Формирование орфографической грамотности у младших школьников.
статья по русскому языку (4 класс) на тему

Метелкина Ольга Ивановна

В данной дается подробное описание приему орфографической грамотности у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование орфографической грамотности  у младших школьников.

Проблема формирования орфографической грамотности в современных школах приобретает всё большую актуальность. Детям трудно даётся изучение русского языка, следствием этого является то, что предмет «русский язык» попадает в разряд не любимых. Многие дети не любят читать, а плохое чтение – прямая дорога к безграмотному письму. Чтение без желания приводит к тому, что дети читают невнимательно, не вглядываясь, не вдумываясь, не запоминают читаемые слова. В начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из важных задач обучения русскому языку является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении. Сформировать орфографическую грамотность – значит научить ребёнка думать над языком, научить слышать и видеть орфограммы, развивать способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

Задания развивающего характера.

Особую трудность для усвоения в начальных классах представляет написание непроверяемых орфограмм, т.е. слов, которые требуют запоминания. На каждом уроке 5 минут отводится этой работе. Опыт показывает, что в основу формирования орфографической грамотности должна быть положена активная работа учащихся, регулярность заданий и упражнений, многократное обращение к изученным словарным словам.

Я предлагаю своим ученикам следующие задания.

-составление предложений с данными словами;

-сочинение на заданную тему, по опорным словам;

Например:

В огороде.

Урожай, морковь, капуста, помидор, горох, свёкла, огурец.

-Подбор и запись синонимов и антонимов.

Например:

Метель, вьюга, буря, пурга, метелица.

Юг-север, запад- восток, трус – герой.

-Замены описательных оборотов словами синонимами.

 Например:

Ящичек для ручек, карандашей. (ПЕНАЛ)

Домашнее животное, родственник волка.(СОБАКА).

Хищное млекопитающее с длинным пушистым хвостом.(ЛИСА).

Птица чёрного цвета с белыми перьями в крыльях.(СОРОКА).

Кукарекающая домашняя птица.(ПЕТУХ).

Предметы комнатной обстановки.(МЕБЕЛЬ).

-Ответы на вопросы. Например: кто живёт в лесу?(ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛИСИЦА,)

-Дополни предложение словом.

Например:

весело чирикают …(ВОРОБЬИ).

-Составление этимологического словарика слов с непроверяемым написанием.

Например:

малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образован от слова малый – «меленький». Малина – малый – «состоящий из маленьких частей».

Пословицы и поговорки – сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они позволяют оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку. Я накопила много пословиц и поговорок на разные орфограммы, изучаемые в начальных классах.

«Безударные гласные»

- Корова на дворе – молоко на столе.

- Сам погибай, а товарища выручай.

- На словах густо, а в голове пусто.

- Кто за Родину горой – то истинный герой.

- Легче друга потерять, чем найти.

«Непроверяемые безударные гласные».

- Яблоко от яблони недалеко падает.

- Каков мастер, такова и работа.

- Человек без Родины, что соловей без песни.

- У коровы молоко на языке.

«Непроизносимые согласные в корне».

- Ленивому всегда праздник.

- Честность всего дороже.

- Одни слепы глазами, другие сердцем.

- И в моё оконце засветит солнце.

- Красота сердца дороже красоты лица.

На уроках я предлагаю следующие задания при работе с пословицами и поговорками.

  1. Прочитай пословицу, подумай, что она обозначает.
  2. В каких случаях её уместно применять? Когда и кому можно так сказать?
  3. Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова.
  4. Устно составь предложение, употребив эту пословицу.

Использование специально подобранного языкового материала является одним из факторов, обеспечивающих продуктивность процесса овладения учащимися орфографической грамотностью. Большое значение имеет живое изложение материала, при котором неизвестные учащимся факты преподносятся в виде интересного рассказа. Таким материалом являются устойчивые словосочетания, фразеологизмы.

Например.

Балбес. В дореволюционной гимназии изучали греческий и латинский языки. Поэтому школа была одним из источников проникновения в русский язык греческих и латинских слов, которые приобретали иногда новый смысл. Ученика, не выучившего урок и читающего с запинками, называли насмешливо «заикой». А по- латыни заика – «бальбус». Отсюда произошло обрусевшее «балбес» - неуч, невежда, лентяй.

Баба – яга. Слово яга произошло от древнего глагола «ягать», что значит кричать, ругаться.

Орфографическая грамотность формируется при работе с научно популярными текстами познавательного характера.

Волосатое дерево.

Бывают д…ревья высокие, ни…кие, пр…мые, кривые. А в г…рах можно увидеть волосатое дер…во. Увидишь – и гл…зам не вер…шь. Подойдёшь, пощупа…шь – мохнатое! Ствол снизу зв…риной шерстью оброс. Представля…шь? Сним…шь шкуру с дер…ва и сошьёшь себе м…ховую шапку. Или валенки из шерсти св…ля…шь. Стоишь и гладишь м…хнатое дер…во, как с…бачку.

Спрячешься у такого дер…ва и пр…с…д…шь до веч…ра. Так и тайну разг…да…шь. Вот подход…т к дер…ву дикая к…за и начина…т об него тереться. Она в…сной линя…т. Зимняя шерсть в…сит клочьями. А волосатое дер…во сто…т всем на уд…вление. (По Н.Сладкову).

Подводя итог изложенному, следует отметить, что языковой материал упражнений должен обеспечить постоянную мотивацию учащихся, устойчивый интерес к орфографическим занятиям.

Задания тренировочного характера.

Одним из приемов повышения грамотности считаю развитие орфографической грамотности при коллективной работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. Я испробовала разные приемы исправления ошибок. А так как дети в силу своих умственных и психологических особенностей нуждаются в индивидуальном, дифференцированном подходе, у большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Моя цель – помочь ученику вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю и подписываю верный вариант.

