Урок русского языка. Тема: "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Захарова Марина Александровна

Цель:

 – развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

СОСТАВ СЛОВА.  ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ

Урок  русского языка  во  2-ом классе.  УМК « Школа-2100». Учитель: Захарова Марина Александровна.

Тема:  Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цель:

  развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1. Актуализация знаний.

                                   

– Прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем, запоминаем. Друг другу помогаем.  Ни  минуты  НЕ теряем!

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 - ЧИСТОПИСАНИЕ в тетради; оцени свою работу: Я молодец! Могу и лучше! Или Мало старался!

Открываем учебник. Читаем тему: СОСТАВ слова.

Познавательные УУД

1.Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.Выявлять сущность, особенности объектов.

4.На основе анализа объектов делать выводы.

5.Обобщать и классифицировать по признакам.

6.Ориентироваться на развороте учебника.

7.Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

2. Формирование проблемы, планирование деятельности.

Рассматриваем иллюстрацию:

-Петя Зайцев, Вова Колесников говорят так: «Все на свете из чего-нибудь состоит. Вы согласны?».

-Из чего состоят облака? (из множества водяных капелек)

-Из чего состоит лес? (из деревьев)

-Из чего состоит наша речь? (из предложений)

-А предложение? (из слов)

-А слова? (из звуков)

-А еще из какого строительного материала составляют целые слова? (Из частей слова)

-Какие мы знаем части слова? См. плакат: приставка, корень, суффикс, окончание.

-Читаем тему дальше: КОРЕНЬ.

-Как разве у слова есть корень? СМ. на странице учебника рисунок – кадр.

-Это же корень дерева!

Что вы можете рассказать о значении слова КОРЕНЬ?

Дети: корень есть у зуба - это его внутренняя часть;

Корень дерева - это подземная часть растения, без чего не может жить. Это важная часть.

Корень слова - это главная часть слова.

Вывод: У слова КОРЕНЬ много значений, значит это слово(многозначное).

-Какое значение слова КОРЕНЬ интересно для нашего урока? ( Корень слова)

Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2. Планирование деятельности.  

  - 

-Какой у нас будет план действий на уроке, посмотрите, что показывают наши условные знаки:

-Вспоминаем то, что знаем

-Основной вопрос урока

-Открытие новых знаний

-Применяем новые знания

-Что мы составили? ( План работы)

ФИЗМИНУТКА

Наблюдение над однокоренными словами. Внимание!

-ВСПОМИНАЕМ, что знаем: упражнение № 116:

-прочитай слова

-эти слова близкие по смыслу? Как это объяснить, доказать?

-что еще общего у этих слов?( Общая часть в середине слова)

-что это? ( это корень слова)

-обозначьте корень слова в словах. Взаимопроверка.

-Проведем небольшой эксперимент: закроем эту общую часть-корень слова;

-что наблюдаем? ( ничего невозможно понять и прочитать)

-почему? ( мы закрыли корень слова! А это как сердцевина слова! Его смысловой центр! Значит, корень слова-это ГЛАВНАЯ часть слова.

Слово без корня не имеет смысла!

-Давайте понаблюдаем: закроем, исключим части слова, которыми эти слова отличаются друг от друга. Что наблюдаем?

( Везде осталась общая часть слов). Именно здесь ,в корне слова находится смысл не только одного слова, а смысл всех его однокоренных слов.

Сделайте правильный ВЫВОД:

  1. Корень слова - это ОБЩАЯ часть всех слов.
  2. Корень - это ГЛАВНАЯ часть предложения.
  3. Корень – это ГЛАВНАЯ часть слова и ОБЩАЯ часть однокоренных слов.

( Посоветуйтесь друг с другом, надо выбрать правильный вывод)

-Давайте сравним наши выводы с выводом в учебнике см. стр. 86.)

МОЛОДЦЫ!

ФИЗМИНУТКА.

Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре.

Личностные результаты

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3.Развитие умений. Наблюдение над однокоренными словами.

– Что еще мы теперь знаем про КОРЕНЬ слова?

