Технологическая карта урока. «Каждый ли клёст может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин») (3 класс).
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Напалкова Ирина Павловна

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности + презентация  к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc119 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_lit.cht_.3_kl.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Напалкова И.П., МАОУ «Гимназия №1» г.Сыктывкара

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

        Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа 2100»).

        Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).

Урок 90.

Технологическая карта урока.

Тема

«Каждый ли клёст может стать капитаном (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин»)

Цели

Формируем умение:

 – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

находить в тексте материал для характеристики героя;

составлять рассказ-характеристику героя;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

– выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.

Развитие умения:

– аргументировать свою точку зрения к прочитанному;

– высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Обучение:

–самостоятельному пересказу текста.

Основные понятия

Характер клеста

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

– Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Учебник Литературное чтение «В одном счастливом детстве» для 3 класса общеобразовательной школы.  

– презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа,  работа в группах.

Этапы урока

Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

УУД

I. Организационный

момент.

– Улыбнёмся друг другу. Садитесь удобно и начинаем работать.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

II. Актуализация знаний

Беседа о прочитанных произведениях.

– Раздел, который мы читаем называется «Животные в нашем доме».

– Вспомните фамилии авторов, рассказавших;

про Ханга и Чанга

про Дымку и Антона

про морскую собаку

– Почему все собаки такие разные? 

– От чего зависит характер собаки? 

Слайд 1.

– Юрий Коринец

– В. Драгунский

– Г. Сапгир

– У них разные характеры.

– От условий жизни, от отношения человека, от породы.

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

других;

II. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока)

- А каких птиц обычно держат дома?

- Может ли птица стать для человека другом?

- Узнаем об этом. Открываем учебник на с. 90.

Высказывание детей.

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать речь других

III . Открытие нового знания.

Формулирование темы.

1. Работа с текстом до чтения.

2. Работа с текстом.

Чтение 1 части

(комбинированное

чтение вслух: дети – учитель)                              Перед чтением:                                                                                                                                                                

Вопросы после чтения:                        

Рассказ учителя о клесте – сосновике.

                                    Чтение 2 части рассказа. Ведение диалога с автором.

Словарная работа.

Вопросы после чтения

Прослушивание записи.

Чтение 3 части (цепочкой)                        Вопросы после абзацев.

- Прочитайте имя и фамилию автора. Известен ли  он вам? Что читали?

- Прочитайте заглавие, рассмотрите иллюстрацию.

- Что можете предположить о содержании рассказа.

- Кого могли бы звать «капитан Клюквин»?

- Прочитаем 1 часть, проверим наши предположения.

- Оправдались ли ваши предположения?

                                                                                                                                                               - Действие рассказа происходит в Москве, в районе, который называется Сокольники.

- Что значит слово сиделый?

- Кого же звали капитан Клюквин?                                   - Почему клёст получил такое имя?

- Клест-сосновик — более крупный вид клестов (длина 20 сантиметров)обитающих в лесах нашей страны.
Отличительная особенность сосновиков –  мощный клюв.                                                                                            Живет клест – сосновик в хвойных лесах, предпочитает – сосновые.

Питается семенами и почками хвойных деревьев.
Гнездо строится всегда на хвойных деревьях, большей частью высоко на больших елях. Живут клесты небольшими стайками.
В любое время года клесты совершают перекочевки, в поисках пищи. Срок гнездования — ранняя весна, и самке приходится сидеть на яйцах очень плотно, не слетая надолго, чтобы они не замерзли.

- Какие вопросы к автору появились у вас после чтения 1 части?

- Я бы ещё спросила: «Каждый ли клёст может стать капитаном?»

И именно так я сформулировала тему нашего урока: «Каждый ли клёст может стать капитаном?»

                                                  - Почему рассказчик проснулся пораньше? Вот и ответ.

- Каково же было первое впечатление от песни?

                                                                                                                                                            - А как это «убогая песня»?

- Новое колено – особое, чем – то выделяющееся место.

- Обратите внимание, на поведение капитана Клюквина: выдерживает паузу, готовится к исполнению. Что – то должно произойти…

- Чем удивила песня клеста?

- С кем сравнивает рассказчик клеста?

- К какому мнению приходит, выслушав песню до конца?

  - Как менялось настроение рассказчика?

                                                                           

- А вам хотелось бы услышать песню клеста?                                                                                          

- Что услышали вы? Найдем и подчеркнём слова, говорящие о том, что слышал рассказчик в песне клеста?

- Можете ли сейчас высказать предположения о характере птицы?                             

2 абзац:                                   - Что чувствовал рассказчик, наблюдая за капитаном?

- Почему так много осенних слов в описании птицы?

3 абзац:                                        - Подтвердились ли наши предположения о характере клеста?

- Что ещё можно сказать о характере птицы?

4 абзац:                                     - О каких повадках птицы узнали?

- Найдите и подчеркните интересные сравнения этом абзаце?

- В этой части много эпитетов. Какова их роль? Проверим кто внимательный читатель. Я называю эпитет, вы – подходящее из текста существительное.

Пасмурная … (осень), огненный … (капитан Клюквин), весёлый … (характер), смоляное … (семечко), бузинная … (жёрдочка), деревянный … (конь).

Слайд 2.

