Конспект урока русского языка на тему "Обобщение знаний о способах проверки и написания слов с безударной гласной"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Чупина Наталья Александровна

Конспект урока на тему:  "Обобщение знаний о способах проверки и написания слов с безударной гласной" (ПНШ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 8 декабря, пятница

Школа: МБОУ НОШ №95

Класс: 2 «3»

Урок: 2

Время: 9:00 – 9:45

Кабинет: 306

    Учитель русского языка: Антропова Н.И.

                   Методист ЧПК№1: Солопова Т.В.

                   Студент: Чупина Наталья, 44 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Обобщение знаний о способах проверки и написания слов с безударной гласной»

Цель:  закрепить знания учащихся о способах проверки и написаний слов с безударной гласной.

Планируемые результаты:   

Личностные:

учащиеся научатся:

- формировать учебно-познавательной мотивации учения;

- формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.                                                                                                                                                                                

Предметные:

- научатся закреплять изученные способы действий правописания слов с безударными гласными;

- корректировать понятие и умение о родственных словах;

- устанавливать и выявлять правописание безударных гласных.

Тип урока: Закрепление знаний (комбинированный).

Оборудование: компьютер, презентация, учебник «Русский язык» ПНШ  2кл.,1 ч.

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент.

2мин.

Здравствуйте, ребята! Встаньте ровненько, спинки выпрямите. А я напоминаю, меня зовут Наталья Александровна,  сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Тихонечко, садитесь.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

К: настраиваться на урок.

2.Мотивационный.

Словесн: беседа.

2 мин.

-Ребята, а вы верите в чудеса?

- Скажите, пожалуйста, а кто зимой может исполнить наши желания?

- А когда Дед Мороз приходит к нам в гости?

- Кому нравится Новогодний праздник? Почему?

-  А что делают дети перед Новым годом?

Обосновывать свои высказывания.

П: осмысленно читать текст.

 Р: принимать и сохранять задачу.

3. Постановка учебной задачи и её решение.

 

Словесный: ответы на вопросы.

Словесный: беседа

Практический: чтение алгоритма.

Практический:

Работа в тетрадях.


Словесный: беседа.

Практич: работа с заданием.

Практич.: письм. граммат.упр.

Практич.: пунктограмма.

Практич.: игра «Смысловые цепочки»

30 мин.

- Один мальчик написал письмо Деду Морозу. Вот одно предложение из этого письма:

« Я хачу на Новый год спартивный велосипед».

- Прочитал Дед Мороз письмо и расстроился. Почему?

- Сколько ошибок вы нашли? Какая это орфограмма? 

- Подумайте, пожалуйста, какой может быть тема нашего урока?

- Да, ребята, сегодня, мы вспомним всё, что знаем о безударных гласных. На какие группы делятся безударные гласные? (Безударные гласные, проверяемые ударением и безударные гласные непроверяемые ударением)

- Итак, тему урока мы знаем. А какие задачи можно решить на этом  уроке?

- ( Поможем мальчику, дадим ему совет, что надо делать, чтобы не допускать ошибки в написании слов с безударными гласными. Грамотно написать своё письмо Деду Морозу. Быть грамотными учениками…)

-Совершенно верно!

Чистописание.

- Вот наше следующее задание: запишите, пожалуйста, все гласные буквы.

- Сколько букв вы записали? А сколько гласных звуков в русском языке? Обведите буквы, которые в безударном слоге в корне следует поверять.  Вот они и требуют нашего особого внимания. Почему их надо проверять? (Потому что произношение различается с написанием) Как мы их проверяем?

(Работа над алгоритмом проверки безударных гласных)

-Давайте вспомним алгоритм проверки безударных гласных в слове.

В парах, обсудите, какой алгоритм должен быть при проверке безударных гласных.

Алгоритм проверки безударной гласной в слове

Для того чтобы проверить безударную гласную на письме, надо:

• поставить в слове ударение;

• подобрать проверочное слово:

— родственное слово, в котором безударный гласный является ударным;

• изменить форму слова так, чтобы гласная была под ударением;

• написать слово правильно;

• подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук.

Ребята, вам даны слова с проверяемыми безударными гласными и слова с непроверяемыми безударными гласными. Ваша задача, используя алгоритм проверки безударной гласной, выбрать только те слова, в которых пропущена проверяемая безударная гласная.

1гр-с…рока, …дежда, к…тёнок, в…дичка, М…сква, гр…чи, ш…ги.

2гр-яг…да, ч…совщик, зв…зда, к…пуста, ов…щи, стр…ла, ш…рфы

3гр-л…сты, п…суда, м…шина, к…рмушка, з…ма, вр…чи, м…рковь

4гр -р…бота, х…роший, б…гуны. Х…дить, т…варищ, ск…ла, пч…ла

5гр - кр…чал,в…робей, с…бака,хл…ба, т…жёлый, п…тух, т…мно.

