Конспект урока по русскому языку "Слова с удвоенными согласными"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Романова Анджела Николаевна

Конспект в виде технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_otkr_urok.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 30. 11. 2017г.

Учитель: Романова Анджела Николаевна

УМК «Школа России»

Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 класс

Тип урока: Урок открытия нового знания .

Тема: «Слова с удвоенными согласными».

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Педагогические цели

формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;

учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Тип урока

открытие нового знания (ОНЗ)

Планируемые
результаты
(предметные)

Научатся: находить в предложенных заданий слова с удвоенными согласными, объяснять правильность их написания, определять правильность переноса слов с удвоенными согласными;

Получат возможность научиться: определять работу букв, обозначающих согласные звуки в слове, находить место удвоенных согласных в словах.

Личностные результаты

Проявляют познавательный интерес к изучению нового формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные:

Научится:

— определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

— работать по составленному учителем плану;

— контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием орфографического словаря;

— использовать знаково-символические средства при оформлении переноса удвоенных согласных;

— делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь других;

— допускать возможность существования у других людей различных точек зрения;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;

— строить понятные для партнера высказывания, контролировать действия партнера.

Метод обучения:

частично-поисковый.

Формы обучения:

индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Ресурсы урока

презентация «Слова с удвоенными согласными», листы самоконтроля, карточки, задания на листочках, рабочая тетрадь по русскому языку, учебник, цветные карандаши.

Сценарий урока.

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Торопимся мы на урок,

   Будут знания нам впрок.

   Будем руки поднимать,

   Четко, бойко отвечать!

– Проверим готовность к уроку.

– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи, поставленные на уроке.

 Как вы его понимаете?

Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?

(Трудиться, работать самому.)

 Зачем нужны знания?

(Чтобы быть умным, образованным.) 

На партах у вас лежат листы для самоконтроля со смайликами. Выберите и раскрасьте, с каким настроением вы пришли на урок.

- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.

Вместе с учителем обмениваются друг с другом словами — эмоциональный настрой на урок.

Дети раскрашивают своё настроение смайликом

Личностные:

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности

II. Чистописание

Фронтальная работа.

Работа по чистописанию.

Урок русского языка начнём с минутки чистописания.

— Откройте тетради, положите правильно перед собой. Запишите число и классная работа.

— А отправимся мы за знаниями вместе с Вовкой из Тридевятого царства, который отправился к Двоим из ларца одинаковых с лица.

— Что ждал от встречи Вовка?

— Вот и сейчас Вовка пришел за помощью. Поможем?

— На экране: бб вв гг дд

— Что вы можете сказать о буквах? (Все согласные, строчные, расположены по алфавиту)

— Назовите три основных признака согласных звуков.

-Определите закономерность написания букв. (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы)

— Можно ли сказать, что это слоги?

— Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе.

-Запишите буквы очень аккуратно на строке в тетрадь.

— Оцените самостоятельно свою работу в листах самоконтроля, во второй строке.

Выполняют задание по чистописанию, отвечают на вопросы.

— Он хотел все сразу. Чтобы за него всё сделали.

Да

1.        Произносятся и шумом или с шумом и голосом.

2.        При произнесении воздух встречает преграду.

3.        Только вместе с гласным образуют слог.

— Нет, состоят из двух согласных, а должен быть гласный.

Познавательные:

осознанно строят речевое высказывание в устной форме о согласных звуках.

Предметные:

Различать звуки и буквы; характеризовать согласные звуки русского языка; знать последовательность букв в русском алфавите.

Устные ответы, записи в тетради

Листы самоконтроля

III. Актуализация опорных знаний

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Словарная работа. Игра   «Вставь букву»

 Слайд 1 

П.суда, с.бака, .дежда, к.рова, м.роз, кла.., ру..кий.                                                                                                                                                         - Найдите слова, которые отличаются от других.  Чем?                                                                                                

                                

Оцените свою работу в игре и раскрасьте смайлик.

Словарные.

Лишнее слово – класс, русский т. к. 1 слог, отвечает на вопрос что?, пропущена согласная буква.

В орфографическом словаре

1.Класс — комната для занятий в школе.

2.Класс — группа учеников, обучающихся совместно в школе.

3.Класс- это когда тебе все нравиться.

Предметные:

определять из предложенных заданий слова с удвоенными согласными, объясняют правильность написания.

Познавательные:

проводить сравнение слов;

осуществлять поиск необходимой информации для решения поставленной задачи (работа со словарем)

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Познавательные: использовать знако-символические средства для решения задач.

Оценивание работы в листе самоконтроля.

VI.  Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания, формулирование правила (определения)

Практическая.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? ( На чистописании писали удвоенные согласные)

— Догадались ли вы, какая тема нашего урока?

