Урок обучения грамоте с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Ширяева Елена Валерьевна

Технологическая карта урока обучения письму. 1 класс. Урок с использованием технологии  проблемно-диалогического обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок обучения письму 1 класс37.18 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

  «Обучение грамоте» авт. В.Г. Горецкий и др.

1 класс  

Технологическая карта урока.

Тип урока: открытие новых знаний.

Технология: проблемно- диалогическаое обучение с элементами ИКТ

Анализ внешних связей урока:

 Данный урок первый в изучении звуков [ х ] , [ х’ ] и букв Х, х.  Связан с предыдущим уроком, продолжает знакомство со звуками и буквами, их обозначающими. Связан и с последующими уроками, где будет продолжена работа по изучению звуков и букв, по развитию навыка чтения, по умению давать звуко-буквенную характеристику словам. Занятие соответствует календарно – тематическому планированию.

Тема

Строчная х

Написание строчной буквы х

Цель изучения темы

Научить:

-  различать и обозначать при письме х, х’,  буквами  Х, х

- писать сторочную х  по образцам в прописях;

- писать слоги,  слова, предложения, тексты с изученными буквами;

  - читать тексты с изученными буквами,  предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;

- составлять  ответ на вопрос и записывать его.

Формировать:

 - универсальные учебные действия.

Термины и понятия

Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, овествовательное, восклицательное, вопросительное предложения, тире, интонация,  слого-звуковая схема слова, многозначные слова, вопросительные слова, значение слова, изменение слова, антонимы, признаки предмета, прилагательные.

Информационно образовательная среда

Ресурсы:

  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2013. – 127с.: с ил.- (Школа России).
  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч 2. - М.: Просвещение, 2013. – 111с.: с ил.- (Школа России).
  • Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В4 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2013. – 32с. - (Школа России).
  • Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В4 ч. Ч.2. - М.: Просвещение, 2013. – 32с. - (Школа России).
  • Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В4 ч. Ч.3. - М.: Просвещение, 2013. – 32с. - (Школа России).
  • Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В4 ч. Ч.4. - М.: Просвещение, 2013. – 32с. - (Школа России).
  • Комплект автоматизированного рабочего места учителя: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
  • Электронное приложение к «Азбуке».
  • Школьные толковые словари

Межпредметные связи:

Математика. Темы: Учебник математики. Пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа). Письмо цифр. Понятие «длиннее», «короче».

Окружающий мир. Темы: Что мы знаем о народах России? Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»

I. Планируемые  результаты изучения темы (результаты ученика в рамках этой темы или части темы, т.е данной тех карты)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов.  

Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Сопоставлять звуки  по твердости – мягкости, звонкости/глухости.  Определять место новой буквы на «ленте букв».

Читать слоги-слияния

Производить слого-звуковой анализ слова

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.  Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Пересказывать текст.

Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия).

Определять место новой буквы на «ленте букв».

Соотносить все изученные буквы со звуками.

Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

Называть правильно элементы букв

Обводить бордюрные рисунки безотрывно

Писать буквы в соответствии с образцом; писать слоги, слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием; писать правильно имена собственные (имена людей и клички животных

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта.

Обозначать на письме твёрдость и мягкость предыдущего согласного соответствующими буквами ё—о; обозначать правильно границы предложения.

Сопоставлять количество звуков и букв в словах с йотированными гласными.

Дополнять предложение словом в соответствии со схемой-моделью;  дополнять предложение словом в соответствии со смыслом и с опорой на схему-модель.

Составлять: ответ на вопрос и записывать его; устный рассказ по серии сюжетных картинок, записывать по одному предложению к каждой из них с комментированием.

Правильно употреблять вопросительные слова «Кто?», «Что?» в речи, грамотно отвечать на данные вопросы.

Называть признаки предмета, характеризовать предметы с помощью прилагательных.

Подбирать антонимы-прилагательные по образцу, данному в прописи.

Записывать текст с использованием прилагательных.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Составлять план урока в соответствии с заданиями на странице прописей. Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Выполнять гигиенические правила письма..

Анализировать выполнение учебной задачи урока

Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Познавательные УУД

Ученик научится:

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Анализировать место каждой изученной буквы на «ленте букв». Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. Делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах и их особенностях.

Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости

Находить соответствия между схемами-моделями и предметными картинки.

Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

Наблюдать

Разгадывать кроссворды: определять цель задания, моделировать алгоритм его выполнения.,  объяснять способ разгадывания ребуса.

Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы.

Отгадывать загадки.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Дополнять предложение словом в соответствии со смыслом и с опорой на схему-модель.

Конструировать буквы  из различных материалов,  из различных элементов.

Классифицировать слова в соответствии с их значением

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

Объяснять смысл пословицы и поговорки,  разные значения многозначных слов.

Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор.

Понимать обобщённый смысл пословиц и поговорок, толковать их.

Рассуждать о том, где можно найти необходимую информацию.

Осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем.

Выполнять правила работы в малой группе, в парах.

Рассуждает,  о необходимости старательно трудиться. Приводит примеры пословиц на тему труда.

Высказывает свое мнение о явлениях природы и животных.

Анализирует поведение героев – друзей из текстов уроков

Оценивает с точки зрения морали  поведение героев текстов.

Аргументирует свое мнение о необходимости соблюдения правил поведения на уроке.

Применяет правила поведения в классе.

Ход урока:

Содержание

Деятельность учителя

Виды деятельности учащихся

Достижения учащихся

Диагностика достижений

Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Чтение  с доски букв красного и синего цвета.

Определение названия урока.

Самоопределение к действию

Организует учащихся, проверяет готовность.

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Вы  готовы? Стол в порядке.

Начинается урок.

 Урок письма.

Сегодня на уроке, ребята, вас ждет много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

Чему мы учимся на уроках письма?

Проверяют свою готовность к уроку.

Отвечают на вопрос учителя

Отличает на слух звуки [х], [х’].

Читает слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой.

Пишет строчную букву х слова и предложения с ней.

Анализирует тексты, озаглавливает их.

Составляет и записывает предложения.

Контролирует выполнение  учебной задачи  уроков.

Совершенствует логические УУД: анализ, синтез, группировка.

Совершенствует регулятивные УУД в ходе дискуссии.

Рассказывает,  о необходимости старательно трудиться. Приводит примеры пословиц на тему труда

Ответы детей на систему вопросов по предыдущему материалу и материалу урока.

Результаты упражнения  в «Прописи».  

Результаты наблюдений учителя.

Качество ответов при подведении итогов.

Результаты самооценочной деятельности учащихся.

Результаты контрольных заданий на усмотрение учителя

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи.

Составление плана урока Открытия новых знаний

Определение темы, цели урока и постановка учебных задач

Постановка проблемного вопроса

Организует деятельность обучающихся по повторению изученных букв:

Посмотрите на доску. Что это?

Какие знакомые нам буквы можно сконструировать из этих элементов?

На какие группы их можно разделить?

Что общего у элементов этих букв?

Все ли элементы букв мы использовали при конструировании?

Предположите, какую строчную букву мы будем сегодня писать?

Откройте свои прописи на странице 15. Давайте проверим наше предположение

Какова цель нашего урока?

Какие шаги мы выполняем, когда учимся писать букву? После обсуждения

 на доске открываются следующие задачи:

Элементы букв

и  к   л

гласные и согласные

они строчные

остались полуовал вправо и полуовал влево

строчную букву «х»

да, это буква «х», и она строчная

научиться писать строчную букву х, слоги слияния, слова.

Совместно с учителем ставят учебные цели:

Сконструировать букву.

- Потренироваться в написании элементов строчной буквы «х»

- Определить порядок написания строчной буквы «х».

-Писать слоги  со строчной буквой «х».

- Писать слова со строчной буквой «х».

-  Писать предложения

Открытие новых знаний.

Знакомство с элементами буквы х

Конструирование буквы из ниток

Пальчиковая гимнастика

Рассмотрите письменную строчную букву «х». Из каких элементов она состоит?

Откройте конверты и достаньте элементы этой буквы.

Сконструируйте из них букву «х». Кто справился - поднять ручки вверх, соединив их ладошками. Молодцы!

Посмотрите, как  сконструирована  буква на доске. (3  варианта: с ошибкой и без)

- Какой вариант правильный? Докажите

Какую из поставленных задач будем решать первой?

Можем сразу начать писать?

Организует пальчиковую гимнастику

На двери висит замок (пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз)

Кто его открыть бы смог?

