Русский язык 3 класс. Написание слов с непроизносимыми согласными. Слова с сочетаниями сн, зн.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Марьина Светлана Борисовна

План-конспект открытого урока русского языка, проведенного в 3 классе по системе Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_rus_yaz_3_kl.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект  урока по русскому языку в 3 классе.

Учитель: Марьина С.Б.

 Дата проведения: 17.12.2015

Тема урока: Написание слов с непроизносимыми согласными. Слова с сочетаниями сн, зн.

Тип урока: Урок  открытия новых знаний.

Технология: проблемное обучение.

Цели урока: 

  1. Познакомить детей с существованием слов с непроизносимыми  согласными , слов с сочетаниями сн , зн.
  2. Создать условия для самостоятельного выведения правил проверки таких слов.
  3. Учить детей выдвигать правильные гипотезы и находить правильные решения.
  4. Развивать орфографическую зоркость.

УУД:

Предметные:

  1. Научить распознавать слова с непроизносимой согласной и с сочетаниями сн, зн.
  2. Научить различать эти два правила.
  3. Научить подбирать проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными и с сочетаниями сн, зн.

Метапредметные:

1. Формировать умение выдвигать гипотезы и находить правильные решения.

2. Развивать у детей чувство языка, эмоциональную сферу.

3. Формировать мыслительные процессы анализа и синтеза, подведения под понятие.

4. Формировать навыки взаимопомощи и взаимоконтроля в процессе коллективной работы над единой проблемой.

Программа: Система развивающего обучения Л.В. Занкова, учебник русского языка для 3 класса (авт. А. В. Полякова )

Оборудование: учебник «Русский язык. 3класс». Часть 1 (автор А. В. Полякова),  интерактивная доска SMART Board

Структурные элементы урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Организационный момент.

1 мин.

Приветствие. На доске записаны дата, классная работа. Сообщение темы урока.

Актуализация знаний. 1мин.

Учитель: Прочитайте слова. (записаны на интерактивной доске)

Ре.ка, бли.кий, хле., мя.кий, звез.ный

- На какие группы их можно разделить?

Дети: Я бы разделила по частям речи: прилагательные (близкий, мягкий, звездный) и существительные (репка, хлеб).

Д: А я бы разделил их на 2 группы по количеству слогов: односложные (хлеб) и двусложные(репка, близкий, мягкий, звездный).

Открытие новых знаний.

8 мин.

У: Давайте вставим буквы и устно назовем проверочные слова.

Д: В слове ре.ка вставляю букву  п, т. к. проверочное слово репа.

Д: В слово бли.кий вставляю букву з , т. к. проверочное слово близок.

Д: Слово хле. проверяю словом  хлебушек и буду писать букву б.

Д: Слово мя.кий проверяю словом  мягок, поэтому буду писать букву г.

Д: В слово звез.ный  вставляю букву….А я не знаю, нужно ли вставить в это слово букву и какую?

Пауза. Дети думают.

У: Как вы думаете можно ли проверить это слово?

Д; Я думаю, да.

У; Как?

Д: Попробуем изменять слово так, чтобы этот неизвестный согласный звук как- то показался, или точно стало понятно, что в середине этого слова нет других согласных звуков.

У: Какие же слова будем подбирать?

Д: Я думаю, что однокоренные, например, слово звездная..

Д: Да нет же, это слово не поможет нам проверить слово звез.ный, все равно не понятно,  есть лишний согласный звук в середине слова или нет. Я предлагаю слово звезда. В нем четко слышится звук д.

Д: А я бы проверил словом звездочка, здесь тоже слышен звук д, значит в слове звез.ный нужно вставить букву д.

У: Так какие же слова мы можем подобрать для проверки слов с непроизносимыми согласными?

Д: Они должны быть однокоренными.

Д: Проверочное слово должно быть таким, чтобы в нем отчетливо был слышен наш пропащий звук.

У: Какие вы молодцы! Теперь мы сможем проверять слова с непроизносимыми согласными и правильно их писать. Запишите данные слова в строчку.

У: А теперь откроем учебник на с. 116 и прочтем правило. Ребята, есть ли сходство проверки слов с парной согласной на конце или в середине слова и слов с непроизносимыми согласными?

Д: Есть. Когда проверяем слово с парной согласной нужно, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный звук, например, лапа- лапка. Для проверки слова с непроизносимыми согласными нужно, чтобы после проблемного согласного появился гласный звук, например, звезда- звездный.

