Урок - исследование по русскому языку 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Черноярова Наталья Сергеевна

Урок - исследование по теме: "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок 21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование. Русский язык, 4-й класс.

Тема "Имя существительное"

Цели:  Систематизировать полученные знания, подготовить учащихся к проверке знаний по теме “Имя существительное”.

Развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление, внимание учащихся, формировать умение работать в заданном темпе;  развивать умение аргументировать свой ответ, приводить примеры к правилу.

Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация,  толковые словари С.И. Ожегова и В. Даля, карточки для самостоятельной работы по выбору, пословицы об алмазах.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Слайд .

- Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза.

Я думаю, что сегодня урок принесет нам радость общения друг с другом.

- Ребята, сегодня на уроке продолжим исследование объектов русского языка. Что значит исследовать? Как вы это себе представляете?

Тема нашего исследования – имя существительное.

2. Орфографическая работа. Актуализация знаний

Прочитайте текст.  

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.                                                                                                (Л.Н.Толстой)

- Назовите автора. О чём говорится в тексте? Подумайте, с какой целью Толстой написал его? (Чтобы поделиться с нами своей радостью, восхищением от увиденного. А может быть потому, чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру.)

- Найдите в тексте слова, которые выбрал автор,чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.(Алмазы блестят, переливаются разными цветами; листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Росинка, капелька, проскользнёт...)

Определите тип текста. Как его можно назвать? (Этот рассказ можно назвать описанием.)

Как бы вы озаглавили этот текст?

А  Л. Толстой  назвал своё произведение так: «Какая бывает роса на траве».

Какое  художественное средство применяет автор, чтобы показать красоту росинок? (Сравнение) Только это не прямое сравнение, а скрытое, оно называется метафора.

С чем  автор  сравнивает росу? Листья?

Из первых двух абзацев выпишите все имена существительные, не повторяясь. Обозначьте в них орфограммы., определите падеж сущ-х.

Утро, на  полях, в траве, алмазы, на солнце, цветами, капли, росы, в листах, листок, травы, бархат, по листку.

- Какие виды орфограмм встретились? (Безударная  гласная, непроизносимая согласная, орфограмма ЧА-ЩА,  непроверяемые написания).

На какие 2 группы можно их разделить? (сущ., у кот. есть только форма  ед.ч.- бархат   и   сущ., у кот есть  и ед.число и мн.ч.,)

3. Тема урока.

- Найдите среди этих  существительных такое слово: оно должно  быть  мужского рода, 2 склонения, в именительном падеже, во множественном числе. (Алмазы)

- Поставьте это слово в форму единственного числа. (Алмаз)   Это слово мы сегодня будем исследовать с точки зрения науки о языке.  Исследуем с  точки зрения орфографии. (Раздел русского языка, в котором изучаются правила написания слов.)

- Какая орфограмма есть в этом слове? ( Парная согласная на конце слова) запишите, подчеркните орфограмму, напишите проверочное слово. (Алмаз – алмазы)

-  С точки зрения лексики. (Словарный состав русского языка)

  - Где нужно узнавать лексическое значение слова?  (В словаре).

Словарь В.Даля:  «Алмаз – первый по блеску, твёрдости и ценности из дорогих камней».

Словарь  С.И.Ожегова:  «Алмаз - 1) прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы; 2) инструмент для резки стекла в виде острого куска этого камня, вделанного в рукоятку».

- Какой из словарей даёт более точное и полное значение слова? Запишите  любое из этих значений в тетрадь.

- Обратимся к фонетике. (Раздел языка, в котором изучаются звуки речи).

- Запишем слово в транскрипции. [алмас] – 2 слога, 5 звуков, 2 гласных, 2 звонких и 1 глухой согласные.

- Обратимся к морфологии. ( Раздел русского языка, в котором изучаются слова, как части речи.)

- Какой частью речи является слово алмаз? (имя существительное)

 - Что такое имя существительное?

 - Назовите постоянные и изменяемые морфологические признаки имени существительного.

 - Сейчас перенесите эти знания на наше слово, дайте ему полную характеристику. (Морфологический разбор)

Работа с однокоренными словами. Словообразование.

- Подберите однокоренные слова к слову алмаз. (алмазный, алмазик). Как они образовались?( при помощи суффиксов  Н, ИК),

Записать слова в тетрадь,  разобрать по составу.