Посмотрите на экран.  Слайд  2

 Назовите предметы. Что объединяет эти слова?

— Что вы сегодня хотите узнать о словах с удвоенными согласными?

— А для чего нам нужны все эти знания? Где мы их можем применить?

Приём «Верите ли вы?» (Приложение 3)

1.В русском языке нет слов с удвоенными согласными. НЕТ

2.Удвоенные согласные могут быть в конце слова? ДА

3.Удвоенные согласные могут быть в середине слова? ДА

4.Удвоенные согласные могут быть в начале слова? Да (например, ссора)

5. В русском языке много слов с удвоенными согласными? ДА

1

2

3

4

5

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу (+, -)

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, доски, дополнительной литературы.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме.

4. Умение работать в паре.

Работа с таблицей с целью осознания своего незнания.

Заполнение листа самоконтроля

V. Самоопределение к деятельности

Практическая.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?

- Откройте учебник на стр. 117.                                                                                                                        - Объясните значение слова «удвоенные».      

 (Две одинаковые буквы рядом)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова Слайд 3.

Познакомиться…со словами с удвоенной согласной

Научиться…правильно, писать эти слова

Повторить…правило переноса слов с удвоенной согласной

- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем, как можно больше слов.

Отвечают на вопросы

Работают в тетради. Записывают отгадки, подчеркивают удвоенную согласную, запоминают их написание.

Познавательные УУД

На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, доски, дополнительной литературы.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме.

VI. Физкультминутка для глаз

VII. Работа по теме урока

Индивидуальная.

Практический. Письмо

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

1)-В русском языке много слов с удвоенными согласными. Слайд 4 -17

— Отгадайте загадки и подчеркните удвоенные согласные.

— Постарайтесь запомнить написание слов.

-Прочитаем слова.                                                                                                                                              - А теперь закройте одну букву, прочитайте слово. Что изменилось?                                                         -Как произносятся звуки?                                                                                                                                  - Сделаем вывод.                                                                                                                                            (На месте удвоенных согласных звук долгий, он тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная)  

Работают в тетради. Записывают отгадки, подчеркивают удвоенную согласную, запоминают их написание.

Познавательные: расширяют словарный запас, научатся наблюдать за написанием и произношением слов с удвоенными согласными Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Взаимопроверка словарных слов

Фронтальная.

Словесный.

Практическая работа.

1. Работа со словарем.

— Откройте орфографический словарь в учебнике на стр. 136, найдите слова с удвоенной согласной.

-С каким словом мы еще не знакомы? — Запишите это слово с абзаца, подчеркните удвоенную согласную и придумаем еще несколько однокоренных слов.

Суббота (делим на слоги делаем транскрипцию)

Какое из этих слов является многозначным?

— Что обозначает это слово?

— Составьте устно предложение со словом суббота

Познавательные: расширяют словарный запас, научатся наблюдать за написанием и произношением слов с удвоенными согласными Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Самопроверка

VIII. Физкультминутка

Фронтальная, самостоятельная

Словесный, наглядный,

практический.

 Чтение, беседа, письмо

2) Работа по учебнику. Упр. 188                                                                                                                       - Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово?                                                                        Аппетит – желание есть.

Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.

Доллар – денежная единица США.

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Ссора – состояние взаимной вражды.

Тонна – единица массы равна 1000 кг

-Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.                                                                                   - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.                                                                                 Оцените работу знаками (!, +,- )                                                                                                                    - Можно ли слова с удвоенными согласными тоже назвать словарными? Почему?                                  (Их написание нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре)

Под руководством учителя выполняют упражнение, ведут диалог с учителем и другими учениками.

Предметные:

Находить удвоенные согласные, объясняют правильность написания.

Познавательные:

проводить сравнение слов;

осуществлять поиск необходимой информации для решения поставленной задачи (работа со словарем)

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Познавательные: использовать знако-символические средства для решения задач.

Обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа.                                                                                 Оценивают работу знаками (!, +,- )                                                                                                                    

IX. Работа по теме урока.

Групповая

Фронтальная

Самостоятельная (дифференцированная

1)Работа в группах: игра “Подбери слова” (из конверта достаются карточки с удвоенными буквами). Бб, лл, мм, жж, сс, нн.

Скоро Новый год! Слайд 19. Нарядим ёлочку.

-Мы должны решить ещё одну учебную задачу.

- Как разделить слова с удвоенной согласной для переноса? Какие у вас есть предположения?

(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим)

Выполняют в группах (в тетрадях). Повторяют вывод

2) Составление памятки.

– вспомнить всё, что знаем о двойных согласных и создать памятку, которая будет нам в дальнейшем помогать. (На листах у детей написана тема «Двойные согласные» и даны фразы). Подчеркните те фразы, которые соответствуют теме нашего урока. (Приложение 1)

№        Вопрос

1        чтобы проверить безударную гласную, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная стала ударной.