ДЕТИ: 1)У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

2) В корне заключен общий смысл однокоренных слов.

3) Корень – это сердцевина слова! От него «растут» слова, как ветви на дереве.( Рассказывают стих-е про странный сад)

-Давайте «оденем» наше дерево: вот листочки-слова. ВНИМАНИЕ: вслушайся, вникни, не позабудь! Корень подскажет правильный путь.

Например: вода, водичка, водица, водный, водоем, водонос, водолаз, водопровод, водопад, водопой, водяной, водянистый, водитель.

-Слово-чужак? (водитель-из другой «семьи», с другого дерева)

-Почему? (У слов может быть общая часть в середине слова, НО если они различны по смыслу, то эти слова НЕ являются однокоренными.

-Что учились сейчас делать? (Подбирать однокоренные слова, думать над значением слова.)


4.Определяем основной вопрос урока.

Работаем по учебнику: упражнение 118.

- Взаимопроверка, проверяем по эталону: как записали слова группами?

Хлеб, хлебный, хлебушек.

Бережок, побережье, берег.

-Какое слово НЕ записали? (бережет); Почему?

(Есть общая часть в середине слова, но эти слова различны по смыслу). А значит: НЕ являются однокоренными. Правильно! Молодцы!

-Обозначаем КОРЕНЬ слов. Проверяем по эталону.

Основной вопрос урока.

.- Сформулируйте, ОСНОВНОЙ вопрос урока?!

-Дети: Как НЕ ошибиться в подборе однокоренных слов?!

 

5. Учимся  открывать НОВЫЕ знания.

6.Подводим итоги.                                  

7. Дополнительный материал к уроку.

Работаем по учебнику: упражнение 119 по заданию. Учимся  подбирать однокоренные слова, вдумываться в смысл слова.

Проверяем по эталону.

-Какой будет ответ на ОСНОВНОЙ вопрос урока? ( Чтобы правильно найти однокоренные слова, надо вдумываться в смысл слова.)

-Проверяем по учебнику. Читаем ПРАВИЛО.

  1. Какую тему мы сегодня начинаем ПОДРОБНО изучать?( Состав слова. Части слова. Корень).
  2. Какой вывод сделали по теме урока? ( Корень – это ГЛАВНАЯ  часть слова и общая часть однокоренных слов.)

Чтобы правильно подобрать однокоренные слова, надо  вдумываться в смысл слова.

  1. Завтра на уроке будем учиться ПРИМЕНЯТЬ наши знания по этой теме.
  2. Что сегодня у вас получилось лучше всего?
  3. В каком задании испытывали трудности?
  4. Кто нас радовал своими ответами?

Домашнее задание:  Попробуйте  вырастить свое «словесное дерево» .Возьмите любой корень и попробуйте вырастить( образовать) как можно больше однокоренных слов( корни: сказ, сад, игр)

Давайте составим себе памятку: «Как надо действовать, чтобы правильно найти в слове корень».(Работа в парах).

-Расположите эти действия в нужном порядке:

3. Найти общую часть однокоренных слов.

1. Подобрать несколько однокоренных слов.

2. Найти слово, с помощью которого можно объяснить однокоренные слова.

-Получился алгоритм (порядок действий). Проверим алгоритм по учебнику стр. 87.Подчеркнем ключевые слова: ПОДОБРАТЬ, НАЙТИ СЛОВО, ВЫДЕЛИТЬ общую часть. Все правильно. Молодцы!

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Оцениваем свои действия:

-кто сделал САМ?

-Кому потребовалась помощь соседа?

Деятельность учеников:

-наблюдали над однокоренными словами;

-анализировали лексическое значение слов;

-подбирали однокоренные слова;

-отличали однокоренные слова от слов с похожим корнем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: Состав слова 2 класс

Урок русского языка во 2 классе с использованием активных форм работы, проводится в виде игры «Счастливый случай».     Тема: Состав слова. Обобщающий урок. Задачи: Обобщить знания о сост...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

Русский язык. Тема: "Состав слова"

Презентация по русскому  языку. Тема: "Состав слова". 3 класс....