Как вы рассуждали?

Посмотрите внимательно на слова.

- Найдите слова, где все согласные твердые.

- Подчеркните слова, в которых звуков больше чем букв.

-Вы молодцы!

Итак, ребята, а сейчас,  внимание! Посмотрите на слайд, Дед Мороз хочет чтоб вы ему помогли, правильно сделать выбор в данном задании… Поможем?

Какая буква пропущена? И почему?

Зап…вать лекарство. (пить). Какое слово будет являться проверочным? Почему?

Зап..вать песню (петь)

Сл..зать  с крыши (слез).

Сл…зать сметану (лижет).

Проверьте в такой ли последовательности, расставлены пропущенные буквы? (слайд)

Вы справились, я  думаю, что Дед Мороз внимательно наблюдал за вашей работой и будет в следующий раз правильно осуществлять выбор орфограмм.

Посмотрите на слайд, вам даны словосочетания, ваша задача записать данные словосочетания к себе в тетрадь, вставляя пропущенную букву правильно, объясняя, почему выбрали именно ее.

ЛОнивый человек- (линька, лень).

МОстерская  идей- (мост, мастер)

УдОвительное  явление– (дева, диво).

Вы справились! Зачитайте проверочные слова.

Следующее задание на карточках, вставьте  пропущенную букву в слова, объясняя свой выбор.

гр…за оз…ро м..сты х..лмы

г..ра з..ма ст..на л…сты

р..ды сн…га д…жди вр…чи

гл…за д…ревья гн..здо с..стра

Что скажете? (Здесь записаны слова с безударными гласными)

- Найдите безударную гласную в каждом слове.

- Какие шаги выполним? ( Поставим ударение, выделим корень в слове, опасное место. Проверяем.)

Давайте с вами немного поиграем.

Игра «Смысловые цепочки»

Ребята, перед вами цепочка слов, но в них нарушена смысловая закономерность. Восстановите эту закономерность (последовательность).

1.Зерно, кол..с, хлеб, мука.

2.Плод, растение, с..мена, урожай.

3.В..ренье, ягода, п..ляна.

-Прочитайте, какие смысловые цепочки, у вас получились? К каким словам вы подобрали проверочные слова?

Определять цели и пути их достижения.

Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины.

Усваивать данные правила.

Определять конкретный смысл понятий.

Вспоминать алгоритм проверки безударных гласных.

Соотносить орфограммы с алгоритмом, доказывать свое мнение.

Выбирать слова, в которых пропущена проверяемая безударная гласная.

Сверять с доской.

Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины.

Соотносить слово и набор его грамматических характеристик.

Выполнять задание, объясняя свой выбор.

Отвечать на поставленные вопросы.

Сверять с доской.

Восстанавливать смысловую закономерность.

Проверять с помощью картинной проверки.

К: высказывать своё мнение.

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваются мнениями; строить реч. высказывания.

П: строить речевое высказывание.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

Физ.минутка.

2мин

А теперь давайте с вами отдохнем. Смотрите на меня и повторяйте все движения.

Выполнять двигательные упражнения.

4. Решение частных задач на основе анализа теста.

Практический: самостоятельная работа
Практический: взаимопроверка в соответствии с критериями.

Словесный: слово учителя, ответы учеников.

12 мин.

У вас очень хорошо получилось, вот мы и немного отдохнули! Садитесь!

Сейчас ребята, я вам предлагаю вам всем написать ученикам «школы Деда Мороза» письмо и рассказать, как правильно писать слова с безударной гласной, чтобы у них не возникали ошибки.

Работа с карточками.

«Здравствуйте, ученики «школы Деда Мороза»! Я, ученик второго класса, готов рассказать вам, как правильно писать слова с _________________________ в слове.

Для того чтобы правильно написать слово с ________ , надо подобрать такое ________ слово, чтобы безударная гласная стала ________ . Например: л__сная — лес; ст__ит — стой.

Также можно проверить безударную гласную, если изменить ________ слова. Например: на г__ре — горы.

Дорогие ученики «школы Деда Мороза», советую вам правила не только ________ , но и постоянно их использовать, когда ________ слова с ________ в предложениях.

До свидания! Хорошего вам, Нового Года!»

Давайте с вами проверим какие вставили слова в данном письме.

А сейчас ребята, я вам предлагаю поработать с учебником. Откройте стр.105.

Прочитайте текст. Объясните написание пропущенных букв.

Выпишите слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами. (Образец: «Убежал – бег»)

Давайте вернемся к нашему тексту, и ответим на вопросы устно.

