Открытый урок по русскому языку по теме "Имя существительное и его роль в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

актуализировать представление об имени существительном как части речи, систематизировать знания о грамматических признаках, закреплять умения выделять существительные среди других частей речи; расширять запас словарных слов; формировать умение конструировать устные высказывания; развивать воображение; воспитывать осознание языка как средства общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1Тема: «Имя существительное и его роль в речи».

Коровина Нина Георгиевна, учитель начальных классов

Цель:    1) Закрепить знания учащихся об имени существительном.

              2) Развивать творческое мышление.

              3) Воспитывать любовь к русскому языку.

       Задачи:

                    - актуализировать представление об имени существительном как части речи, систематизировать знания о грамматических признаках, закреплять умения выделять существительные среди других частей речи; расширять запас словарных слов; формировать умение конструировать устные высказывания; развивать воображение; воспитывать осознание языка как средства общения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для  групповой и индивидуальной работы.

Тип урока: урок систематизации знаний (общей методологической направленности)

Форма урока: деловая игра

                                             Ход урока.

Слайд 1.

  1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.  

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним, ребята, повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего урока.

Главный гость урока сегодня – его величество русский язык.

Слайд 2.

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: « Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка.

Урок:  

  • Интересным
  • Познавательным
  • Развивающим
  • Плодотворным

- Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь.

- Какими должны быть на уроке ученики?

Ученики:

  • Активные
  • Думающие
  • Работоспособные
  • Внимательные
  • Творческие
  • Дисциплинированные

- Вы готовы быть такими?

- В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть. Вы, ребята, сами подведёте итог урока и выберете самого активного и грамотного ученика.

- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Он пройдёт в форме деловой игры «Заседание редакционного совета».

Слайд 3

 Наша редакция готовиться к 1 выпуску газеты.

Итак, запишем дату выпуска газеты. Нашим рабочим блокнотом будет тетрадь.

Двадцать седьмое января. Классная работа.

Словарь:

Что  означает слово газета?

- Я поручила подготовить ответ на данный вопрос Джаубаеву Шамилю. Он точно знает ответ и скажет, кто ближе всех был к правильному ответу.

(Ответы детей)

Газета – это периодическое издание в виде больших листов, посвящённое событиям текущей и общественной жизни.

Слайд 4

Запишите, пожалуйста, слово  ГАЗЕТА

Слайд 5.

Информация:  слово «газета» пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение  «мелкая монета». Появилась в 1563 году в итальянском городе Венеция. Газеты тогда были рукописные, продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.

Слайд 6

 В России первая рукописная газета появилась в 1600 году и называлась «Куранты». А первая печатная газета появилась в 1702 г. при Петре I и называлась «Ведомости».

- Любая газета имеет название. Название нашей газеты, вы мне скажите сами, собрав слово из «рассыпавшихся слогов»:

Слайд 7

-

 Почему выбрано именно это название?

- Уважаемые коллеги! Заседание редакционного совета газеты «Искатели» считаю открытым. Разрешите представиться: главный редактор Коровина Нина Георгиевна. На заседании присутствуют специалисты из отдела  информации, отдела культуры, отдела писем, отдел вёрстки и дизайна, отдел литературной редактуры и корректуры, фотокорреспонденты  и отдел специальных журналистских расследований.

 Фотокорреспонденты у нас в активном поиске, у них своя конкретная задача.

- Нам предстоит  создать страничку в нашей газете для детей. Материал должен быть интересным, разнообразным, а главное  он должен помочь ученикам осваивать новые знания.

- В нашу редакцию пришли письма от учащихся начальной школы, они просят, чтобы мы помогли им разобраться в сложной теме по русскому языку. Ответственными по этому вопросу будут специалисты по отделу писем.  

Пока специалисты по отделу писем работают, мы с вами проведём небольшую разминку.

- Кто такой редактор?

Редактор – это специалист, который составляет содержание издания.

Слайд 8

Запишите, пожалуйста, это слово в наш словарик. (редактор)

- Объясните работу корректора.

Корректор – специалист издательства, вычитывающий тексты и исправляющий ошибки.

Запишите и это слово в наш словарик (корректор)

- Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов.

Сроки создания проекта нашей газеты очень сжатые – 1 урок.

