Этическая беседа по рассказу: В. Осеевой «Долг »
классный час (1 класс) по теме

Романова Анастасия Алексеевна

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000f27c3-d709ce40_1.docx123.06 КБ

Предварительный просмотр:

Этическая беседа по рассказу:
В. Осеевой «Долг »

Нет друга – ищи, а нашёл береги.


Валентина Осеева

Долг

Принес Ваня в класс коллекцию марок. 
- Хорошая коллекция! - одобрил Петя и тут же сказал: - Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе. 
- Бери, конечно! - согласился Ваня. 
Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок. 
- Я тебе потом отдам, - сказал он Ване. 
- Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки сыграем! 
Стали играть. Не повезло Пете - проиграл он десять перьев. Насупился. 
- Кругом я у тебя в долгу! 
- Какой это долг, - говорит Ваня, - я с тобой в шутку играл. 
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые... 
"И чего это я с ним дружу? - подумал Петя. - Только долги набираю". И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню. 
Ляжет он спать и мечтает: 
"Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев - пятнадцать..." 
А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось? 
Подходит как-то к нему и спрашивает: 
- За что косишься на меня, Петя? 
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей: 
- Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел? 
Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог. 
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване. 
- Получай все долги сполна! - Сам радостный, глаза блестят. - Ничего за мной не пропало! 
- Нет, пропало! - говорит Ваня. - И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда! 

Цель для учителя : выяснить, кого одобряют дети и на чьей они стороне; научить детей ценить дружбу, не быть грубыми и завистливыми.

Цель для учеников: не быть грубыми с товарищами, уважать своих друзей, не завидовать.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Назовите главных героев .

  2. Что одолжил Петя у Вани ?

  3. Как на просьбу отозвался Ваня ?

  1. Отдал ли Петя марки своему другу?

  1. В какую игру ребята играли ?

  1. Какие события произошли в игре с Петей ?

  1. Что подумал Петя о своём друге Ване после этого события ?

  1.  Почему Петя стал сторониться Вани ?

  1. Думал ли Петя о своём долге ?

  1. Кто из мальчиков  решил  подойди и помириться первым ?

  1. Как поступил при этом Петя ?

  2. Одобряете ли вы поступок Пети ?

  1. Почему распалась дружба у мальчиков ?

  1. Что ещё может разрушить дружбу ?

15. Что значат последние слова Вани, которые он сказал Пете?


16. Можно ли сказать что эта пословица «Нет друга – ищи, а нашел – береги» обозначает смысл рассказа? Почему?

Ваня и Петя

Марки


Ваня с удовольствием одолжил своему другу марки при этом сказав : “Бери, конечно!”
Петя не отдал своему другу марки , сказав только , что отдаст потом.

Ребята играли в игру с перышками.


Пете не повезло в игре. Он проиграл все перья, которые у него были и сказал, что вернёт потом.

Петя подумал :
«И чего это я с ним дружу? — подумал Петя. — Только долги набираю»


Петя думал, что Ваня не будет с ним дружить из-за того, что Петя ему должен.

Думал. «Прикоплю еще марок, и всю коллекцию отдам, и перья отдам: вместо десяти перьев — пятнадцать...»

Ваня. Ведь  Ваня о Петиных долгах и не думает. Удивляется  он, что это такое с товарищем случилось.



Покраснел весь, наговорил товарищу  грубостей.
Нет, т.к. с друзьями так поступать не хорошо.

Петя не думал о том, что Ване не важен долг, а важна дружба. Петя не подумал о друге, он думал только лишь о долге.

Непонимание, недоверие друг к другу, зависть и т.п.

Последние слова Вани значили то, что Петя не ценил с ним дружбу и дружбы между ребятами больше не будет.

Да, потому что своих друзей нужно беречь.

Дружба — это уважительное отношение между людьми, взаимопомощь и взаимопонимание.
Из этого рассказа можно вывести
нравственное правило :
«Нужно дорожить дружбой и никогда не предавать друг друга» .

Это правило будет расположено на самом видном месте класса и каждый раз, когда вы хотите сделать плохое другу или поссорились - посмотрите это правило и оцените свой поступок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа "Почему птиц называют друзьями человека".

Этическая беседа как средство воспитания младших школьников....

Этическая беседа

Этическая беседа: «Во что мы играем?» для учащихся 4-х классов. Разработчики: Бестужева М.В., Мариева Н.П., Боброва Л.В., учителя начальных классов. Цели: 1.Способствовать формированию...

Этическая беседа по экологии «Елочка, живи!»

Данное мероприятие позволяет учить детей видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы, воспитывать  экологическую  культуру поведения ч...

Этическая беседа 3 класс

Этическая беседа 3 класс.ТЕМА: «Хорошие и плохие черты характера»....

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

В статье раскрывается роль этической беседы в начальной школе. Автором дается подробная разработка классного часа в форме этической беседы, которую можно реализовать в воспитательной работе с учащимис...

этическая беседа по рассказу Н.Носова "Леденец"

Этическая тема по рассказу Н.Носова "Леденец"...