Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс) по теме

Ромашова Людмила Михайловна

К вашему вниманию открытый урок по русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkii_yazyk_at._k_pechati2017.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Русский  язык

 Тема: правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

4 класс

2017 уч. г.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».

Цель: закрепление алгоритма работы по написанию безударного окончания имени существительного.

Планируемые результаты::

предметные

  • совершенствовать навык правописания безударных окончаний имён существительных;
  • обогащать словарь учащихся.

метапредметные

  • развитие познавательных УУД (анализ, синтез).
  • развитие регулятивных УУД (оценивание и контроль).
  • развитие коммуникативных УУД (умения строить речевое высказывание, взаимодействовать в паре при решении учебной задачи).

 

Ход урока

Организационный момент.

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным - и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь!

Критерии оценки результата

-Чтобы мы видели, как идет наша работа, мы будем заполнять оценочную таблицу. 

- В ходе урока я буду говорить вам, когда необходимо вносить в неё свои результаты.

За что можно получить баллы?

Сколько баллов можно получить?

1.     Знание алгоритма определения безударного окончания

Помню алгоритм – 1 балл

Не помню – 0 баллов

2.     Умение применить алгоритм на практике

1 балл за каждое правильное окончание в трех видах заданий.

·        Задание №1 – 2 балла.

·        Задание №2- 8 баллов.

·        Задание №3- 9 баллов

3.     Умение контролировать себя при написании окончания имени существительного

•      Не знаю, какой алгоритм нужно применять при определении окончания существительного — 0 баллов.

•      Не помню алгоритм, выполняя задания, смотрю на запись алгоритма, сверяю каждый шаг  — 1 балл.

•      Помню алгоритм, выполняя задание, повторяю про себя, проговариваю  каждый шаг алгоритма  – 2 балла.

Максимальное количество баллов

22 балла

- Максимальное количество, которое можно набрать в течение урока – 22 баллаКак вы думаете, сколько вы сможете набрать баллов за сегодняшний урок? Запишите это количество баллов на полях. Желаю всем сегодня на уроке прийти к лучшему для себя результату.

Актуализация знаний

На экране слова с пропуском букв:

тишина, территория, труд, ловкость, окрестность, шляпка, весёлый.

- Сформулируйте задание к этим словам. (Вставить пропущенные буквы и объяснить, почему .)

Задание выполняется устно, пропущенные буквы открываются.

- Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут буквы не звонких и не глухих согласных звуков, не мягких и не твёрдых согласных звуков. Какие это буквы?  ( гласные звуки: е, и.)

На доске элементы чистописания: еиеиееииеееиии

-Посмотрите на слова, какое слово лишнее? Почему?  (Слово весёлый, т.к. это имя прилагательное.)

-  На второй строке напишите оставшиеся выделенные буквы, заменяя их заглавными, по одному разу.

- Подумайте, что могут обозначать эти буквы?   (Это первые буквы названия падежей.)

- Установите взаимосвязь падежей с буквами первой строки чистописания.   (Они являются окончаниями существительных в различных падежах.)

 Проблематизация

- А кто догадался, что будет сегодня в центре нашего внимания?  (Окончание. )

-Какие окончания у существительных вызывают у нас трудности?   (Безударные окончания имён существительных.)

- Почему?  ( Это «ошибкоопасные» места, орфограммы, требуется тщательная проверка.)

-   Предлагаю собрать информацию о том, как часто это вызывает у нас трудности. Вспомните, кто из вас испытывал трудности при определении того, какую букву е или и написать в окончании. Если вам всегда трудно, то покажите мне две открытые ладошки, если легко, то покажите мне тыльную сторону своих ладошек. Если  иногда трудно, иногда легко,  то одну открытую ладошку покажите мне, а вторую разверните в обратную сторону. (педагог показывает детям , как показать ладошками)

Целеполагание

- Мы  видим результаты нашего быстрого опроса. А кто хотел бы преодолеть эту трудность? Поднимите руку.

В таком случае вы без труда сформулируйте цель нашего урока.

Вставьте пропущенные слова и назовите цель урока.

На доске написана цель:

Научиться определять верное_________ имени существительного по _________.

(Научиться определять верное окончание имени существительного по алгоритму.)

