Познавательное мероприятие "Страна Грамматика"
план-конспект по русскому языку на тему

Кабакова Ольга Ивановна

Позновательное мероприятие "Страна Грамматика" направлено на развите позовательного интереса учащихся к знаниям направленным на развитие устной и письменной речи. Дети знакомятся с происхождением писменности. Они проходят по импровизированным станциям. Станция "Историческая" - знакомит с историей происхождения букв. Остановка на "Весёлой поляне" пройдёт в сопровождении Незнайки и его весёлых заданий. есть ещё станции - "Сказочный лес и "Замок дракона".  Детей ждёт незабываемое и увлекательное путешествие в Стану Грамматику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_grammatika.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«  Страна грамматика ».

Подготовила и провела учитель начальных классов Кабакова О.И.

ГКОУ школа №8  VIII вида г. Лабинска Краснодарского края.

              Цели:  развитие познавательного интереса учащихся к занятиям направленным на развитие устной и письменной  речи; формирование умения принимать участие в обсуждении поставленных вопросов; развитие памяти и  речи     учащихся.                                                   

                                                      ХОД ЗАНЯТИЯ.

       

Василиса Премудрая.  Ребята, вы хорошо знаете, что сейчас в нашей школе проходит неделя русского языка и грамматики. Мы сегодня собрались, чтобы отправиться в чудесную страну «Грамматику». И поведу вас в эту страну я, Василиса Премудрая. 

Прежде, чем отправиться в путь, давайте выясним, что такое грамматика.

   Вы наверно слышали выражение «грамотный человек». Что значит - быть грамотным?

В русском языке есть пословица « грамоте учиться - всегда пригодиться».

     Во время путешествия по этой стране нас ждёт много интересных встреч со сказочными героями. Во время путешествия нас будут подстерегать неожиданности. Мы должны будем показать, чему научились и, конечно,  узнаем много нового. В конце пути вас ждёт дерево знаний с волшебными яблоками. Итак, вперёд.  

                Станция «Историческая»

Чтобы быть грамотным, нужно, прежде всего, выучить буквы и научиться читать. Среди нас есть дети  первого  класса, они как раз только начали постигать эту премудрость. К концу учебного года все дети  первого класса будут знать все буквы русского алфавита, научатся  читать и писать.

   А ведь миновали долгие тысячи лет, прежде чем люди научились записывать то, что хотели сообщить друг другу. Давным-давно и букв–то никаких не было. Как договориться о встрече? Как сообщить о важном? Вот, например, в древности жители Перу, страны в Южной Америке, пользовались необычным письмом: на палочку крепились разноцветные верёвочки с узелками.

   О многом могут поведать и рисунки, оставленные на скалах или в пещерах древними охотниками. Попробуйте прочитать такое письмо: хижина, следы, человек с луком, убитый буйвол, дерево. Получилось? Проверяем: «Человек вышел из дома и убил буйвола недалеко от большого дерева».

    Постепенно рисунки упрощались и превращались в знаки. Вначале знаки использовались только для обозначения предметов. Позднее придумали знак и для звуков.

     Прошло очень много лет, прежде чем в России была составлена азбука.  Её составителями были греческие монахи – братья Кирилл и Мефодий. По имени одного из них наша азбука так и называется - кириллица. Давайте посмотрим, как выглядел старый русский алфавит.

А   аз                I    и                 С   слово             Щ    ща 

Б   буки            И   иже            Т   твёрдо          Ъ     ер

В   веди            К   како            У   ук                   Ы   еры 

Г   глаголь       Л   люди           Ф   ферт             Ь    ерь

Д   добро         М   мыслите    Х   хер                 Ю   ю

Е   есть           Н   наш            W   омега

Ж  живите     О   он                Ц   цы

S    зело            П   покой          Ч   червь

З    земля          Р   рцы             Ш   ша

  Это не все буквы старого русского алфавита. Некоторые буквы устарели и в современном алфавите не используются. По первым буквам алфавита названа первая книжка ( «аз», «буки») «азбука».                   

  А теперь давайте отправимся на сказочную поляну. Растут на этой поляне не цветы. Что растёт на нашей поляне, отгадайте сами:

                                        Сели на странички

                                        Тридцать три сестрички.

                                        Сели рядком – молчат,

                                        Нам загадки говорят.

                                                                (Буквы).