У: А всегда ли только с помощью гласной можно проверить написание слова с непроизносимым согласным?

Дети думают.

У: Давайте еще раз обратимся к с. 116 учебника.
Д: Там сказано, что в проверочном слове должен быть четко слышен непроизносимый звук.

У: Но ведь это не означает, что проверить слово можно только с помощью гласной?

Д: Я согласен с вами. Я, кажется, придумал. Честь - честный. В слове честь четко слышен звук ть, значит и в слове честный  я напишу букву т.

Д: Грусть – грустный.

Восприятие, осмысление и первичное закрепление новых знаний.

6 мин.

У: Молодцы! А теперь поработаем письменно. Слова на  на интерактивной доске нужно разбить на 2 группы и устно подобрать проверочные слова. (Проводится коллективная работа)

Мер.кий, прелес.ный, ре.кий, мес.ность, капус.ный, кре.кий

Д: В 1 группу я запишу слова мерзкий, редкий, крепкий. Эти слова на парную согласную в середине слова.

У: Назовите устно проверочные слова.

Д: Мерзок- мерзкий, пишу букву з.

Д: Реденький- редкий, пишу букву д.

Д: Крепок- крепкий, пишу букву п.

У: Прочитайте слова из 2 группы.

Д: Во 2 группу я возьму такие слова: прелестный, местность, капустный.

У: Что же общего между ними?

Д: У них в середине пропущена согласная буква.

У: Буква или звук?

Д: Буква, т. к. звука мы не слышим, а букву пишем.

У: Запишем эти слова и устно назовем проверочные.

Д: Прелесть- прелестный, пишу букву т.

Д :Местечко- местный, пишу букву т.

Д: Капуста- капустный, пишу букву т.

У: Так по каким же признакам мы разделили слова на эти группы?

Д: 1 группа - слова с парной согласной в середине слова, 2 группа- слова с непроизносимыми согласными.

Д: А  я вижу еще один вид деления: 1 группа - мерзкий, редкий, местность, крепкий и 2 группа – прелестный, капустный.

У: Кто может объяснить, по какому основанию разделил слова на группы Женя?

Дети думают.

Д: Я думаю, в 1 группу вошли короткие слова а, во 2 – длинные.

Д: Верно. В 1группе двусложные слова а, во 2 – трехсложные.

У: Согласна. И такие группы слов можно выделить. Но записывать мы их не будем. Продолжим работу с исходными словами. Самостоятельно составьте словосочетания со словами с непроизносимой согласной. Например, прелестный……

Д: Цветок.

Д: Вечер.

Д: Мотылек.

У: Продолжайте самостоятельно.

Проверка словосочетаний, учитель обращает внимание на самые удачные.

Открытие новых знаний.

4 мин.

У: Подберите антоним к слову прекрасный.

Д: Мерзкий.

Д: Ужасный.

Д: Некрасивый.

У: Возьмем слово ужасный и запишем его.

Д: (Диктует) Ужас.… Не знаю писать ли здесь букву т или нет?

У: Давайте подумаем вместе. Как же проверить это слово?

Д: А давайте , как и в слове звездный, когда мы не знали писать букву д или нет, мы подбирали слово, где наш звук  стал слышим.

У: А любое ли слово мы будем подбирать?

Д: Нет, только однокоренное.

Д: Я подобрал слово ужасы.

У: Выделим корень в этом слове.

Д: В этом слове корень ужас-и в нем нет звука т.

Д: А я возьму слово ужасаться, корень ужас- - и в нем тоже нет звука т.

Д: Ужасен, корень ужас-, нет звука т. Значит, в слове ужасный  букву т писать не надо.

У: Верно, дети. Мы знаем правило о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково. А раз в корне подобранных нами однокоренных  проверочных словах нет «лишних» звуков, то и в корне проверяемого нами слова  мы «лишних» букв писать не будем. Такие слова называются словами с сочетаниями сн, зн. Наше слово ужасный как раз на такое правило. И мы с вами сейчас вывели правило проверки таких слов. Они проверяются так же, как и слова с непроизносимыми согласными.

Физкультминутка 1 мин.

У: А теперь мы отдохнем,

     физкультминутку проведем.

Топоры мы в руки взяли,

Лесорубами мы стали.

Раз- два, раз- два,

Будут на зиму дрова.