Работать мы будем в группах. Скажите, пожалуйста, правила работы в группе

Итак, ребята, прочитайте ещё раз слова, которые мы записали в словарике. Что их объединяет?

Все они - имена существительные.

  1.  Сообщение темы и целей урока.

Специалисты по отделу писем, вы можете предоставить нам тему выпуска нашей газеты? Кто будет отвечать?

Слайд 9.

C:\Users\Администратор\Desktop\img3.jpg

В одном из писем нас просили составить как можно больше других слов из слова « ЖУРНАЛИСТИКА». Слова должны быть именами существительными.

Журналистка,  журналист,  стражник,  салат,  салатик,  салатник,  карта,  картина,  лунатик,  лунтик,  ужастик,  рис,  актриса,  кулинар,  санитар,  русалка,  стирка,  старик,  нитка,  акула,  жара,  утка,   кран,  Луна,   лиса,  рука,  ужин,  жир,  аул,  жук,  лук,  лак,  рак , жар, стук.

Мы  предлагаем первый выпуск нашей газеты посвятить имени существительному.

Слайд 10.

Тема: «Имя существительное и его роль в речи».

- Значит все задания, которые мы будем сегодня подбирать для нашей газеты, будут направлены на  закрепление знаний по части речи «Имя существительное» и его роли в речи.

4.Закрепление знаний

  У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ

Слайд 11

- прежде чем приступить к работе над выпуском номера, нам надо убедиться, что у нас достаточно знаний по этой теме.

Вспомните всё, что мы знаем об этой части речи  (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? изменяется по числам) 

Слайд 12

Имя существительное - самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи и в грамматике ( имеет род, число, падеж, склонение). Имя существительное - важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает. Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности. Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? Кто? – одушевленные. Что? – неодушевленные. Имена существительные имеют род: мужской, женский и средний. Имена существительные изменяются по числам и могут иметь формы единственного числа и множественного числа. Некоторые имена существительные могут иметь форму только единственного или только множественного числа. Имена существительные изменяются по падежам. Существительное - самая существенная часть речи 

5.Орфографическая минутка.

(У доски работает ученик)

Дом.к, ореш.к, ноч.ка, чу.ство, поез.ка

А все остальные записывают слова: самолет, пылесос, пароход, берег.

Какое слово лишнее? Почему?

Многое об имени существительном мы уже знаем, но ещё больше нам предстоит узнать.

Слайд 13

 На пути у нас «Мозговой штурм»

«Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдет?»

Ребята, у вас на столе лежит конверт №1

Откройте его, прочтите задание.

  1. Гроза, метель, стул, ветер (явления природы)
  2. Любовь, счастье, гром (чувства)
  3. Праздник, свадьба, сирень (события)
  4. Смелость, доброта, Москва (названия качеств)
  5. Бег, слон, стук (названия действий)
  6. Ложка, Черкесск, Кубань (географические названия)

Напишите по 2 слова в каждую группу.

( Проверка)

  1. Работа по созданию странички.

- Итак, уважаемые коллеги, все готовы к работе, по созданию странички для детей в нашей газете.

Для газеты было выбрано несколько рубрик. Первая рубрика «ЭТО ИНТЕРЕСНО»

Слайд 14

Ответственными будут отдел специальных журналистских расследований.

Им было дано задание  - составить мини проект для рубрики  «Это интересно»

Ребята, мне очень интересно узнать род у таких имен существительных как кенгуру, колибри. Помогите мне, пожалуйста! Вот задача! Кто поможет?

 Как кстати, ребята. Как раз по этой теме и работали специалисты  из нашей газеты.

Помни: в русском языке есть имена существительные при определении рода  которых надо обращаться к словарю.

Средний род:      Мужской род:      Женский род:

Такси                  Кофе                        кольраби

Метро                  Кенгуру                   Колибри

Это несклоняемые имена существительные.

Несклоняемые одушевлённые имена существительные относятся  
к мужскому роду, если обозначают:  
 а)   лиц мужского пола:   маэстро, месье; 

 б)   лиц по профессии или социальному положению: 

 конферансье, атташе;  

в)   животных, птиц:   кенгуру, фламинго, коала. Однако если контекст указывает на самку животного, то соответствующие слова употребляются в форме женского рода: кенгуру кормила детёныша.    
             
Несклоняемые одушевлённые имена существительные относятся  
к женскому роду, если обозначают лиц женского пола:   фрау, миссис.  