2        проверяй ударением

3        измени слова так, чтобы после согласной стояла гласная

4        надо чтобы после согласной стояли р, л, м, н, й

5        одну букву переносить нельзя

6        делим по слогам

7        при переносе одну букву оставляем, другую переносим

8        когда слышится долгий согласный звук, пишутся две буквы

9        пишутся в корне

10        на стыке приставки и корня

11        в суффиксах

12        на стыке корня и суффикса

Дети работают в группах и придумывают как можно больше слов.

Запись новых слов с делением для переноса.

Дети в группах выбирают подходящие фразы, подчеркивают их.

Познавательные: расширяют словарный запас, научатся наблюдать за написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса с удвоенными согласными;

Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных точек зрения.

Оценка: зелёный карточка(правильно), красная карточка (неверно).

Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону.    

3) Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону.    

 - Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору.

1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса, предлагают вам Двое из ларца на желтых карточках.(Приложение 2)

Масса сумма., группа,

2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя. Это задание предлагают вам Двое из ларца на зеленых карточках.

Суббота, грипп, Россия, кросс, класс.

- Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет.

Проверка Слайд 20

- Встаньте ребята, которые выполняли 1 задание. Проверьте по образцу и оцените работу по критериям.

справился

сомневался

нужно ещё потренироваться

Встаньте ребята, которые выполняли 2 задание. Проверьте по эталону и оцените работу.

-Почему эти слова переносить нельзя? (1 слог)

- У кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?

(Больше тренироваться в выполнении таких заданий)                                

Самостоятельная работа

Дифференцированное задание  

Познавательные УУД:

Выявлять сущность, особенности объектов.

 На основе анализа объектов делать выводы.

 Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.

Проверка по эталону

Графический диктант.

4. Включение в систему знаний и повторение. - Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс-минус». Знаком «+» обозначьте слова, которые можно перенести, а знаком «-» те, которые нельзя перенести.

Слайд 21 Упражнение в каких словах надо писать удвоенные согласные

Слайд 22 Сам. работа

Аллея,  алый,    сумма,   сумка, хоккеист,  иллюминатор, коллекция,   котлета.

Слайд 23 проверка

 (+, -, + , - ,+ , + , +, -)

Дополнительные упражнения Слайды 24-25

Познавательные УУД

Выявлять сущность, особенности объектов.

 На основе анализа объектов делать выводы.

 Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Проверка на экране

Самооценка.

X. Итог урока.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

— Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке.

— Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной.

— Вернитесь к таблице «Верю – не верю». Проверим сейчас правильность наших решений.

— Посмотрите на свои маршрутные листы. Посчитайте сколько смайликов в каждом столбике. Кто набрал 7 и 6 смайликов похвалите себя. Молодцы!

Закончите:

Я – знаю…

Я — запомнил …

Я — смог…

— Вовка очень рад, что попал сегодня к нам на урок. Он понял, если не можешь сделать один – сделаем все вместе. Спасибо за урок!

Выставление оценок за урок.

XI. Домашнее задание. Запомнить правило переноса слов. Упр.190. Учитель даёт краткие пояснения к выполнению.

Приложение 1.

Памятка «Удвоенные буквы согласных в слове»

Вопрос

1

чтобы проверить безударную гласную, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная стала ударной.

2

проверяй ударением

3

измени слова так, чтобы после согласной стояла гласная

4

надо чтобы после согласной стояли р, л, м, н, й

5

одну букву переносить нельзя

6

делим по слогам

7

при переносе одну букву оставляем, другую переносим

8

когда слышится долгий согласный звук, пишутся две буквы

9

пишутся в корне

10

на стыке приставки и корня

11

в суффиксах

12

на стыке корня и суффикса

Приложение 3

1

2

3

4

5

Приложение 2

Масса,

сумма,

группа.

Суббота,

грипп,

Россия,

кросс,

класс.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку «Правописание парных согласных в корне слова».

Цель: Вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение    правила на практике.           Развитие аналитическог...

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Работа с текстом."

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме буквами.Работа с текстом.  Цели: 1) Совершенствовать умение учеников обозначать мягкость согласного гласными и мягким...

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами: Е,Ё,Ю,Я,И и ь."

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса школы VIII вида...

Конспект урока и презентация Понятие об удвоенных согласных

Конспект урока и презентация Понятие об удвоенных согласных...

Конспект урока на тему "Слова с удвоенными согласными"

Цель: формировать представление учащихся о удвоенных согласных...

Конспект урока по теме "Слова с удвоенными согласными", система Л.В.Занкова, 3 класс

Цель: способствовать формированию навыков правописания слов с двойными согласными....