 Планирование

- Сегодня для достижения нашей цели мы будем работать по следующему плану (план записан на доске или вывешивается). Итак, нам  нужно:

  1. Вспомнить алгоритм определения безударного окончания существительного.
  2. Закрепить его на тренировочных упражнениях.
  3. Проверить, что получилось после тренировки.
  4. Подвести итоги.
  5. Определить, над чем работать дальше.

 Основная часть. Реализация плана

- Приступим к работе по нашему плану. Ребята, давайте вспомним алгоритм определения безударного окончания  имен существительных. (Работа в паре)

Проверка:        

1 вариант:            

 1. Ставлю существительное в Н.ф. (И. п.).

 2. Определяю склонение.

 3. Определяю падеж.

 4. По таблице определяю окончание.                                    2 вариант:

 5. Пишу правильное окончание.                              1. Ставлю существительное в Н.ф. (И. п.).

                                                                                           2. Определяю склонение.

                                                                                           3. Подобираю слово-помощник и ставлю его      

                                                                                               в ту же форму, что и существительное;

                                                                                          4. Пишу такое окончание, какое у слова-  

                                                                                               помощника.

Физминутка.

- Я вам буду диктовать слова 1, 2, 3 склонения.

Если слово 1 склонения -хлопок в ладоши, если слово 2 склонения -прыжок, если слово 3 склонения - присесть.

                                               Пустошь,  класс, февраль, молодежь,

                                               рассказ, оптика, местность, шоссе, суббота,

                                               помощь, закладка, пустяк, дочь, дочка,

                                               ночь, ночка, объявление.

Задание 1. Вам нужно обсудить в паре пропущенные окончания в словосочетаниях. Каждая пара проговаривает алгоритм друг другу и определяет, какие окончания нужно вписать вместо пропусков. Запишите после обсуждения. Проведите взаимопроверку. Заполните оценочный бланк своего соседа в графе Задание №1.

-Чем являются эти словосочетания?

- Кто из вас сможет объяснить лексическое значение фразеологизмов?

Умники                                        Разумники

Мороз по коже (1 скл., Д.п.)               Гореть на работе (1 скл., П.п.)

Без памяти (3 скл., Р.п.)                     Стать поперёк дороги (1 скл., П.п.)

        Знайки                                   Всезнайки

Ушки на макушке (1 скл., П.п.)             Ходить по струнке (1 скл., Д.п.)

Держать на привязи (3 скл., П.п.)                 Как в аптеке (1 скл., П.п.)

Заполните оценочный бланк своего соседа по парте в графе «задание 1». За каждое правильное окончание  1 балл ( т.е. всего 2 балла).

Пока дети работают с оценочными бланками, педагог раздает карточки с заданиями.

Фронтальная работа: Запишите под диктовку словосочетания и покажите, какое окончание пишется у существительных. (С комментированием).

 Образец: Поднялись по тревоге – 1 скл., Д.п., по земле.

Хожу по тропинк… -   скл., слово-ключ ;                       (1 скл., по воде.)

написал дяд… - скл., слово-ключ ;                                  (1 скл.,  воде.)

гулял по алле… - скл., слово-ключ ;                                (1 скл., по воде.)

узнать по реч…- скл., слово-ключ ;                               (1 скл., по степи.)

 

бояться собственной тен… - скл., слово-ключ ;         (1 скл., степи.)

добежал до черёмух… - скл., слово-ключ ;                  (1 скл., до земли.)

 

оказался в толщ… воды - скл., слово-ключ ;              (1 скл., в воде.)

написал о лес… - скл., слово-ключ ;                            (1 скл., об окне, о коне)

стреляться на дуэл… - скл., слово-ключ ;                 (1 скл., на печи.)

успокоиться при мысл… – скл., слово-ключ .            (1 скл., при степи.)

Задание 2. У каждого из вас на партах карточки со словосочетаниями.  Ваша задача – заполнить пропуски. Работа групповая. После выполнения работы фронтальная проверка.

Задание Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.

В холоде (2 скл., П., п.), говорить о жизни ( 3 скл., П. п.), приехать из деревни (1 скл., Р. п.), подойти к сирени (3скл., Д., п.), узнать по букве (1 скл., Д. п.), связать из шерсти (3скл., Р.п.), над свечой (1 скл., Т.п.), слух о поражении (2 скл., П., п.)