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три, четыре- руки вниз.

Проверка усвоения открытых знаний.

5 мин.

У: У нас сейчас будет очень интересное задание. Слова на доске SMART Board  нужно распределить в 2 столбика и устно подобрать проверочные слова.

Счас.ливый, тес.ный ,гиган.ский, любез.ный, лес.ница , чу.ство, влас.ный, напрас.ный.

Д: Мы не знаем, как проверить слова лес.ница и чу.ство.

У: Эти слова-  словарные. Их написание нужно запомнить или справляться в словаре. Запомните, как пишутся слова  лестница и чувство. Какие у вас получились столбики слов?

Д: Счастливый, тестный,  гигантский, лестница, чувство, властный.

У: Все ли согласны с составом этого столбика?

Д: Нет, лишнее слово чувство, раз оно не проверяется.

Д: А у меня- слово тесный. И пишется оно без буквы т в середине, т. к. проверочное слово- тесен и в нем нет буквы т.

У: Давайте посмотрим, по какому признаку мы подобрали слова в 1 столбик.

Д: Счастливый- счастье, есть непроизносимый согласный звук т .

Д: Тесный- тесен, нет буквы т , писать в 1 столбик не буду.

Д: Гигант- гигантский, есть непроизносимый согласный звук т.

Д:  Лестница- словарное слово, есть непроизносимый звук т.

Д: Чувство- словарное слово, есть непроизносимый звук в.

Д: Властный- власть, есть непроизносимый звук т.

У: Так каков принцип подбора слов в 1 столбик?

Д: В1 столбике слова с непроизносимыми согласными звуками..

У: Какие слова попали во2 столбик?

Д: Тесный, любезный,  напрасный. Это слова с сочетаниями сн, зн.
У: Назовите проверочные слова.

Д: Любезен- любезный.

Д: Напрасен-  напрасный..
У: Запишите эти столбики слов самостоятельно.

Закрепление изученного материала.

12 мин.

У: А теперь нас ждет творческая коллективная работа. У каждого из вас на столе лежит карточка. Возьмите  переверните ее и  прочитайте задание № 1.(ученик читает задание вслух)

Карточка

Задание № 1.

Прочитайте, вставьте буквы. Подберите к прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Интерес.ная, опас.ный, извес.ный, вкус.ное, ус.ные, доблес.ный.

Задание № 2.

Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки.

Ярос.ные, гонят, дуют, парус.ные, ветры,ло.ки.

Мы, встр.чали, жур.влей, прекрас.ным, с , чу.ством, в.сной, радос.ным.

У: Подбираем подходящее по смыслу существительное. Например, интересная

Д: История.

Д: Книга.

Д: Картина.

У: Выполняем задание.

У: Зачитайте свои словосочетания.

Дети зачитывают их.

У: Чем словосочетания отличаются друг от друга?

Д: В одних прилагательных есть непроизносимые согласные, а в других нет.

Д: Существительные разного рода, поэтому и прилагательные разного рода.

У: Какое словосочетание может быть «лишним»?

Д: Может быть опасный путь?

Д: А я думаю- устные рассказы, т. к оно стоит во множественном числе, а остальные в единственном.

У: Верно! А чем еще отличаются словосочетания друг от друга?

Д: Может быть тем, что у них различные существительные: одушевленные и неодушевленные.

У: Точно! Молодцы! А какие проверочные слова вы подобрали к прилагательным?

Д: Интересы- интересная, опасен- опасный.

Д: Известен- известный, вкусы- вкусный.

Д: Уста- устные, доблесть- доблестный.

У: Приступим к заданию № 2.

Д: (читают) Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки.

У: Попробуем составить 1 предложение вместе.

Д: Яростные ветры дуют и гонят парусные лодки.

Д: Дуют яростные ветры и гонят парусные лодки.

У: Какой вариант вам понравился больше?

Д: Второй.

У: Назовите проверочные слова к словам с пропущенными буквам.

Д: Ярость- яростный, пишу букву т, слово с непроизносимым согласным звуком..

Д: Паруса- парусные, нет звука т, значит и букву писать не буду.

Д: Лодочка- лодка, слово на парную согласную, пишу букву д.

У: Запишите предложение самостоятельно.

У: Составьте 2 предложение.

Д: Мы встречали журавлей весной с прекрасным и радостным чувством.

Д: Весной мы встречали журавлей с прекрасным и радостным чувством.