 

 Сказочная поляна называется  «ВЕСЁЛЫЕ БУКОВКИ».

        ( Звучит мелодия « В траве сидел кузнечик».)

     Василиса Премудрая.  А вот и первый гость спешит к нам на праздник. Как зовут нашего гостя, отгадайте сами.

 Этот весёлый, непоседливый мальчишка живёт в «Солнечном городе». Он берётся делать множество дел, но, к сожалению ещё не одно из них не довёл до конца. А ещё он носит на голове большую синюю шляпу. Догадались, как зовут         этого мальчишку?  (Ответы детей).  Правильно дети, это Незнайка.

       

      Незнайка.  Здравствуйте, ребята! Я сегодня решил прийти к вам в гости. Но я смотрю у вас сегодня не обычный урок. Расскажите мне, что у вас сегодня будет интересного.

      В. П.  Сегодня, Незнайка, мы путешествуем по волшебной стране  «Грамматике».

      Незнайка.  Вот здорово, может в этой стране я научусь читать? А то Знайка дал мне интересную книжку, а прочесть я её не могу, букв не знаю.

          В.П.  Ну-ка, покажи, что это за книжка?

                                        Книжка скромная на вид,

                                        Но живёт в ней алфавит.

                                        Словно дружная семья

                                        Буквы в ней от  «А», до «Я».

-Незнайка, дети узнали твою книжку – это «Азбука»

(Незнайка показывает детям книжку и случайно роняет её).

                                        Что случилось? Что случилось?

                                        На пол азбука свалилась!

                                        Больно вывихнула ножку

                                        Прописная буква М.

                                        Г  ударилось немножко.

                                        Ж  рассыпалось совсем!

                                        Потеряла буква Ю

                                        Перекладинку свою!

                                        Очутившись на полу,

                                        Поломало хвостик У !

                                        Ф бедняжку так раздуло –

                                        Не прочесть её никак!

                                        Букву Р перевернуло –

                                        Превратило в мягкий знак !

                                        Буква С совсем сомкнулась –

                                        Превратилась в букву О.

                                        Буква А когда очнулась,

                                        Не узнала никого!

                                                                Ю. Тувим.

     В. П.  Что же ты наделал, Незнайка? Разве можно так обращаться с книгами?

    Незнайка.   Простите меня, я нечаянно уронил азбуку. Ребята, помогите мне, исправьте буквы.

(Дети работают с нарисованными буквами, исправляют и называют их.)

 Незнайка открывает книжку, пытается, что нибудь прочесть, но у него ничего не получается.

    Незнайка. Все буквы перепутались, я ничего не могу прочесть. Помогите мне ребята.

 Незнайка  подаёт детям карточки с буквами, написанными на геометрических фигурах. Из этих букв  нужно составить слова.

(  Смотри приложение).

  Дети собирают буквы и складывают из них слова. Читают их вместе с Незнайкой.

   Незнайка.    Зачем учиться, и так можно стать, кем захочешь. Я, например, стал великим поэтом безо всякой там учёбы. Хотите, стихи почитаю?

                                        Сияет море перед нами,

                                        Летают МАЙКИ над волнами.

          В.П.    Незнайка, какие майки? Наверное, ЧАЙКИ!

          Незнайка.   Не всё ли равно МАЙКИ или ЧАЙКИ? Слушайте дальше.

           

        Жучка  БУДКУ (булку) не доела;

          Неохота, надоело.

                      Тает снег. Течёт ручей.

                      На ветвях полно ВРАЧЕЙ (грачей).

        Сели в ЛОЖКУ (лодку) и - айда!

        По реке туда - сюда.

Дети заменяют неверно поставленную букву в выделенном слове на правильную.

        В.П.   Ну, Незнайка, ты нас и насмешил! Тебе, дружок, учиться надо. Пойдём с нами в страну Грамматику. Может там, ты  чему нибудь  научишься. И запомни Незнайка: сперва аз да буки, а потом науки.

          (Звучит сказочная музыка).

        В.П.  Сейчас мы с вами отправимся в  «СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС».

Он стоит у нас на пути к заветной цели – волшебной яблоньке.

        Леший. Куда это вы собрались? Ещё никто просто так не проходил  через мой лес. У меня для вас есть трудное задание. Справитесь с ним – пройдёте через лес, нет – останетесь здесь навсегда, и я превращу вас в деревья и кусты. Видите, сколько людей я уже превратил, сколько у меня деревьев?