 

На окошке (2 скл., П., п.),  стоять на площади (3 скл., П., п.), у черемухи(1 скл., Р., п.), по площади (3 скл., Д., п.),  по аллее (1 скл., Д., п.), приезд дочери (3 скл., Р., п.), с лапшой (1 скл., Т., п.), участвовать в экскурсии (1 скл., П., п.)

 

Скрипит на дереве (2 скл., П., п.), рисунок на ткани (3 скл., П., п.), вышел из беседки (1 скл., Р., п.), поступил по совести (3 скл., Д., п.), прыгала по ветке (1 скл., Д., п.), дом  без мебели (3 скл., Р., п.), открыл ключом (2 скл., Т., п.),  путешествовать по России (1 скл., Д., п.)

Кружились в воздухе (2 скл., П., п.), написал в тетради (3 скл., П., п.), варенье из вишни (1 скл., Р., п.), подбежал к пристани (3 скл., Д., п.), шли к берёзке (1 скл., Д., п.), отошел от лошади (3 скл., Р., п.), толкнул плечом (2 скл., Т., п.), играть роль в развитии (2 скл., П., п.)

-  Заполните оценочную таблицу, запишите количество баллов напротив задания 2. Каждое правильное окончание – 1 балл.  Максимально – 8 баллов.

Задание 3- Мы с вами хорошо потренировались, пришло время проверить, что у нас получилось в ходе тренировки. Сейчас мы с вами напишем небольшую проверочную работу- это будет наше третье задание.

1й уровень.   Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

     К околице (1 скл., Д.п.) деревни (1 скл., Р.п.) по тропинке (1 скл., Д.п.) бежит хохлатый жаворонок. С первым снегом (2 скл., Т. п.) появляется он на деревенской улице (1 скл. П. п.). Весь день жаворонок проводит в поисках пищи (1 скл., Р.п.) на окраине (1 скл., П. п.) деревни (1 скл., Р. п.). На морозе (2 скл., П.п.) жаворонок не зябнет.

2й уровень. Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;  

висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;        

белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;

недалеко, от, остановились, дети, полянк…;

трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

               Тропинка привела детей из деревни (1 скл., Р.п.) к еловой роще (1 скл., Д.п.).

               На высокой ветке (1 скл., П.п.) ели (3скл., Р.п.) висели шишки.

               Белка прыгала с ветки (1 скл., Р.п.) на ветку (1 скл., В.п.).

               Дети остановились недалеко от полянки (1скл., Р.п.).

               На полянке (1 скл., П.п.) стоял трухлявый пень.

 Оценка работы и подведение итогов. Рефлексия.

- Давайте подведем итоги. Какую цель мы поставили сегодня на нашем уроке?  (Научиться определять верное окончание имен существительных по алгоритму.)

- Когда нужно применять алгоритм ?  (Когда  окончание находится в безударной позиции.)

- Как определить, достиг ли каждый из вас цели урока? Что поможет нам ответить на этот вопрос?

(Результаты оценочной таблицы.)

-  Кто набрал 22-20 балла? Поднимите руку. Это работа на «отлично».

У кого 19-16 баллов – отметка «хорошо». У кого 15-11 баллов – отметка «удовлетворительно».

-Кому удалось получить за работу на уроке больше баллов, чем планировалось в начале урока? Кто планировал получить максимальное количество баллов и у него это получилось? У  кого пока не получается верно определять  безударные окончания?

-Давайте попробуем определить причины наших ошибок. Перед вами табличка (на доске), в ней перечислены некоторые причины ( учитель читает причины) Все те, кто делал ошибки на уроке, т.е. набрал 11 и меньше баллов. Возьмите 1 ценник и отметьте ту причину, которая имеет отношения к вам.

 Перспектива

-Давайте посмотрим, какая причина чаще всего мешала нам верно определять безударное окончание. Предложите, что можно сделать, чтобы этого избежать?

Дети высказывают идеи, педагог записывает их под столбцом с причиной.

Домашнее задание:   1 вариант: 8 словосочетаний (карточка)

                        2 вариант: Текст с ошибками (карточка)

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Карточка №1 Прочитай. Подчеркни нужное окончание.

