Конспект урока по литературному чтению "Ю. Коваль «Капитан Клюквин» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Неупокоева Людмила Сергеевна

Данный конспект урока будет полезен учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_3kl.doc102.5 КБ
Office presentation icon yu._koval.ppt452.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение

Программа «Школа 2100»

3 класс

Тема: Ю. Коваль «Капитан Клюквин»

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению произведения Ю.Коваля «Капитан Клюквин»

Задачи: 

1) обучающая – создать условия для усвоения содержания 5 частей произведения Ю.Коваля «Капитан Клюквин»;

2) развивающая – развивать выразительное, сознательное чтение, умение анализировать прочитанное и делать выводы; развивать мышление и память;

3) воспитывающая – содействовать в воспитании любви к животным, помочь учащимся увидеть красоту птицы.

Учебные материалы: презентация (портреты писателей: Ю. Коринец, В. Драгунский, Г. Сапгир), картинка клеста, аудиозапись голоса клеста, выставка книг.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

  1. Орг. момент

  1. Проверка д/з

  1. Подготовка к восприятию учебного материала

  1. Итог урока

  1. Д/з

6. Рефлексия

 

-Здравствуйте. Сегодня урок чтения проведу у вас я. Меня зовут Людмила Сергеевна. Присаживайтесь.

- У вас на партах лежат по две птички. Пока их не трогайте.

- Обратите внимание на доску. На это дерево, после каждого выполненного этапа на уроке будет прилетать птичка. В конце урока, посмотрим каких птичек больше будет.

Гимнастика на дыхание.

- Ну а сначала проведем гимнастику на дыхание. Упражнение называется «Летят снежинки». Представляем, что на ладошку упали снежинки и их нужно сдуть. Делаем вдох носом и на выдохе через рот сдуваем снежинки. Выдох должен быть плавный, длительный, не надувая щек.

Гимнастика для губ.

«Часики».

- Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта.

«Качели».

- Рот открыть, напряженным языком тянуться к верхним и нижним резцам.

Работа со скороговоркой.

На доске «ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ».

- А сейчас хором прочитаем фразу.

- К какому виду относится это высказывание?

- Как их читают?

- Сейчас первый ряд читает скороговорку не очень быстро.

- Второй ряд побыстрее.

- Ну и третий ряд еще быстрее.

- Хорошо, молодцы! А кто попробует прочитать скороговорку быстро?

- Ну, вот сейчас нам эти птички и пригодятся. Если вам понравилась разминка, у вас хорошее настроение, спокойное поднимите оранжевую птичку. А если было грустно поднимите синюю птичку. К нам на дерево прилетела … птичка. На доску 1 птичку.

- На прошлом уроке в разделе «Животные в нашем доме» вы изучили стихотворение Г. Сапгира «Морская собака». Поднимите руки те, кому понравилось стихотворение.

- Как вы думаете, почему стихотворение так называется «Морская собака»?

- Кто считает по-другому?

- С каким настроением будем читать это стихотворение?

- Как нужно читать стихотворение? Называем автора, название стихотворение. Громко, выразительно, четко проговаривая слова.

- Откройте учебники, повторите стихотворение.

Оценить каждого ученика и дать объяснение своей оценке.

- Как вы считаете, собака огорчилась из-за своего рыбьего хвоста? Почему?

- А каким настроением проникнуто стихотворение?

- Как вы думаете, кому из ребят удалось передать это?

- Взяли опять наших птичек. Как вы себя чувствуете после проверки д/з. Если хорошо, то оранжевую птичку, а если грустно, скучно, то синею птичку.

На доску 2  птичка.

Слайд 1.

- Постарайтесь вспомнить фамилии авторов, рассказавших про Ханга и Чанга, про Дымку и Антона, про морскую собаку. Если не помните, посмотрите в учебнике.

- Как вы считаете, почему все собаки разные?

- А от чего это зависит?

- Я сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать о какой собаке идет речь?

1. У этого пса была фамилия. Бегал он на трех ногах очень быстро. Бродяжничал, «любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость». Умел краснеть, когда было стыдно, и исправляться.