У: Какой вариант вам нравится больше?

Д: Мне нравятся оба.

У: Мне тоже. Назовите проверочные слова.

Д: Встреча- встречали, безударная гласная в корне, пишу букву е.

Д: Журавлик- журавлей, безударная гласная в корне, пишу букву а.

Д: Весны- весной ,безударная гласная в корне, пишу букву е.

Д: Прекрасен- прекрасным, слово на сочетание сн, букву т писать не буду.

Д: Радости- радостным, есть непроизносимый согласный звук т, пишу соответствующую букву.

Д: Чувство- словарное слово, пишу букву в.

У: Запишите любой вариант предложения.

У: Найдем грамматическую основу 1-го предложения.

Д: Я думаю, что ветры- подлежащее, а сказуемое- дуют.

Д: А я вижу здесь еще 1 сказуемое- гонят.

У: Верно. Здесь 2 сказуемых- дуют и гонят .Их называют однородными сказуемыми. Определим второстепенные члены предложения, обозначим их части речи и их признаки.

Д: Ветры (какие?) яростные, яростные-  это определение, выражено прилагательным в ед. ч., И. п.

Д: Гонят (что?) лодки, лодки- это дополнение, выражено существительным во мн. ч , В. п.

Д: Лодки (какие?) парусные, парусные- это определение, выражено прилагательным во мн. ч., В.п.

У: Разберем по составу слова: радостным и встречали.

Д: Радостным- окончание –ым, основа радостн-, корень рад-, суффиксы –ост- и –н-.

Д: Встречали- окончаие- -и, основа встречал-, корень встреч-, суффиксы –а- и –л-.

У: Молодцы! Мы закончили наше творческое задание.

Рефлексия 1 мин.

У: Что мы сегодня узнали на уроке?

Д: Сегодня мы познакомились со словами с непроизносимыми согласными и с сочетаниями сн, зн.

У: Как мы к этому пришли?

Д: Мы выполнили ряд проблемных заданий и научились различать такие слова и проверять их.

У: Что нам помогло в этом?

Д: Наши знания о парных согласных,  о безударных гласных, наши умения распределять слова на группы, составлять предложения.

Д: Наши умения производить разбор предложения и разбор слов по составу.

Д: А так же, ваша помощь, учитель.

У: Что мы научились делать на уроке?

Д: Мы научились проверять и писать слова с непроизносимыми согласными и с сочетаниями сн, зн.

Д: Научились различать эти 2 правила.

Д: Составлять словосочетания и предложения с такими словами.

Д: А также мы учились выдвигать гипотезы и находить их решения.

У: Понравился вам сегодняшний урок?

Д: Очень!

Постановка домашнего задания 1 мин.

У: Я сегодня предложу вам задания на выбор: (задания записаны на интерактивной доске)

  1. творческое задание: составить и записать небольшой рассказ из 4-5 предложений, используя как можно больше слов с непроизносимыми согласными или с сочетаниями сн, зн.
  2. работа со словарем: выписать 10 слов с непроизносимыми согласными или с сочетаниями сн, зн и составить с ними словосочетания.
  3. выполнить упр. 229.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальная школа. Конспект урока по русскому языку 4 класс .Тема «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

конспект урока по русскому языку  с использованием проблемной, игровой, здоровье-сберегающих технологий....

Урок русского языка в 3 классе "Написание слов с непроизносимыми согласными"

Урок русского языка в 3 классе по программе "Перспектива" по теме "Написание слов с непроизносимыми согласными" . На уроке проводится словарная работа, для проведения которой используются загадки. Пре...

Урок русского языка на тему:«Написание слов с непроизносимыми согласными»

Тема: « Написание слов с непроизносимыми  согласными» Тип урока: интегрированный урок объяснения нового материалаМежпредметные связи: - литературное чтение – фрагменты произведений А.С. Пушк...

Урок русского языка в соответствии с ФГОС по теме "Слова с удвоенными согласными" УМК Планета Знаний

Урок русского языка по теме: "Двойные согласные"с УУД УМК Планета Знаний.Урок начинается с ориентировки учеников в предстоящей деятельности, с оценки уже усвоенного ими способа решения. Эта часть урок...

Методическая разработка урока русского языка "Написание слов с непроизносимыми согласными"

Интегрированный урок "русский язык + марийский язык + английский язык". Материал урока направлен на развитие речи учащихся...