обведение по серому цвету пр-ия

Обобщает, организует работу над заданиями в прописи.

Проговаривают алгоритм заполнения «опасных мест» при письме.

-- Вставьте буквы ударных гласных в предложение и буквы согласного с ь.

- Обведите по серому цвету пр-ие.

- Какое задание подсказывают нам значки, стоящие после предложения? (отметить «опасные при письме места»- одни подчеркнуть, а под другими поставить точку).

- Подчеркните в схеме предложения «опасные места» (три правила предложения).

Этап речевого действия про себя (обучаемый проговаривает весь процесс решения задачи, но делает это про себя)

(Регулятивные УУД).

VII.Списывание напечатанного предложения

Обобщает, организует работу над заданиями в прописи.

Проговаривают алгоритм заполнения «опасных мест» при письме.

- Что записано ниже? (пр-ие).

Они__________ на солнышке.

 - Что означает черточка в пр-ии?(пропущено слово)

- Какое слово можно вставить?(играют, сверкают, сияют, светятся…)  -открываю слайд, читающие дети прочитывают слова

- Спишите напечатанное предложение письменными буквами, вставьте любое слово на ваш выбор. - Как перенесете длинное слово солнышко? (сол-нышко)

(Регулятивные УУД). 

(Коммуникативные УУД

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании

Цели: Оценивание качества своей работы на уроке.

Организует подведение итогов урока и рефлексию.

Оценивают свою работу на уроке

Подведение итогов урока:

- Как обозначить в схеме «опасные при письме места»? ( точкой )

- Впишите в схемы буквы гласных е, и; а, о, которыми могут обозначаться безударные гласные звуки [и] и [а]

( В русском языке нередко встречаются «хитрые» безударные гласные. Нельзя доверять безударным гласным, потому что один и тот же звук может «посылать за себя на письменную работу» разные буквы: то о, то а, то и, то е, то даже я . Вот почему с безударными гласными звуками при письме нужно быть очень осторожными. На их месте всегда есть опасность ошибиться- ее нужно вовремя заметить.

- Назовем алгоритм – план действий. В чем он помогал (помогал нам не допустить ошибку)

Урок сегодня был удачный? 
Не прошёл для вас он зря? 
Вы все очень постарались. 
Вам понравилось, друзья? 

- Дети показывают большой палец:

вверх– отлично прошёл урок;

в сторону – были незначительные затруднения;

вниз – на уроке ничего не понял, было неинтересно.

с.23 тетради внизу

- Оцените свою работу на уроке, если не получалось, не поняли, изобразите грустное лицо, а если в основном все получилось и вы довольны своей работой – улыбку.

Подводить итоги своей деятельности на уроке

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Выполняют контроль и оценку процесса и результатов деятельности

Дети оценивают свою работу

Самооценка

(Личностные УУД).

(Коммуникативные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опасные при письме места. Безударная гласная.

Буквы безударных гласных- это опасные при письме места.Чтобы правильно написть безударные гласные о, а, е, и, яв корне слова нужно или изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово так, чтобы...

урок обучения грамоте по теме "Опасности письма" на месте парных по звонкости-глухости согласных

Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных способностей....

Презентация к уроку письма по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением"

Презентация позволяет сделать материал урока более доступным для детей...

Технологическая карта изучения темы «Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков»

Образовательные: активизировать умение учащихся определять ударный гласный в слове; познакомить с понятием «ударный гласный» и «безударный гласный»; отрабатывать навык выделения ударных и безударных г...

Конспект урока письма "Объяснение правописания безударных гласных в корне слова".

Развитие орфографического умения написания слов с безударной гласной в слове....

Конспект урока письма "Объяснение правописания безударных гласных в корне слова".

Развитие орфографического умения написания слов с безударной гласной в слове....

Урок русского языка (послебукварный период) Тема: Безударные гласные звуки [а], [и] – опасное место (слабая позиция безударных гласных звуков)

Формирование у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова( без называния термина), учиться подбирать проверочное слово; вырабатывать навыки грамотного письма;  закрепить знани...