                               

                                      ЗАГАДКИ.

                          Кто пугливый, очень робкий,

                          Ушки длинны, хвост короткий?

        (Заяц).

                                        Обежала уж весь лес.

                                        Хвост мелькает там и здесь.

                                        То не девица-краса –

                                         Это рыжая … (лиса).

                            Хозяин  лесной

                            Просыпается весной,

                            А зимой под вьюжный вой

                            Спит в избушке снеговой.        

        (Медведь).

        Голодна – мычит, сыта – жуёт,                                 

        Малым ребятам молока даёт.

        (Корова).

    В. П.   Леший, ты что-то путаешь. Разве коровы живут в лесу?

   Леший.  В моём лесу живут.

   В.П.   Ты, Леший нас не обманешь. Мы не останемся жить в твоём лесу.

Ребята, скажите -  заяц, лиса и медведь – это какие животные, дикие или домашние? (Ответы детей)  А корова?  Может ли корова жить в лесу?

    Леший.  Молодцы, ребята, не поддались на мой обман. За это я с вами проведу лесную зарядку. Повторяйте движения за мной.

Сова – стойте прямо, поворачивайте голову вправо, в лево и говорите: -угу-угу.

Медведь – руки в стороны, переваливайтесь с ноги на ногу.

Заяц – руки впереди, прыгайте на носочках.

Лошадки – руки впереди, скачем с ноги на ногу, и говорите:- иго-го, цок, цок.

   (Зарядка проводится 2 -3 раза, животные называются в свободном порядке).

    Леший.  Не могу я вас так просто отпустить. Поиграйте со мной ещё в одну игру  «Эхо».  Я буду говорить вам слово, а вы его повторяете, как эхо в лесу.

Например: я говорю – «роса», а вы мне «оса – оса».

Слова для игры   «ЭХО» :  

Машина  (шина – шина), смех (мех – мех),  олень (лень – лень),  экран (кран – кран), коса (оса – оса),  грибок (бок – бок).

    Леший.  Ох, как не хочется мне вас отпускать, хорошие вы ребята, весёлые, сообразительные. Ничего не поделаешь, раз обещал, пропущу вас через свой лес к волшебной яблоньке. Но имейте ввиду, её охраняет злой дракон. Будьте осторожны!

                                         

                                     «ЗАМОК  ДРАКОНА».

   Дракон.  Я злой дракон, охраняю «Дерево Знаний». До меня дошли слухи, что вы хотите отведать плодов с этого дерева, хотите много знать и быть грамотными. Вы прошли много испытаний, решили много сложных заданий, а иначе вы бы не добрались до моего замка. Выполните моё задание, расскажите мне, что вы знаете о знаках препинания.  

 (Дети рассказывают стихи о знаках препинания: точке, запятой, восклицательном и вопросительном знаках.)

   Дракон.  Если вы знаете всё о знаках препинания, то вам не составит труда поставить знаки в моём приказе. Коли справитесь с моим заданием – угощу вас яблочками, ну а уж нет, то не обессудьте – я вас съем.

           КАЗНИТЬ  НЕЛЬЗЯ  ПОМИЛОВАТЬ

( В данном предложении дети должны расставить знаки препинания).

Когда дети справляются с заданием, звучит волшебная музыка и появляется яблонька с яблоками.

      В. П.                      Расцветает яблонька

                                     В молодом саду.

                           Я от этой яблоньки

        Глаз не отведу.

        И подарит яблонька

        Ребятам за труды

        Крупные, румяные,

        Сладкие плоды.

     Дракон.  Молодцы, ребята! Вы заслужили волшебные плоды. И запомните

        ребята: «без терпенья нет ученья». «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».

    Детьми  исполняется песня: « Чему учат в школе».

           

     СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волина В. В. Праздник Букваря. -  М., 1996.
  2. Илтуховская А. В. Ура! Я иду в школу. – М., 2006.
  3. Новоторцева Н. В. Развитие речи  детей. – Ярославль, 1997.
  4. Шанский Н. М. В мире слов. – М., 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

"Путешествие в страну Грамматики"

Внеклассное мероприятие проводится в рамках месячника гуманитарных наук....

Занимательная грамматика

Программа по внеурочной деятельности ....

Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.

ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....