Использование орфографических сказок для развития орфографической грамотности
статья по русскому языку по теме

Никитина Екатерина Борисовна

Методика применения орфографических сказок на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_orfograficheskih_skazok_dlya_razvitiya.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Использование орфографических сказок для развития

орфографической грамотности

Никитина Екатерина Борисовна, учитель начальных классов

МБОУ « Льговсквя ОШ» Кировского района Республики Крым

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общеязыковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.

Пути решения этой задачи мы видим в следующем: в использовании орфографических сказок с целью формирования орфографической зоркости, в проведении словообразовательных упражнений в период обучения грамоте. Орфографическая сказка помогает детям полюбить русский язык и проявить больший интерес к этому предмету. Она не только доносит до ребёнка программный материал в легкоусвояемой форме, но и даёт возможность поработать над нравственным содержанием, которое есть в сказке. Попробуйте использовать на практике орфографическую сказку и увидите, как поднимется интерес к учебному процессу, материал урока станет более доступным, улучшится качество восприятия информации и улучшится настроение учеников.

Для формирования первичных представлений об орфограмме сказки используются с учётом психологических особенностей детей семилетнего возраста.

Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначально умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

Для выделения орфограммы нужно знать её опознавательные признаки:

  • для правописания безударных гласных – буквы О-А, Е-И-Я; положение в безудар-ном слоге;
  • для правописания парных звонких и глухих согласных – буквы Г-К, З-С, В-Ф,Ш-Ж, Д-Т, Б-П; положение в конце слова и перед глухими согласными;

Усвоение опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказ-ки о звуках и буквах.

Некоторые сказки хочу предложить вашему вниманию. Возможно, кто-нибудь тоже захочет, подобно мне, использовать на уроке сказкотерапию.

  1. Сказка о безударных гласных

«Однажды гласные А-О гуляли по лесу и собирали ягоды. Вдруг они так рассо-рились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья по-никли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда глас-ные А-О стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая. И тут на по-мощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встре-чались безударные гласные А и О. С тех пор дети пишут грамотно слова с безударными гласными.

  1. Сказка о парных звонких и глухих согласных

«Жили – были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов согласные оказались в конце слов. И началась между ни-ми ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слы-шаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, поми-рили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать парные согласные на концах слов, надо позвать на помощь гласные.

  1. Сказка о букве Ч. «Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я. Грибы у меня самые лучшие, я, я, я.» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался.» И решили буквы наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышла буква Ч и сказала, что она никогда больше не будет дружить с буквами Я и Ю и никогда больше не встанет с ними рядом. Отныне она будет дружить с буквами А и У. Вот с тех пор слог ЧА пишется с буквой А, а слог ЧУ – с буквой У.

Ча- ща

Ча и ща,ча и ща-

Роща,чаща и свеча,

Пища,туча, саранча-

С буквой «а» и ча, и ща.

Чу – щу

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Кричу, ворчу, ищу, тащу

Я с у пишу и чу, и щу.



  1. Новоселье друзей ЖИ И ШИ

На берегу очень дикой реки

Жили два друга: друг Жи и друг Ши.

Решили они: "Надо выстроить дом,

Чтоб дружно и счастливо жить было в нем!"

Собрали бамбук, камыши и листву,

Наметили план – сей работы канву.

И вот подниматься строение стало,

И вышла их хижина просто на славу!

Осталось немного украсить снаружи,

Да шифер приделать, чтоб не было стужи.

Решили друзья новоселье устроить

И в гости созвать населенье лесное.

Жи шишки еловые стал собирать,

Ши скатерть широкую стал вышивать.

Потом скороспелые дрожжи достали,

Коржики сладкие Жи и Ши выпекали.

И вот началось у друзей новоселье:

Плясали и пели, чтоб было веселье.

А после устали все, сели за стол,

Жи, Ши угощали, вели разговор:

"Мы знали, что вкусы весьма привередливы ваши,

Вам, серые мыши, мы сделали каши.

Ерши, вы берите осоку речную,

А вы, свиньи-хрюшки, – баланду мучную.

Ужи, испейте жирного молока!

Стрижи, ешьте шиповник пока.

А вам, журавли, мы в кувшинчик налили

Похлебки гороховой, хлеб накрошили.

Вы же, ежики колюче-пушистые,

Попробуйте груши душистые.

И вдруг в тишине рев мотора раздался,

С таким люд лесной никогда не встречался.

В шикарной машине волчище катит

И что-то невнятное слугам кричит.