На ветк(-е,-и) тополя. Спал в кроват (-е,-и). Гулял по площад(-е,-и). Написал дяд(-е,-и). На реке Волг(-е,-и). Растёт в огород(-е,-и). Пишем о лес(-е,-и). Вышел из беседк(-е,-и). Варенье из вишн(-е,-и). Рад встреч(-е,-и). По алле(-е,-и).

Карточка №2 Прочитай. Допиши окончания имён существительных.

На детской площадк_ было шумно. Воробей прыгает от ветк_ к ветк__ .

На топол__ и серен__ набухли почки. На площад    в центр_ города был

праздничный концерт.Под берёз_ мы нашли большой гриб. Нал мор    кружились чайки.

Карточка № 3 Допишите окончания существительных. Определите паде

Из дереен.., без дорог.., по дорог.., от подруг.., к подруг.., на берёз. , в машин.., на кроват.., к площад.., из тетрад.., улошад.., в бан.. .

Карточка № 4 Допишите окончания существительных. Определите п

До байт.., по причин.., в непогод.., кречк.., отречк.., налип.., в повозк.., с кроват.., на площад.., вречк.. .

Карточка №5 Спишите, укажите падеж, выделите оконч

Гладить по головк_ . Видно как на ладо_ . Бояться собственной тен . Висеть на

телефон__ . Через час по чайной ложк       Делать из мух      слона.

Карточка №6 Спиши. Вставь пропущенные окончания,определи

В серебристом и сыро туман...

Светло и пусто на полян... . От зимней стуж... и метел... Давно уж птицы улетели.

Падеж

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

-и (-ы)

-

Д.п.

-

П.п.

Опорные слова

луна, земля

конь, окно

печь, степь

Проверка:

1 группа:                                                                                   2 группа:

 1. поставить слово в н.ф.                                                 1. поставить слово в н.ф.

 2. определить склонение                                                 2. определить склонение

 3. определить падеж                                                        3. подобрать опорное слово

 4. по таблице определить окончание                             4.поставить опорное слово в тот же падеж

 5. написать правильную букву.                                          5. написать окончание, как в опорном слове

1. Интеллектуальная разминка.
-Отвечаем очень быстро!

1. Что такое изменение по падежам?             2. Форма какого падежа является начальной?
3. Какие падежи называют косвенными падежами?
4.  Сколько склонений имеют  имена  существительные?
5. Какие существительные относятся к 1 склонению?
6. Что значит, поставить существительное в начальную форму?   7. Кого? Чего? Это вопросы …
8. Одинаково ли пишутся ударные и безударные окончания?  9. Предлоги к, по относятся …?
10. Назовите опорные слова 1 склонения.    11. Сколько падежей в русском языке?
12. Что вы знаете интересного об именах существительных и их склонении?

    1 ученикшкольники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии 22 падежа;
2 ученик: звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей;
3 ученик: а вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.
Итог интеллектуальной разминки.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА.

Фамилия имя учащегося (-ейся)     _________________________________________________

За что можно получить баллы?

Сколько баллов можно получить?

1.     Знание алгоритма определения безударного окончания

Помню алгоритм – 1 балл                ______

Не помню – 0 баллов                        ______

2.     Умение применить алгоритм на практике

1 балл за каждое правильное окончание в трех видах заданий.

·        Задание №1 – 2 балла.           _________

·        Задание №2- 8 баллов.          _________

·        Задание №3- 9 баллов           _________

3.     Умение контролировать себя при написании окончания имени существительного

•      Не знаю, какой алгоритм нужно применять при определении окончания существительного - 0 баллов.  ____                          

•      Не помню алгоритм, выполняя задания, смотрю на запись алгоритма, сверяю каждый шаг  - 1 балл.     _______

•      Помню алгоритм, выполняя задание, повторяю про себя, проговариваю  каждый шаг алгоритма  -2 балла.  ____

Максимальное количество баллов

22 балла                            Всего:  _______

Литература:

учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.  Руссикй язык  4 класс  ( 1 часть), изд.

 «Просвещение» , 2014г.,

раздаточный материал: карточки с заданиями, алгоритмы в разрезе, таблицы самоанализа,

справочное пособие по русскому языку для начальной школы 3-4 класс О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цель: обобщить знания о склонениях, о правописании оконч...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ

Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения.

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения. 4 класс...