4.Физминутка.

Упражнения  для предупреждения зрительного утомления.

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (Повтор 5 – 6 раз).

Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. (Повтор 5 – 6 раз).

Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. (Повтор 4 – 5 раза).

5.Продолжение темы. Презентация об алмазах.

- Внимательно просмотрите презентацию, чтобы справиться со следующими заданиями.

- Задание перед просмотром: Найдите синоним слова «алмаз».

6.Работа в группах.

- Назовите синоним слова «алмаз».(Бриллиант) Запишите и запомните это словарное  слово.

- Посмотрим, как употребляется слово  алмаз  в нашей речи. В русском языке  не много пословиц об алмазах, поэтому я взяла их из других языков. Составьте   из  рассыпанных слов пословицы и объясните их значение.

Работа с пословицами.

Чтение пословиц, объяснение смысла.

Алмаз  режется  алмазом. (Английская пословица).

Хоть  брось  его в грязь, алмаз – всё равно алмаз.

Сказанное слово золото, не сказанное – алмаз.

Свой глаз – алмаз. (Надежнее самому присмотреть за чём-л., чем доверить это другому; лучше все увидеть самому.)

Всегда шахта больше, чем алмаз.(Украинская пословица)

Синонимичные пословицы. Сказанное слово — серебро, а несказанное — золото. Свой глаз — миленький дружок, а чужой — вор (ворог)

7. Продолжение темы. Синтаксис. Каким членом предложения может быть имя существительное? Запишем первую пословицу, разберём её по членам предложения и дадим характеристику.

8. Самостоятельная работа. Задание по выбору.

1.Составьте предложение с одним из   слов  корона, огранка или  бриллиант так, чтобы они  были второстепенными  членами предложения. Определите их  падеж. 

2. Составьте  словосочетания  со  словами   корона, огранка, бриллиант. Определите   падеж  существительных.

Взаимопроверка.

9. Игра «Третий лишний».

- В каждой группе слов найдите лишнее и докажите свой выбор.

Алмазик , алмазный, алмазище. (2 –сущ., 1- прил.)

Камень, украшение, драгоценность. ( по склонению)

Огранка, ограда, огонь. (по приставке)

Колесо, кольцо, колье. ( колесо и кольцо – однокоренные от древнеславянского слова  «коло» - «круг», колье – корень  от фр.  «колье – »).

Нож, сверло, молоток.

Алмаз, бриллиант, изумруд.

10. Мини-сочинение.

Вернёмся к тексту Толстого. Что он сравнивает с алмазами? А что ещё в природе можно сравнить с алмазами?(капли воды, дождя, снег) напишите об этом мини – сочинение, используя сравнение с алмазами и бриллиантами.

11. Домашнее задание.

 Сходить в библиотеку, найти и записать названия 10-15  драгоценных камней, подчеркнуть орфограммы.

12. Рефлексия. Слайд.

Вот и подходит к концу наше занятие. Оцените   ваше  настроение. Что нового узнали? Кому понравился урок? Что было трудным?

Урок окончен, благодарю учеников за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нетрадиционного урока-исследования по русскому языку для 2 класса

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Приставка, её роль в слове"...

Урок-исследование по русскому языку в 4 классе по теме "Имя прилагательное"

Этот урок поможет повторить, упорядочить и закрепить знания детей об имени прилагательном....

Урок-исследование по русскому языку в 4 классе по теме "Имя прилагательное"

Урок в4 классе по программе "Начальная школа 21 века" позволяет повторить, систематезировать  знания детей об имени прилагательном....

Урок-исследование по русскому языку в 3 классе по теме "Приставка, её роль в слове"

Урок – исследование по русскому языку в 3 классе. Тема:  Приставка, её роль в слове.Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами ...

Урок – исследование по русскому языку «Кто? и Что?» (понятие об имени существительном) в 3 классе.

Урок – исследование по русскому языку «Кто? и Что?» (понятие об имени существительном) в 3 классе....

Урок исследование по русскому языку в 4 классе "Правописание не с глаголами"

Урок способствует формированию учебно-познавательной компетенции через создание оптимальных условий для исследотвательской деятельности с целью выяснения, какой частью речи является слово не и как не ...