А слуги-то едут, держа за вожжи

Гуся краснолапого, тот глухо шипит.

Подъехали, встали у хижины новой.

Пажи сняли волка манером особым.

– Что здесь за собрание? – волк говорит.

(А сам весь от ярости так и дрожит.)

– Как смели меня обойти стороной,

Ведь уши большие имею я..."

"Стой! Послушай меня, – говорит ему Жи, –

Сначала, волк серый, с нами сдружись.

Не надо кричать и топорщить усы,

Тогда мы, конечно, тебя пригласим!"

Вот волк призадумался, понял ошибку

И, шлепая в лужи, не прятал улыбку.

Вокруг, под и над закружили стрижи,

И, в ландыши спрятавшись, пели чижи.

Наверное, все малыши себе впрок

Увидели в сказке хороший урок.


  1. Сказка о том, как буквы поссорились, как праздновали Новый год, и что из этого всего вышло

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были буквы. Еще там жили знаки препинания. Вот такая вот страна была. Жили там все дружно, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Особенно дружили буквы Е, Ё, Ю, Я с буквами Д, Т, Б, З, ну теми, что стояли в конце приставок. Да вот беда, повадился Твердый Знак между ними вставать, дружбу их разбивать. Обиделись на него буквы, перестали с ним дружить.

И вот наступил Новый год. Буквы Е, Ё, Ю и Я решили устроить праздничный бал. Пригласили всех жителей своей веселой страны, но Твердому Знаку приглашение не прислали, не хотели праздник себе испортить. Обиделся Твердый Знак, топнул ногой и сказал: "Вот уйду я, узнаете, что тогда будет!" И стал собираться в дорогу. А в доме букв-подружек Е, Ю, Я и Ё царило веселье. Отпраздновав Новый год, буквы решили разнести подарки тем, кто не смог прийти на праздник. Взяли подарки и вышли на улицу. "Вот шарф для Восклицательного Знака, – сказала буква Ю. – А живет он... – она посмотрела на адрес, – "Обездная улица, дом 5, подезд2, кв.3.» "Но у нас нет такой улицы! – удивилась буква З. «А что такое подезд?" – спросила буква Е. Бедные буквы очень расстроились, что не смогут отнести подарок Воскли-цательному Знаку, но ничего не поделаешь.

Буква Я достала следующий подарок. "А это шапочка для Вопросительного знака, – молвила она. – А адрес его... Разездной переулок, дом 6, подезд 1, кв. 5". "Но ведь у нас нет и такой улицы!" – закричала буква Т. "А что такое подезд?" – заплакала буква Е. "Ник- то не может нам помочь!" – в отчаянии сказала буква Ю. "А может, все-таки может?! – прокричала буква я. – Смотрите, Твердый Знак идет!" Твердый Знак услышал отчаянные крики букв и решил подойти. "Я, кажется, поняла, – сказала буква Е. – Мы обидели Твер-дый Знак, вот он и ушел из всех слов, в которых он был. Попробуйте подставить его во все названия и посмотрите, что получится!" Буквы взяли конверты: "Объездная улица!" – про-читала буква Т. "Оказывается, это подъезд!" – закричала буква Е. "И это Разъездной пере-улок", – молвила буква Ё. Ну, вот все и встало на свои места. Буквы попросили прощения у Твердого Знака. Он простил их и сказал: "Вы меня уж тоже извините. Я же не специально встаю между вами, я вовсе не хочу мешать вашей дружбе. Но так уж повелось, что я дол-жен стоять после согласной в приставке и перед гласными Е, Ё, Ю, Я. Такова моя судьба –разделять эти буквы. Ведь я – Разделительный знак! Вы уж меня поймите".

Буквы все поняли и стали дружить с Твердым Знаком. А вы поняли, ребята?

Кто-то скажет: на дворе высокотехнологичный ХХI век, инновационные технологиu, миро-вой кризис, а мы о каких-то сказках! Но сказки – драгоценное наследие человечества. Их нельзя забывать и недооценивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Использование пословиц и поговорок для развития орфографической грамотности

Одной из важнейших задач уроков русского языка является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во ...

Развитие орфографической зоркости как средство повышения грамотности письма.

Тема, над которой я работаю в течение последних четырёх лет «Развитие орфографической зоркости  как одно из средств повышения грамотности письма обучающихся».Актуальность темы предопределена тем,...

Сборник коррекционно-развивающих заданий для развития орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития на уроках русского языка

В данном сборнике представлены коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития. Данный сборник адресован п...