Покрутили

Постучали (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)

Потянули (руки тянутся в разные стороны)

И открыли!  (расцепить  пальцы)

-Теперь наши пальчики готовы к письму.

Найдите элементы строчной буквы «х» на страничке прописи. Обведем элементы по стрелочкам под счет обратной стороной ручки. Какой первый шаг мы выполняем, когда учимся писать элементы и буквы (находим место, откуда начнем писать, ставим точку) Обведем первый элемент (и раз) Теперь напишите этот элемент на ладошке обратной стороной ручки и т.д.

- Обведите элементы буквы и букву по стрелочкам ручкой.

- У кого хорошо получилось обвести букву, поставьте рядом «+»

- Найдите строчку с узором. Можно ли элементы узора назвать элементами буквы «х»? (нет, при соединении элементов в узоре образуется петля, а при написании буквы элементы закрываются в замочек)  

Организует первичное закрепление по теме урока:

Рассмотрите 1-ую строку в прописи. Сформулируйте задание.

Я показываю образец на доске, вы смотрите.  (Найдем место, откуда будем писать букву. Ставлю точку чуть ниже верхней границы рабочей строки, пишу полуовал вправо.  Снова ставлю точку чуть ниже верхней границы рабочей строки, пишу полуовал влево, спускаясь по первому элементу, закрывая в «замочек» …)

Обведите букву «х» по образцу и пропишите ее один раз самостоятельно.

Сравните вашу букву с образцом. (я правильно написал букву, потому что… ) Пропишите букву  еще два раза самостоятельно. Подчеркните те буквы, которые похожи на образец.        

2 элемента: полуовал влево, полуовал вправо

Конструируют букву из ниток

Повторим написание элементов буквы.

нет, надо подготовить руки

выполняют пальчиковую гимнастику

Обводят элементы буквы.

Пишут элементы буквы

Оценивают свою работу

Определить порядок написания строчной буквы «х»

Обводят букву

Пишут букву самостоятельно

Оценивают свою работу

Первичное закрепление знаний

Физкультминутка

Написание слогов с буквой х

Написание слов с новой буквой

Чему мы сейчас учились? Какую из поставленных задач решили?

- Какая задача следующая?

Прочитайте слоги в прописи.

Одинаково ли читается буква согласного звука согласного звука в этих слогах?

- Какая буква гласного звука будет сигнальщиком, что согласный читаем твердо?

- Что согласный читаем мягко?

Назовите слоги с нижним соединением.  

Со средним.

С верхним.

Я показываю образец на доске, вы смотрите.

Напишите соединение 1 раз.

- Какая задача нами выполнена?

Для чего надо уметь писать слоги?

Организует выполнение физкультминтуки

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть

определили порядок написания строчной буквы «х»

писать слоги со строчной буквой «х»

нет

а

е,и

ха

хе

хи

пишут слоги

учились писать слоги

из них составляем слова, а из слов – предложения

выполняют физкультминутку

Самостоятельная работа

Написание слова, составление цветовой схемы.

Письмо по образцу с письменного текста

Письмо с печатного текста

Письмо по памяти

 Организует работу учащихся.

Сколько слов в предложении?

Наступила холодная зима.

Как пишется начало предложения?

Что ставим  в конце предложения?

В норке спит хомяк.

Он запас гороху и хлеба.

Пишут слово  : хомяк

Составляют  цветовую  схему, ставят ударения

Отвечают на вопрос учителя. Переписывают предложение с письменного текста.

Проверяют по образцу. Оценивают свою работу

Пишут предложение с печатного текста

Пишут по памяти. Проверяют, оценивают свою работу.

Рефлексия

Оценка деятельности на уроке

Ребята, чему мы учились на уроке?

- Все ли задачи урока решены

Скажите, что вам особенно понравилось на уроке?

- Что оказалось для вас трудным?

Оцените свои достижения и работу на уроке

Оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....

Презентация по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе".

Презентация к выступлению на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогческого обучения в начальной школе"....

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....

Пояснительная записка Методический семинар Опыт использования технологии проблемного- диалогического обучения в образовательном процессе в начальной школе

Пояснительная запискаМетодический семинарОпыт использования технологии проблемного- диалогического  обучения...

Самохвалова Ольга Стефановна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии проблемно-диалогического обучения младших школьников»

Меня, как  учителя волновала проблема, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для с...