2. Этот пес ведет за столом себя хорошо. Ленивый, но спокойный и уравновешенный, очень красивый. Любит петь выразительно с душой.

3. Этот пес озорник, веселый, неугомонный. Всегда пытается что-нибудь стащить, всегда где-нибудь прячется.

- Вы уже читали произведения о животных, которые по разным причинам оказались в доме человека. Какие животные есть у вас дома?

- Как зовут? Как вы заботитесь о них?

Слайд 2.

- Продолжите фразу: Собаку называют другом человека, потому что …

- А каких птиц чаще всего держат в доме?

- А может ли птица стать другом человека? Об этом мы узнаем, прочитав рассказ «Капитан Клюквин» Ю. Коваля.

Слайд 3.

- Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 года в Москве. Отец его служил в уголовном розыске, а мать была врачом психиатром. Писатель никогда не жаловался на тяжелое детство. В 17 лет Юрий Коваль поступает в Пединститут. У Юрия Коваля было много интересов: он рисовал, занимался прозой, играл на пианино и гитаре. При жизни было опубликовано около 30 его книг, в основном детских, такие как: «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями», «Полынные сказки» и др. Кто хочет потом посмотрит книги на перемене.

Умер Ю. Коваль 2 августа 1995 года в Москве. Но его произведения любят взрослые и дети.

- Сегодня мы будем читать одно из произведений Ю. Коваля.

- Сейчас откройте учебники на странице 90.

- Прочитайте автора.

- Прочитайте заглавие.

- Рассмотрим иллюстрацию. Кто изображен на картинке?

- Как вы думаете, кто главный герой этого рассказа?

- Как вы думаете, мальчик дружит со своим питомцем?

Словарная работа.

Слайд 4.

- В тексте нам встретятся следующие слова: «сиделый».

- Прочитаем хором с ударением.

- Как вы понимаете, что значит «сиделый»?

- Следующее слово – «убогая». Прочитаем хором с ударением.

- Что значит «убогая»?

- И еще одно слово – «рулада». Прочитаем хором с ударением.

- Что вы понимаете под словом «рулада»?

- Запомните как читаются эти слова.

- Поднимите оранжевую птичку те, кому было интересно узнать про автора, а кому не интересно синею.

На доску 3 птичка.

- А сейчас начнем читать рассказ. Первую часть буду читать я. А вы внимательно следите. После чтения будут вопросы, ответы на которые вы должны найти в тексте. Все готовы слушать?

1 ч. читает учитель.

- Найдите и зачитайте в тексте ответ на вопрос: Как клёст оказался у рассказчика?

- Найдите и зачитайте, как он выглядел?

- Почему хозяин придумал такое имя для птицы?

- Молодцы! Вижу, что вы внимательно слушали.

- А сейчас выберите те слова, которые послужат планом, т. е. помогут пересказать эту часть. Слова на доску.

- Что самое важное происходит?

Слова: купил, клест-сосновик, сиделый, командир на коне, крепкий клюв, красный цвет оперения, Капитан Клюквин.

- Как можно озаглавить эту часть? На доску.

- Кто попробует пересказать 1 часть? Краткий пересказ по ключевым словам.

- Кому было интересно послушать первую часть, поднимите оранжевую птичку, кому нет синею.

На доску 4 птичка.

- Для чтения второй части нам нужно разделить ее на смысловые куски. После чтения каждого куска мы поработаем также.

3 ученика читают.

После чтения 1 куска.

- Почему рассказчик проснулся пораньше?

- Какое же было первое впечатление от песни?

- Как это «убогая» песня?

- Продолжаем читать.

После чтения 2 куска.

- Чем удивила песня клеста мальчика?

- Ну и третий кусочек дочитаем.

После чтения 3 куска.

- С кем сравнивает клеста рассказчик?

- Скажите, как менялось настроение рассказчика?

- Сначала ожидание и разочарование, затем заинтересованность, нарастающая радость и восторг, признание птицы настоящим певцом.

- Мальчик услышал удивительную песню клеста. Кому хотелось бы быть на месте этого мальчика. Наверное, тоже хочется послушать песню клеста. Сейчас мы послушаем песню клеста. Слайд 5.