Должны вспомнить рассказ Ю.Коваля «Дик и черника» (1 класс «Капельки солнца)

Рассматривают иллюстрацию, высказывают предположения о содержании, работают с заглавием.

Слайд 3.

Читают1 часть про себя, проверяют предположения.

                                               

Слайд 4.

 

- Сиделый – приученный сидеть в клетке, т.е. ручной.

- Клеста.

- За яркое оперение клюквенного цвета.

Слайд 5.

Высказывания детей.

Слайд 6.

Читают 2 часть.

- Не понравилась, совсем простая, убогая, скучная.

- Простая, однообразная, неинтересная

Слайд 7.

-  Сначала ожидание и разочарование, затем заинтересованность, нарастающая радость и восторг: настоящий певец!

Слайд 8.

Работают с текстом

Высказывают предположения.

- Была осень, своей расцветкой птица напоминала краски осеннего леса.

-  Свободолюбивая, настойчивая

Работают с текстом.

Слайд 9.

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили

находить в тексте материал для характеристики героя

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения

2. Выразительно читать и пересказывать текст.                  3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.                                       4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

Физминуткка.

На горе стоит лесок
(
круговые движения руками)
Он не низок не высок
(
сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(
глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(
ходьба на месте)
Говорят:«Такого свиста, 
Мы не слышали пока»
(
плечи поднять.)

III . Открытие нового знания.

Чтение 4 части (самостоятельное чтение детьми) Работа в группах

После чтения:

Чтение 5 части (самостоятельное чтение про себя, выборочное чтение) Вопросы выборочного чтения

- 4 часть прочитайте самостоятельно. По ходу чтения задавайте вопросы.

- В этой части происходит быстрая смена действий. Восстановим последовательность действий рассказчика и клеста.

Взял семечко – просунул – отвернулся

Сунул в рот – цокнул – разгрыз – посмотрел – сдался – бросил – разгрыз

- Используя эти глаголы, перескажите 4 часть.

                                                      - Что ещё мы узнали о характере клеста?

- Что узнали о рассказчике? Какой он?

- Изменилась ли песня Клюквина с приходом зимы?

- Чем закончилось первое путешествие по квартире?

- Докажите, что клёст волновался и слегка трусил, оказавшись на крыше клетке.

- Что ещё узнали о клесте?

- А о рассказчике?

Работают в группах.

Задают вопросы.

Слайд10.

Используя глаголы пересказывают 4 часть.

                                                             

- Был гордым.

- Любознательный.

- Есть аквариум.

подробно и выборочно пересказывать текст

аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

IV. Итог урока.

Фиксирование нового содержания урока.

- Интересно читать про птицу?

- Как вам кажется, какое желание есть у клеста? О чем бы он попросил, умей говорить?

- Вернёмся к теме урока. Ответьте на вопрос.

V. Домашнее задание

- Дочитать рассказ до конца.

Слайд 11.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение Раздел «Животные в нашем доме» МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара Напалкова И.П. 2014 год

Слайд 2

Коваль Юрий Иосифович

Слайд 3

Рассказ «Капитан Клюквин»

Слайд 4

Сокольники – район Москвы. Снимок сделан между 1979 -1986 годами 2009 год

Слайд 5

Клёст – птица особенная

Слайд 6

Тема урока: "Каждый ли клёст может стать капитаном?"

Слайд 7

Убогая песня – совсем простая, убогая, скучная. Новое колено – особое, чем – то выделяющееся место.

Слайд 9

Внимательный читатель пасмурная осень, огненный капитан Клюквин, весёлый характер, смоляное семечко, бузинная жёрдочка, деревянный конь.

Слайд 10

Взял семечко – просунул – отвернулся Сунул в рот – цокнул – разгрыз – посмотрел – сдался – бросил – разгрыз

Слайд 11

Произведения Юрия Коваля

Слайд 12

Интернет - ресурсы http://www.e5.ru/product/kapitan-klyukvin_8109269/ http://blagoroden-don.livejournal.com/1278034.html http://russos.livejournal.com/430732.html http://www.oldmos.ru/photo/view/70284 http://www.housemall.ru/11687/ http://www.zyblik.info/pticjzi/klestel.htm http://fantlab.ru/work142797 http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post150826495/ http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/840 /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения "Е. Чарушин "Страшный рассказ" 2 класс УМК Перспектива

РазделЛюблю всё живоеТемаЕ. И. Чарушин «Страшный рассказ»Цели деятельности педагогаОзнакомить учащихся с творчеством Е.И. Чарушина;Развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;Сформиров...

Презентация.Ю.И.Коваль "Капитан Клюквин" .

Литературное чтение.Ю.И.Коваль "Капитан Клюквин"....

Ю.Коваль. Капитан Клюквин. Раздел 8. Проверочная работа. 3 класс. УМК " Школа 2100".

Цель: определение  и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; уметь характеризовать характеры и поступки героев; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитан...

Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника»

Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника». 2 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Знакомство с рассказом Е. И. Чарушина "Кабан"" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения Евгения Ивановича Чарушина «Кабан»; умение выр...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Что может линия. («Зимний лес»)» (УМК «Школа Неменского», 2 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с приёмами выполнения зимнего пейзажа.Задачи урока:  Дидактические:1) формировать умение видеть изменения в природе;2) учиться изображать пейзаж кистью, используя ...