Урок русского языка"Обобщение знаний о лексическом и грамматическом значении слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ворогушина Наталья Викторовна

Урок по типу:закрепление знаний с использованием технологии сотрудничества,развития критического мышления,личностно-ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 3.

Учитель: Ворогушина Наталья Викторовна, учитель начальных классов  высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №4» г. о.Коломна.

УМК: Школа России.

Тема урока: Что ты знаешь о словах? Обобщение знаний о лексическом и грамматическом значении слова.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель: создать условия для закрепления представления о слове как о двусторонней языковой единице.

Задачи:

- познавательные: развивать умения работы со словом: наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и делать выводы в соответствии с поставленной целью;

- коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию; развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса;

- регулятивные: формировать умения планировать, моделировать и контролировать учебные действия в ходе учебного процесса

Межпредметные связи: литературное чтение, история, окружающий мир.

Материал для урока: деформированные пословицы, модели слов, карточки для работы в паре, портрет С.И. Ожегова.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран для проведения физкультминутки.

Педагогические технологии: технология сотрудничества, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Стандарты второго поколения.  - Москва «Просвещение» 2010.

Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения.   - Москва «Просвещение» 2010.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.  Стандарты второго поколения. -  Москва «Просвещение» 2010.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ технологии», 2008.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: тетрадь к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных школ. В 3-х частях. Часть 3. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

http://www.wisdoms.ru/poslovizi_i_pogovorki/2_1.html пословицы и поговорки о слове.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ожегов,_Сергей_Иванович портрет С.И. Ожегова

http://pedsovet.su/load/244-1-0-28390 материал для физминутки «Веселая зарядка»

технология проведения

задания, выполнение которых приводит к достижению планируемых результатов

деятельность учителя

деятельность обучающихся

планируемые результаты

предметные

метапредметные

1. Орг. начало урока. Эмоциональный настрой.

Задачи: способствует созданию состояния психо-эмоциональной стабильности, внешней мотивации.

1 мин.

- Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Девизом урока я предлагаю взять русскую поговорку: «Знаешь – говори, не знаешь — слушай».

- Как вы ее понимаете? (если знаешь ответ — поделись им с товарищем, а если нет — слушай внимательно, запоминай. Не бойся отвечать неправильно — одноклассники и учитель скорректируют твое высказывание).

- проверяет готовность обучающихся к уроку;

- организует объяснение девиза о правилах сотрудничества на урока;

- создает эмоциональный настрой на урок.

- встают из-за парт;

- приветствуют учителя;

- организация внутренней речи.

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, средствах и условиях общения;

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,

 учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы.

 Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего» ученика;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоаеализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя и товарищей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать предложения и оценку окружающих;

- различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, сети Интернет;

- использовать модели для решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведени под плнятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания;

- выразительно читать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения;

- учиться работать в паре, выполняя различные роли;

- задавать вопросы и отвечать на них;

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.

2. Мобилизирующий этап.

Задачи: обеспечивает высокий уровень вовлеченности обучающихся в учебную деятельность и развитие их интеллектуальных качеств.

5 мин.

Весна, еловый, летит, ветрило, счастье, Егор.

- Что записано на доске? (Слова)

- Придумайте задание к этой записи? (разбить слова на группы, найти общие признаки, списать, найти орфограммы, выполнить разбор слов как частей речи и т.д.)

- Разделите слова на группы: (по количеству слогов, по постановке ударения, по частям речи, по роли буквы е в словах)

- На минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех этих словах. Это буква е.

- Выполните запись в тетрадь:

е ем ет ер  е

- Продолжите закономерность до конца строки.

- заранее записывает на доске слова;

- формулирует задание;

- контролирует выполнение работы;

- побуждает к высказыванию своего мнения.

- принимают учебную задачу урока;

- классифицируют слова по общим признакам;

- наблюдают над структурой слова;

- выявляют закономерность по продолжению ряда;

- отвечают на вопросы учителя;

- работают в тетради.

- понятия: «слово», «слог», «буква»; «ударение», «орфограмма», «часть речи».

- классификация слов по разным признакам.

3. Определение темы и цели урока.

Задачи:

активизация терминологической речи.

5 мин.

- Наш урок мы начали с работы над одной из структурных единиц речи. Исследованием ее занимается раздел языкознания «Лексика». Говорят, что в русском языке их столько, сколько звезд на небе. Догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем уроке. (О слове)

- Само понятие «слово» вы  начали изучать еще в 1-м классе и много уже знаете о нем. Что бы вы хотели уточнить, расширить, повторить по данному вопросу? (Для чего человеку нужны слова. Как правильно употреблять слова в речи. Как определить значение слов. Чем слова отличаются друг от друга).