      Несклоняемые неодушевлённые имена существительные относятся,  
как правило, к среднему родутакси, пальто, бюро, шоссе. 

Род некоторых  
существительных зависит от их значения:   кольраби (сорт капусты) – ж. р.,  
пенальти (штрафной удар) – м. р.,   авеню (широкая улица) – ж. р.    

В случае необходимости обращайся к словарю.

Спасибо большое! Вы нам очень помогли.

 Ребята, так давайте ответим на наш звонок. Какого рода существительные кенгуру и колибри?

(Кенгуру – австралийское млекопитающее, отряда сумчатых. Считается символом Австралии.

Колибри – очень маленькая длиннокрылая птичка с пёстрыми перьями, обитающая в Америке)

Материал на эту тему мы поместим в нашу газету. (Отдел специальных журналистских расследований)

ФИЗМИНУТКА Слайд 15-19

       Ребята, а я вижу у вас ещё одно письмо. Вы его не рассматривали?

(Там написано одно слово «ЭКОЛОГИЯ»)

Мы это письмо отнесём сразу в 2 отдела. Специалистов по отделу информации мы попросим дать лексическое значение этого слова, а отдел специальных журналистских расследований  попросим рассказать, что же это за странное такое письмо?

    Да, ребята, 2017 год президентом России В. В. Путиным объявлен годом ЭКОЛОГИИ.

Слайд 20

Мы в нашей газете должны отразить эту тему.

  1. Вторая рубрика нашей газеты  

      Ребята, мы совсем недавно принимали участие в акции, которая была посвящена этой теме. Что мы делали?

 (фотокорреспондент представляет фотографии работы класса по экологии)

Слайд 21.

- Разбор предложения по членам предложения (У ДОСКИ)

Птицы радуют людей своим пением.

Специалисты по отделу культуры, есть ли у вас что-нибудь по этой теме?

(У нас есть стихотворение)

Ребята, пока специалист будет читать стихотворение, вы постарайтесь запомнить как можно больше имён существительных. (Существительные можно ставить в начальную форму)

Держа в руке глобус, ученик рассказывает

Слайд 22.

Самая прекрасная, родная, 
Разноцветная, веселая, живая, 
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

(мать, свет, дети, руки, красота, грязь, океаны, звери, птицы, травы, планета, помощники, друзья, Земля, семья)

Назовите слово – омоним  (Земля – земля)

 

Звучит голос Земли:

- Мне радостно слышать вас и обидно.

Учитель:

- Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?

Голос Земли:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Как же я была прекрасна в то время!

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание, но на разрушение. У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя.

Учитель

- Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность). Как вы думаете, какая опасность угрожает планете?

Что мы можем для неё сделать?

(Проверка работы у доски)

Отдел литературной редактуры и корректуры,- вам задание :

C:\Users\Администратор\Desktop\img5.jpg

Запишите однокоренные слова. Выделите корень.

А мы с вами, ребята, идём дальше.

  •  «Каждое имя существительное очень удивительное».

Слайд 20.

Отгадай ребус: 

Родина.

  1. Лексическое значение:

- страна, в которой человек родился и гражданином которой является;

- место рождения человека (малая родина).

Это слово может писаться с заглавной буквы, если речь идёт о стране. А если речь идёт о конкретном месте рождения человека, то слово пишется с маленькой буквы.

2. Синонимы: Отечество, Отчизна. Слайд 20 (2, 3).

3. Антоним: чужбина. Слайд 20 (4).

Итак, отдел литературной редактуры и корректуры, вы готовы? Ребята, а какие ещё однокоренные слова можно подобрать к слову «Родина? Слайд 21.

C:\Users\Администратор\Desktop\slide_5.jpg

Этот материал мы помести в нашу газету под рубрикой  

 «ГОД ЭКОЛОГИИ»

     Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные в художественном тексте могут быть очень выразительными: именами существительными можно нарисовать картины природы, окружающего мира.

Слайд 22.

Например, так, как В.Маяковский.

Вечер. Поле.
Огоньки.
Дальняя дорога.

 (Выпишите имена существительные, определите число)

Отделу вёрстки и дизайна  было дано задание: нарисовать  иллюстрацию к этому стихотворению.  Ребята, представьте нам свои работы.