1. Когда лев убежал из цирка?  (Лев убежал из цирка зимой)

2. Что испугало его в городе? (Звуки города оглушили зверя)

3. Что сделал лев, когда принесли клетку? (Измученный лев с удовольствием вбежал в нее)

-Расскажите новый текст, который у нас получился.

Запомните его ребята, ведь получившийся текст, вы запишите дома!

Запишите домашнее задание.

Писать письмо ученикам «школы Деда Мороза»

Воспроизводить сохраненную информацию.

Вставить пропущенные буквы, объяснять написания с пропущенными буквами.

Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу.


Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебой задачей.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

7. Рефлексия.

Итог урока.

5 мин.

Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами разбирали? Какие цели ставили в начале урока? Как вы думаете, мы их достигли?

Рефлексия (слайд).

На этом наш урок закончен! До скорых встреч!

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Р: осуществлять итоговый контроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро, ребята!

Слайд 2

Дед Мороз

Слайд 3

z «Я хачу на Новый год спартивный велосипед!» zzzzz zz

Слайд 4

Тема урока : Обобщение знаний о способах Проверки и написания слов С безударной гласной

Слайд 5

Цель: Закрепить знания о написании слов с безударной гласной

Слайд 6

Чистописание Запишите все гласные буквы, которые вы знаете; Обведите буквы, которые в безударном слоге в корне следует проверять

Слайд 7

Алгоритм проверки безударной гласной в слове поставить в слове ударение; подобрать проверочное слово; родственное слово, в котором безударный гласный является ударным; изменить форму слова так, чтобы гласная была под ударением; написать слово правильно; подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук.

Слайд 8

1) С…рока, …дежда, к…тёнок, в…дичка, М…сква, гр…чи, ш…ги.

Слайд 9

2) Яг…да, ч…совщик, зв…зда, к…пуста, ов…щи, стр…ла, ш…рфы

Слайд 10

3) Л…сты, п…суда, м…шина, к…рмушка, з…ма, вр…чи, м…рковь

Слайд 11

4) Р…бота, х…роший, б…гуны, х…дить, т…варищ, ск…ла, пч…ла.

Слайд 12

5) Кр…чал, в…робей, с…бака, хл…ба, т…желый, п…тух, т…мно

Слайд 13

Зап….вать лекарство. Зап….вать песню. Сл…зать с крыши. Сл…зать сметану.

Слайд 14

Л нивый человек (линька, лень) М стерская идей (мост, мастер) Уд вительное явление (дева, диво)

Слайд 15

Гр…за, оз…ро, м..сты, х…лмы; Г…ра, з…ма, ст…на, л…сты; Р…ды, сн…га, д…жди, вр…чи; Гл…за, д…ревья, гн…здо, с…стра. Карточка №1

Слайд 16

Гр… за, оз… ро, м.. сты, х… лмы; Г… ра, з… ма, ст… на, л… сты; Р… ды, сн га, д… жди, вр… чи; Гл… за, д… ревья, гн… здо, с… стра. О Е О О О И Е И Я Е О А А Е Е Е

Слайд 17

Физминутка !

Слайд 18

Игра «Смысловые цепочки» Зерно, кол…с, хлеб, мука

Слайд 19

2)Плод, растение, с..мена, урожай

Слайд 20

3)В..ренье, ягода, п..ляна

Слайд 21

Напишите письмо ученикам из «Школы Деда Мороза», чтобы у них не возникало ошибок как правильно писать слова с безударной гласной!

Слайд 22

Учебник стр.105 Образец: «Убежал – бег»

Слайд 23

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по новым стандартам. Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.Цель урока: усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов, а так же овладение способами пров...

Урок по русскому языку "Упражнение в проверке и написании слов с безударными гласными" (3 класс)

Урок в упражнении написания слов с безударной гласной в корне содержит разнообразные виды работ....

Русский язык 2 класс Тема: Упражнение в проверке и написании слов с безударными гласными.

Разработка урока по теме "Упражнение в проверке и написании слов с безударными гласными"...

Урок русского языка в 3 классе по теме: Упражнения в написании приставок и безударных гласных в корне.

Дети совершенствуют навык правописания безударных гласных в корнях и приставках....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Упражнение в написании слов с парными звонкими и глухими согласными в корне»

Конспект урока поможет развить такие навыки, как умение работать в группе. индивидуально, в паре, используя инновационные и здоровьесберегающие технологии...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " «Проверка написания гласной в суффиксах –ик, -ек»

Это урок открытия новых знаний. Ведущий метод: проблемно-поисковый. Форма работы: работа в парах. В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятс...

Рабочий лист по русскому языку «Проверка в написании слов с безударными гласными в корне»

Рабочий лист по русскому языку  «Проверка в написании слов с безударными гласными в корне»...