- Ваши вопросы станут целями нашего урока.

- Для чего человеку нужны слова? (для общения, для выражения мысли и чувств, для названия всего того, что нас окружает).

- Наш народ всегда бережно относился к слову, ведь недаром в русском языке столько пословиц и поговорок о слове.

- Ваши одноклассники подобрали для вас несколько таких изречений. Попробуйте их составить из рассыпанных слов и объяснить смысл.

(У слова нет крыльев, но оно летает. Слово не воробей — вылетит — не поймаешь. Пустое слово уху в тягость. Доброе слово лечит — злое калечит.)

- Запишите в тетрадь вторую  пословицу. Обозначьте изученные орфограммы. Где бы оставили «окошки»? (В личных окончаниях глаголов).

- подводит детей к определению темы и цели урока урока;

- выдвигает проблему;

- контролирует выполнение работы;

- отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу;

- побуждает к высказыванию своего мнения;

- подводит к выводу о бережном отношении к слову, к речи.

- заранее подготовленные обучающиеся проводят игру «Составь пословицы»;

- работают с деформированным предложением;

- составляют предложения из слов;

- объясняют смысл пословиц;

- приводят примеры из личного опыта;

- выполняют задание в тетради;

- выделяют изученные орфограммы.

- представление о значимости языка и речи в жизни людей;

- практические умения работать с языковыми единицами;

- адаптация к языковой и речевой деятельности;

- правила речевого этикета;

- ориентировка в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбор адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

4. Актуализация знаний.

Задачи:

- разграничение области знания и незнания по данной теме;

- расширение словарного запаса.

5 мин.

- Перед вами модели:

1)___________________а

2)___________________о

3)___________________ешь

4)___________________ут

5)___________________ые

6)___________________и

7)___________________ая

8)___________________

- Отгадайте, какую часть речи я задумала, задавая мне о ней вопросы.

- Какое значение слов было представлено на схемах? (Грамматическое — значение окончания).

- Какое еще есть значение у слов? (Лексическое — значение основы).

- Подберите слова к схемам.

- выдвигает проблему;

проводит параллель с ранее изученным материалом;

- обеспечивает мотивацию выполнения задания;

- дает комментарий к выполнению задания;

- проводит беседу по уточнению грамматических признаков разных частей речи;

- подводит обучающихся к выводу о значениях слов (лексическом и грамматическом).

- работают с моделями слов;

- проводят морфологический анализ схем;

- задают вопросы.

Пример:

это прилагательное (нет)

это глагол (да)

это глагол настоящего или будущего времени (нет)

это глагол прошедшего времени (да)

это глагол единственного числа (да)

это глагол женского рода (нет)

это глагол мужского рода (да)

Подойдет схема №8

1) парта, ехала;

2) яблоко, полетело;

3) гуляешь;

4) плывут;

5) красивые;

6) девочки, читали;

7) интересная;

8) стол, рисовал.

- на практическом уровне различать слова, обозначающие разные части речи,

- понятия: «грамматическое и лексическое значение слова»;

- работать со схемами слов.

5. Физкультминутка.

Задачи:

- снятие эмоционального и физического напряжения.

2-3 мин.

- включает презентацию с физкультминуткой;

- контролирует выполнение задания.

- соотносят слова и действия.

6. Работа в печатной тетради.

Задачи:

- активизация имеющихся знаний.

12-15 мин.

- Откройте печатные тетради на с.41, №55. Прочитайте задание.

Лесной болото покраснеть это из-под снег показаться клюква ягода перезимовать под снег и открыться.

- В чем ошибки компьютера? (Не обозначены границы предложений, слова напечатаны в начальной форме)

- Почему так нельзя употреблять слова в речи?

- Исправьте ошибки. Запишите текст в рабочую тетрадь, отметив орфограммы.

- Проверка: подберите слова из текста на орфограммы: (бездарные гласные в корне проверяемые ударением — лесной, покраснеть; безударные гласные непроверяемые ударением — ягода, болото; мягкий знак показатель неопределенной формы глагола — показаться, перезимовать; парные согласные в корне — снег и т.д.)

- Найдите слово, которое употреблено  в разных формах. (Из-под снега, под снегом). В чем их различие? (В окончаниях, употреблены в разных падежах).

- Дайте характеристику 2-му предложению. Найдите в нем грамматическую основу.

- Взаимопроверка написаного.