Одно из главнейших условий успешного обучения грамотному письму – это предупреждение ошибок. Для этого я использую различные приемы.

        Одним из важных видов считаю орфографическое проговаривание. Использую различные карточки в который включаю слова на какую то определенную тему.

1.Спиши слова, вставив букву з или с.

 Расска…, сою…, гла…, арбу…, колхо…, автобу…, уку…, адре…, поре…, карапу…,

абрико…, термо…, ужа…, серви…, парово…, алма…, надре…, конкур…, джа…, пару….

2.Спиши слова, вставив букву  ж или ш.

Мира…, стра…, ду…, малы…, но…, ерала…, ков…, детёны…, каранда…, пейза…,лава…, гара…, чертё…, кор…, макия…, стри…, масса…, тира…, коттед…, камы… .

Отметь знаком «+» слова, в которых есть мягкий знак.

Гус…

Дед…

Звер…

Сол…

Лук…

Рыс…

Ден…

Год…

Сок…

Тен…

Стол…

Пен…

Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с гласной буквы.

Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с согласной буквы.

Книга

Оля

Медведь

Яна

Арбуз

Вода

Дерево

Автобус

Индюк

Курица

Ягнёнок

Утка

Город

Ирина

Заяц

Лисица

Енот

Дыня

Вода

Река

Машина

Осень

Ветер

Осина

Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками. Большую роль в проведении в самостоятельной работе над ошибками играет подбор дидактического материала. Он представляет собой серию карточек с текстами, предназначенными для тренировки правописания.

        

Приемы для самостоятельной работы над ошибками.

  1. Самостоятельное исправление учащимися ошибок.
  2. Самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки.
  3. Подбор проверочных слов к данным словам.
  4. Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания.
  5. Взаимопроверка работ учащимися.
  6. Подбор аналогичных приемов данной орфограммы.

Эти примеры активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно применять изученные правила.

Упражнения занимательного характера.

Известно, что прочные знания, умения и навыки школьники приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Есть интерес, есть желание учиться. Особая роль в развитии интереса младших школьников к урокам русского языка принадлежит играм и занимательным упражнениям. Занимательный материал использую как при проведении уроков, так и для внеклассной работы. Это и ребусы, и шарады, и кроссворды, и загадки, и скороговорки.

Скороговорки помогают детям развить фонематический слух и понять, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибёшься - получится другое слово, будет непонятно, о чём говорится.

Скороговорки.

Актёр театра.

Белые бараны били в барабаны.

У Бори винт. У Вити бинт.

Вкусная халва – мастеру хвала.

На иве галка, на берегу- галька.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, весёлые стихи, закрепляем правильное произношение детьми звуков.

Чистоговорки.

Ба-бо-бы – на дворе стоят стол(бы).

Бу-бы-ба из окна торчит тру(ба).

Ду-до-да-гудят провода.

Ужу-жу-жу – молоко дадим ужу.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи –здесь живут ежи.

Весёлые стихи.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А.

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

Игры со словом, которые очень важны для детей, почти не включаются, к сожалению, в школьную программу. Они помогают воспитывать у ребёнка его природное языковое чутьё, подготавливая его к восприятию сложных поэтических форм, средств художественной выразительности. Любовь к языку можно привить только через интерес к нему.

Слово рассыпалось.

АРСТА(астра); АЗУБР (арбуз);  ААРМ (рама);  ААММ (мама).

Анаграммы.

Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке:

Атлас (салат), адрес (среда); армия (Мария); автор (товар, отвар).

Грамматическая  арифметика.

ТОМ + ВАТА= оружие. (Автомат).

Сражение + собачье лакомство =( Бойкость).

БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое.(Бабочка).

Зал + колючие животные =(Залежи).

КОТ + ЁЛКА – КА =( Котёл).        

Найдите слово в слове.

ГРОЗА (роза, раз, рог, гора); ГАЗЕТА (газ, таз); ГИТАРА (тара, тигр, тир); ГРАДУСНИК ( град, ус, сани, друг, дар, дуга, гуси, суд);  ГОЛОВА ( лов, гол, вал).

Доскажите словечко.

У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдёт,

Тот и ручку мне пожмёт.

Людям рада я,поверь,

Я – приветливая… (дверь).

Звук заблудился.

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

На полянке весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

Сели в ложку (лодку) и – айда!-

По реке туда – сюда.

Превращения слов – волшебная цепочка.

1.Измените одну букву: дом-том-ком-лом-сом; дом-дол-дог-Дон; день-тень-пень-лень.

Шарады.

Читайте слева вы меня,

И псом презлющим буду я.

Но времени я буду счёт,

Когда прочтёшь наоборот.

(Дог-год).

Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог.

(До-ми-к).

Я работаю по учебникам УМК 21века под редакцией Виноградовой. В данных учебниках предусмотрена большая работа по данной теме. Много упражнений, способствующих формированию орфографической грамотности младших  школьников. Это упражнения и развивающего, и тренировочного, и занимательного характера. Но без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического повторения материала формирование орфографической грамотности будет проходить медленно. Качество обучения младших школьников формированию  орфографической грамотности зависит от развития средств, методов и форм, применяемых в процессе обучения, от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографической грамотности и закрепления изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В сатье представлены  понятие  об орфографической зоркости, приведён теоретический  и  парктический материал по её формированию....

Педагогический проект "Формирование орфографических навыков у младших школьников"

Главным в  обучении  правописанию  является орфографическое  правило, его  применение, т. е.  решение  орфографической  задачи. Однако  решение  орфог...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы  обучени...

Формирование орфографических навыков у младших школьников

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем....

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая...