Урок-путешествие "Чередование гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Венера Геннадьевна Якупова

Чередование гласных в корне слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

9.11.2011 г.

Учитель – Якупова Венера Геннадьевна

Урок русского языка в 5-м классе по теме                 "Правописание корней с чередованием                                               -раст- -ращ- -рос и -лаг- -лож-"

Тип урока: изучение нового материала с использованием  ИКТ

Формы проведения урока: урок-путешествие

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная

Цели урока:

Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ- и -лаг-, -лож-.; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;

Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: проектор, экран, презентация, листы контроля

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

  1. Организационно -мотивационный момент

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть веселыми и бодрыми. А теперь располагайтесь поудобнее, не забудьте следить за своей осанкой, настраиваемся на урок. Оценки за выполненную работу вы должны ставить в виде «+» в листок контроля, который есть у каждого, в нем указаны все виды упражнений , которые оцениваются. Сегодня у нас необычный урок – путешествие,

СЛАЙД 2

и класс представляет экипаж, где есть капитаны и  юнги.

- Можно приколоть эмблемы (класс заранее поделили на группы по уровню ЗУН)

СЛАЙД 3

  • Попробуйте из частей составить единое высказывание древнего философа Плутарха.

II Повторение пройденного материала

  • Начинаем мы наше путешествие из бухты Повторения.
  • Когда возникает затруднение при выборе гласных? При  работе над какой орфограммой?

• Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать?

• Какие виды безударных гласных вы знаете?

• Какие позиции есть у звуков?

• Когда гласная буква занимает сильную позицию?

• Что нужно сделать, чтобы верно выбрать букву?

  • Вот и вышли на главное правило:

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

  • Полюбуйтесь, мимо какого живописного места проплывает наш корабль!

  • Новая остановка. Мы на мысе Различий! Наверно, вы немного устали и хотите поиграть.

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9  Делаем выводы

  • Гласные звуки полны коварства. Среди них есть такие, которые проверяются ударением, есть и такие, которые необходимо запомнить, и тут нас выручает словарь. А в корнях с чередованием проверочные слова не подбираются. Надо знать правила правописания.

III   Работа над изучением  нового

  • Наш маршрут проложен через залив Корней с чередованием 

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

  • Нам предстоит познакомиться с ещё одной группой корней с чередованием А и О

СЛАЙД 13

-Какие согласные чередуются в корне?

А гласные?

-Когда же А? О? От чего это зависит?

IV Первичное закрепление нового материала

V Выработка навыков написания орфограммы

  • СЛАЙД 17

  • СЛАЙД 18

  • СЛАЙД 19

  • СЛАЙД 20 – творческая работа

Учащиеся готовятся  к уроку в перемену, со звонком приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Работа по СЛАЙДУ 4,

объяснение значения высказывания –    Цель имеешь - путь найдёшь.

СЛАЙД 5

Фронтальная работа, ответы уч-ся:

- При работе с безударными гласными.

-Корень; ударение.

-Проверяемая и непроверяемая

-Сильная и слабая

-Когда она стоит под ударением

- Чтобы гласная фонема оказалась в сильной позиции,
необходимо ее поставить под ударение.

- Чтение правила в стихах (хором последнюю строчку)- руководство к действию

Выполнение дифференцированных заданий, проверка

Самостоятельная работа. Проверка у доски.

Игра «Третий лишний». Принимаются все варианты ответов. В итоге делается вывод: гласные бывают проверяемые ударением, не проверяемые ударением, чередующиеся гласные. Обоснование их написания.

Дифференцированная работа и работа в группах:

Капитаны – озвучивают правило, дают лексическое значение (ПОЛОГ) – дом.задание

СЛАЙД 12

Юнги – списывание со вставкой пропущенных гласных, проверка с комментированием и обозначением орфограммы графически

СЛАЙД 14 – 1)Наблюдение

над правописанием и попытка сделать вывод;

2)Анализ ответов;

3)Сравнение с правилом  в учебнике;

4)Работа над лексическим значением исключений – обратить внимание, что родственные слова будут писаться с такой же гласной!

Дифференцированная работа:

Капитаны - работают в группах – моделируют правило в виде схемы для запоминания;

Юнги – заполняют гласными табличку:

СЛАЙД 15                           и самопроверка        СЛАЙД 16

 

Проверяем работу капитанов – схемы (все варианты рассматриваем)

ВНИМАНИЕ НА ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛА!

Табличка на доске

Комментированное письмо

Взаимоконтроль(проверка по слайду)

Дополнительные задании: капитаны – морфемный разбор; юнги – синтаксический разбор

Эмоциональный настрой на урок, создание обстановки доброжелательности, сотрудничества учащихся и учителя.

Создание атмосферы интереса  к уроку и, в то же время настрой на рабочую обстановку.

Постановка перед учащимися учебной цели способствует конкретизации дальнейшей работы на уроке

Этот вид деятельности способствует  закреплению изученной орфограммы, развивает  орфографическую зоркость

Контроль и самоконтроль усвоения написания орфограммы учащимися

Данный вид упражнений способствует развитию мыслительного деятельности учащихся, повышает интерес к предмету

Это упражнение способствует  закреплению изученной орфограммы, развивает  орфографическую зоркость

Эти методы вызывают интерес к объяснению  учителя, использование проблемно – поисковых задач стимулирует мыслительную деятельность учащихся, подготавливает их к усвоению новой орфограммы.

Работа с книгой позволяет закрепить полученные сведения, сопоставить полученные знания   с правилом, данным в учебнике.

С помощью этих упражнений  учащиеся выделяют  условия написания орфограммы

Комментированное письмо способствует навыку написания орфограммы. Для выработки написания орфограммы работу начинают сильные учащиеся для того чтобы учащиеся более низкого уровня использовали образец при дальнейшем выполнении.

Взаимоконтроль развивает орфографическую зоркость, зрительную память.

Этот вид деятельности вырабатывает умение находить данную орфограмму в тексте с последующим применением на практике.

Закрепление орфо-граммы  с помощью творческой работы способствует развитию самоконтроля и позволяет убедиться в образности русского языка, развивает речь учащихся.

VI Обобщение (итог урока)

-Что мы узнали нового на уроке?

-Что повторили  сегодня?

-Спасибо за работу, сегодня на уроке все работали хорошо, оценки выставляются по листку самоконтроля. Но отмечу работу …………

- Познакомились с новой орфограммой: правописанием корня раст(ращ)  - рос, научились ее находить  в тексте и правильно писать

-Повторили состав корня, правописание изученных орфограмм в корне

Учащиеся заполняют лист самоконтроля и  подводят итоги   СЛАЙД 21

Вопросы, заданные учителем, помогают систематизировать полученные знания.

Лист самоконтроля проверяется после проведения урока, что дает возможность оценить работу каждого учащегося

VII. Домашнее задание

          КАПИТАНЫ:

  • Выучить правила правописания корней с чередованием О и А;
  • Подобрать свои примеры (не менее 15-20, обозначить орфограмму);
  • Найти по толковому словарю лексическое значение слов-исключений (отрасль, ростовщик)

                     ЮНГИ:

  • Выучить правила правописания корней с чередованием О и А;
  • Упражнение 309 с.101

СЛАЙД 23 –                          

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Ребята получают домашнее задание  СЛАЙД 22

Дифференциация домашнего задания дает возможность каждому учащемуся справиться с заданием, повышает ответственность ребенка за качество выполнения и воспитывает самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...