Эти рисунки мы поместим в рубрике «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО»

 

Ребята, как интересен, богат и разнообразен русский язык! А ещё интереснее его изучать с занимательным материалом.

Слайд 23

- Отгадайте загадку:

День и ночь стучит оно

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратиться этот стук.    

СЕРДЦЕ

- У каждого из вас карточка с фразеологизмом. Объясните  значение.

У меня на сердце камень.                               Переживание за кого-то

Сердце кровью обливается.                           Искренне, с любовью

Скажу, положа руку на сердце.                     Плохо, тяжело на душе      

Подарил от чистого сердца.                           Искренне, честно, без утайки

Отдел информации, что вы предлагаете для нашей газеты?  (Другие фразеологизмы. Пусть ребята над ними поработают)

И наконец, последняя рубрика нашей газеты.

Ребята, мы недавно изучали тему  «Суффиксы» Вспомните, Какие суффиксы могут  иметь имена существительные?

На столе в каждом отделе есть карточка с заданием  «Заполните таблицу примерами». Вам нужно вписать в эту таблицу по одному существительному  и выделить суффикс. Слайд 24

-ость-

    -к-

-онок-

-ёнок-

-ик-

-ек-

-ок-

Вот такая, ребята, какая получилась у нас газета. Вы помните, каким  мы хотели видеть наш урок? А каким он у нас получился? Достигли мы поставленной цели? А что нового вы узнали сегодня? Да, ребята, мы совсем немного узнали сегодня о работе людей, которые  создают газету. Вы побывали на их месте. Поднимите руку, кому это понравилось. Кто бы хотел стать в будущем журналистом? Я, ребята, вам желаю осуществить свою мечту,  хорошо учиться и поступить на журналистский факультет.

Ребята, давайте выберем наиболее активных и грамотных специалистов газеты «ИСКАТЕЛИ». Они награждаются сегодня значками.

А пока, за урок всем большое спасибо! Вы молодцы!

Слайд 25

(Фотокорреспондент раздает гостям фото )

Имя Существительное

Существительных в природе

При любой найдёшь погоде.

Кто? и Что? – вопрос задай

И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,

Это кошка, это мышка.

Всё так просто и понятно,

Увлекательно, занятно.

На вопросы Кто? и Что?

Отвечать оно должно.

(Н. Анишина)

Песенка про существительное        

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты –

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные!

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Небоскрёбы и мосты,

Уши, ноги и хвосты,

Булки, яблоки, котлеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ручки, ластики, листы,

И отвёртки, и болты,

Звёзды, облака, кометы –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ну какие же слова поразительные!

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Зайцы, мышки и кроты,

Пальмы, ёлки и кусты,

Мухоморы и конфеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Кубики и колобки,

Куклы и снеговики,

И компьютер, и дискеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

До чего же все слова изумительные!

Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

РЕЗЕРВ

Ребята, каждому отделу даётся задание на экологическую тему. Перед вами лежат конверты, вскройте их и выполните работу.

1)Заводы и автомобили являются самыми злостными загрязняющими факторами.

(Дать характеристику предложению, подчеркнуть грамматическую основу, выбрать имена существительные)

2) Какой - то мальчишка

Без всякой причины

Ударил березку ножом перочинным.

(Выписать имена существительные, назвать «лишнее»)

- Какое слово «лишнее»? (мальчишка)

- Почему? (отвечает на вопрос кто?)

  1. Улетел орел за город Орел.

(Выписать омонимы) Обитают ли в нашей республике орлы? (Составить предложение)

  1. Сейчас мы ужасаемся тому, как варварски человек уничтожает этот прекрасный, чудесный, но очень хрупкий мир.

(Выписать словосочетания с существительным «МИР»)

  1.  Нужны все на свете! Нужны все подряд,

 Кто делает мёд, и кто делает яд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Закрепление знаний об имени существительном, умений распознавания склонений имен существительных, уточнение и пополнение словаря учащихся по теме «Природа и человек»....

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное. Повторяем, что знаем".

Актуализация знаний об имени существительном как о части речи. Повторение понятия «грамматическое значение слова», «морфологические признаки имени существительного». Имя существительное, грамматическ...

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И ЕГО РОЛЬ В РЕЧИ.

презентация к уроку по русскому языку. Тема: Имя существительное и его роль в речи. 3 класс...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...