- формулирует задание;

- выдвигает проблему;

- проводит параллель с ранее  изученным материалом;

- обеспечивает мотивацию выполнения;

- контролирует выполнение задания;

- осуществляет индивидуальный контроль;

- дает задание на поиск в тексте слов ;

- организует взаимопроверку выполнения задания.

- различают текст и набор предложений;

- восстанавливают деформированный текст;

- находят и справляют ошибки компьютера;

- классифицируют предложения по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения;

- работаю с памяткой «Как разобрать предложение по членам»;

- планируют свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма;

- классифицируют слова по орфограммам;

- работают в тетрадях;

- выделяю изученные орфограммы;

- проверяют выполнение задания у одноклассников.

- применение изученных правил орфографии;

- безошибочно списывать текст с учебника;

- устанавливать знаки конца предложений, соблюдая мелодику, логическое ударение;

- владение умением проверять написанное.

7. Физкультминутка.

Задачи:

- снятие глазного напряжения.

2 мин.

- Гимнастика для глаз.

Рассмотрите вокруг себя предметы. 1 ряд — произносит слово-предмет; 2 ряд — признак этого предмета; 3 ряд — действие этого предмета.

- контролирует выполнение задания.

- классифицируют слова по частям речи.

- различать предмет и слово, называющее это предмет.

8. Работа в паре.

Задача:

- обобщение полученных знаний на уроке;

- выявление пробелов в знаниях.

5 мин.

- Перед вами лежат листочки с предложениями. Прочитайте их вместе соседом по парте и по ходу чтения делайте в тексте пометки. Помните девиз нашего урока Знаешь – говори, не знаешь — слушай».

V — эту информацию я знаю

+ - это новая для меня информация

? - эта информация мне не понятна

Все слова языка образуют его словарный запас.

Лексика — это раздел языкознания, изучающий слово.

У слов есть два значения — лексическое (значение основы), грамматическое (значение окончания)

Лексическое значение слово можно уточнить в Толковом словаре.

В словарях слова расположены в алфавитном порядке и употребляются в начальной форме.

Беседа после выполнения задания:

- Какая информация вам была знакома?

- Какие сведения вы отметили для себя как новые?

- Какие появились вопросы?

- Как можно узнать значение слова?

- В самом начале урока у нас было слово «ветрило»? Что оно обозначает, мы узнаем по «Толковому словарю» Сергея Ивановича Ожегова — ученого-лексикографа.

- формулирует задание;

- выдвигает проблему;

- проводит параллель с ранее  изученным материалом;

- обеспечивает мотивацию выполнения;

- контролирует выполнение задания;

- организует взаимопомощь;

- организует работу с «Толковым словарем».

- работают с информационными листами;

- отвечают на вопросы;

- выполняют задание;

- объясняют свой выбор;

- находят в тексте понятия, информацию;

- работают в паре;

- оказывают взаимопомощь;

- работают с «Толковым словарем».

- осознавать слово как единство звучания и значения;

- определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря».

9. Рефлексия.

Задачи:

- определение психо-эмоционального состояния обучающихся;

- подведение итого урока.

5 мин.

- Вот и подошел к концу наш урок. Свое отношение к нему я предлагаю выразить при помощи синквейна, тема которого «Урок русского языка».

- акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке;

- обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

- составляют синквейн;

- выборочное построчное цитирование синквейнов;

- формулируют конечный результат своей деятельности.

- понятия: «синквейн».

10. Задание на дом.

Задачи:

- привлечение кратковременной памяти;

- формирование «последействия» урока, его осознание и осознание своего места в организации учебной деятельности.

1 мин.

- Подобрать игры со словами.

- Узнать историю происхождения слов (например, столица, месяц, неделя, каникулы и др.) для организации проекта «Истории о словах».

- контролирует запись задания в дневник;

- сообщает о начале работы сбора материала для проекта «Истории о словах».

- записывают задания в дневники.

- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс., урок кубановения "Быт казака" 3 класс. Внеклассное занятие "Путешествие по Стране Здоровья".

Обобщение знаний о глаголе: изменение глагола по временам, лицам, числам, спряжение, употребление глагола в речи. Материал урока основывается на произведениях Ф.С. Пушкина.На уроке кубановедения учащи...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Лексическое и общее значение слов"

Урок русского языка в 3 классе с использованием учебника Л.Я. Желтовской. Тема: "Лексическое и общее значение слова". Цель: систематизация знаний о группах слов с общим значением: предметности, призна...

Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония". От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС.

Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония"  по теме: От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС....

Конспект урока русский язык "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

Правописание собственных имён существительных урок-игра....