- Озаглавьте часть.

- Кому понравилась 2 часть поднимите оранж. птичку. Кому нет синею.

- Третью часть читаем самостоятельно, после чтения этой части будет игра «Внимательный читатель».

Игра.

- Вы наверное заметили, что в этой части много прилагательных. Я буду называть, а вы договаривать предметы, признаки, которые они указывают:

Пасмурная …

Огненный …

Веселый …

Смоляное …

Бузинная …

Деревянный …

- К какому времени года подходят эти прилагательные?

- Как озаглавим эту часть? Можно взять целое предложение из части. На доску.

На доску 5 птичка.

- 4 часть читаете самостоятельно и после чтения придумайте вопросы по этой части.

Вопросы учащихся.

- Что мы узнали о характере птицы из этой части?

- Озаглавьте эту часть словами из текста.

На доску 6 птичка.

- 5 часть читаем по цепочке по 1 предложению. Следим внимательно за чтением. После чтения также будут вопросы.

Слайд 6.

Найдите и зачитайте ответы на вопросы из текста.

Вопросы: Изменилась ли песня Клюквина с приходом зимы? Чем закончилось его первое путешествие по квартире?

- Докажите словами из текста, что клёст волновался и слегка трусил, оказавшись на крыше клетки.

- Согласны ли вы с автором, что «подводный мир заворожил клеста»?

- Что узнали еще о рассказчике?

- Как озаглавим эту часть? На доску.

На доску 7 птичка.

- Поднимите руки, кому было интересно читать про птицу, узнать что-то новое.

- Как вам кажется какое желание у клеста? Чтобы он сказал, если бы он умел говорить?

- Прочитать, озаглавить и подготовить пересказ 6 части. Откройте тетради запишите с. 93-94.

- Посмотрите на наше дерево сколько здесь птичек. Каких больше получилось птичек?

- А какое сейчас у вас настроение?

Приветствие. Присаживаются.

- Скороговорка.

- Быстро.

- ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ.

- ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ.

- ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ.

2-3 ученика читают скороговорку.

2-3 ученика рассказывают стихотворение.

- Озорным, веселым, жизнерадостным.

- У них разные характеры.

- Условия, порода, хозяин.

- Антон из рассказа В. Драгунского.

- Чанг из рассказа Ю. Коринец.

- Ханг из рассказа Ю. Коринец.

- Ю. Коринец.

- Капитан Клюквин.

- Бедная, скудная, жалкая.

-

- Удивительный клёст.

- Первая песня Капитана Клюквина.

- Осень.

- Капитан Клюквин.

- Характер.

- Семечко.

- Жердочка.

- Конь.

- Осень.

- Только огненный Капитан Клюквин веселил глаз.

- Был гордым.

- Только огненный Капитан Клюквин веселил глаз.

- У него был еще аквариум. Его интересовала жизнь и водных обитателей.

- Неудачный полет.

Подготовились к работе на уроке.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности, наличие познавательного интереса.

Проверка правильности выполнения д/з.

Усвоение и понимание нового материала. Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и способов деятельности, наличие познавательного интереса.

Подведение итогов урока.

Понимание и усвоение д/з.

Выявление самочувствия на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ю. Коринец "Ханг и Чанг" "Дымка и Антон" В. Драгунский "Морская собака" Г. Сапгир

Слайд 2

Собаку называют другом человека, потому что ...

Слайд 3

Юрий Иосифович Коваль 1938 - 1995 гг.

Слайд 4

Сиделый, убогая, рулада

Слайд 6

Найдите и зачитайте ответы на вопросы в тексте. Изменилась ли песня Клюквина с приходом зимы? Чем закончилось его первое путешествие по квартире?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"

Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих  по программе "Школа XXI века"....

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект урока по литературному чтению в 1-ом классе на тему: "В.А. Осеева "Печенье""

Цель урока познакомить с новым произведением В.А. Осеевой "Печенье"; развивать речь; отрабатывать навык выразительного чтения; воспитывать доброе, уважительное отношение к родным и близким людям....