Путешествие по стране "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Алевтина Анатольевна Ручко

Цель: способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать коллективизм и навыки работы в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Путешествие по стране «Имя существительное»

3 класс «В»

Учитель: Ручко Алевтина Анатольевна.

Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»

  • Цель урока: 1. Проверять знания учащихся об имени существительном: изменение по родам, по числам, по падежам; правописание корней; написание мягкого знака как показателя рода имён существительных.
  •                       2. Способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать коллективизм и навыки работы в группе

 

  • Оборудование к уроку: мультимедийная доска, компьютер, презентация, наглядный материал.

ХОД УРОКА.

1. Положительная мотивация к уроку.

Учитель:

- Добрый день! Ребята, поприветствуйте наших гостей. Сели тихонько девочки, а теперь мальчики.        

- Ответьте, пожалуйста, как вы настроены сегодня работать на уроке?

  Ученики:

- Мы не волшебники, а только учимся,

  но у нас обязательно всё получится!

Учитель:

 - Итак, урок русского языка. Он сегодня необычен. Я  приглашаю вас в путешествие.

- Ребята, а вы любите путешествовать?

-А что нам надо взять с собой для путешествия на уроке? (Багаж знаний).          - Как называется раздел науки который изучает части речи? (Морфология)

-А с какой частью речи мы с вами знакомились на предыдущих уроках?

( имя существительное)

Путешествие наше будет интересное, так как имя существительное нам приготовило много разных заданий, с которыми я надеюсь вы справитесь очень быстро. И так, отправляемся в путь!

2. Начнём мы наш путь по  реке «Чистописания» ( слайд 2)

Учитель:

- Ребята, скажите пожалуйста, какой сейчас месяц? (Февраль).

- Что вы знаете об этом месяце? (Февраль – последний месяц зимы. «Дотяни до весны». Он самый короткий. Его прозвали коротышка. А еще месяц февраль в народе прозвали «бокогрей». Чуть солнышко припекло, и опять морозы и метели возвратятся. В феврале иногда стоит лютый холод. Говорят про него люди «Лютень». Месяц  переменчивый,  обманчивый.)

- Прописываем заглавную букву Ф со строчной ф в соединении.        

- Прочитать орфоэпически, орфографически поговорку. (слайд 3)

- К какой части речи относятся слова?        

 

- На какие вопросы отвечают имена существительные?

- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? что?

3. Продолжаем наше путешествие и попадаем в  село Орфографическое ( слайд 4)

-Что изучает орфография? (Это раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов)

- Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Распределите их на группы.

В…лна, утю…, сер…це.в…дро, кни…ка, со…нце,к…вёр, тра…ка, мес…ность, стр…ла, яго…ка,вес…ник, пл…сун, улы…ка, наез…ник.

- Сколько групп у вас получилось? Какие орфограммы?

Рефлексия (У кого правильно нарисуйте C:\Users\учитель\Desktop\2015111811010994.jpeg,у кого есть ошибки нарисуйте C:\Users\учитель\Desktop\b8bf23995ea8.png. Молодцы!

4.Теперь высаживаемся на  остров Численный  (слайд 5)

-Как изменяются имена существительные? (по числам)

-Что при изменении у них изменяется? (окончание)

- Чем отличаются имена существительные в ед. числе от имён существительных во мн. числе?

Учитель:

-Вот мы и сейчас посмотрим,  как вы знаете число имён существительных? Запишите имена существительные в два столбика. (ед.ч и мн.ч)

Зебра, еноты, санки, нить, абзац, игрушки, небо, листья, апельсины, интерес.

-Подчеркните первую букву каждого слова и прочитайте поговорку. (Знание-сила)

-Объясните смысл поговорки.

                                     

                                                  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

5. Продолжаем наше путешествие и  попадаем на  озеро Родовое (слайд 6)

 - Какой род имеют имена существительные?

 -Как определить род имён существительных?

 -У всех ли имён существительных можно определить род?

Отгадайте загадки и запишите отгадки в 3 столбика.

Друг за дружкой, чередой,                                 Прыгает ловко,

Мирно ходят брат с сестрой,                          Любит морковку

 Братец будит весь народ,                                                    (Заяц)

 А сестра наоборот-                                          Если ей работу дашь

Спать немедленно зовёт.                                 Зря трудился карандаш.

                                     (День, ночь)                                          (Резинка)

От кого, мои друзья,                                          Межи деревянные,

Убежать никак нельзя?                                    А поля стеклянные.

Неотвязно в ясный день                                                          (Окно)

Рядом с нами бродит….(тень)                         Над домом, над дорожкой

Где упрётся хвостом                                         Висит пол-лепёшки.

Станет дырка потом.        (Месяц)

                                     (Шило)                            Дождь от солнышка привёз

Без рук,без топорёнка                                       Малым детямкалачи,

Построена избёнка.                                           И остались от колёс

                            (Гнездо)                                  Семицветные лучи.

                                                                                                   (Радуга)

Ты не клюй меня, дружок                                 Стены позолочены,

Голосистый петушок!                                     Ставни заколочены.

В землю тёплую уйду                                       Ходит дом ходуном

К солнцу колоском взойду,                               На столбе золотом.

В нём тогда таких, как я,           (колос)
Будет целая семья.(Зерно)

6. Сейчас мы очутимся в республике Склоняемая (слайд 7)

- Сколько в русском языке падежей?

 -Что такое изменение по падежам?

Стихи о падежах

Я - Именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы - кто? и - что?

Ни с чем не спутает никто.

 А я - падеж Родительный,

Характер мой общительный.

Кого? Чего? И вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

И "с", и "до", и "у", и "из",

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный бываю иногда,

но в тексте различите вы два падежа всегда.

Я- называюсь Дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом "к" порой дружу.

Но и один гулять хожу.

А я Винительный падеж,

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них пятёрки я ловлю.

Кого позвать? Во что играть?

Готов ребятам подсказать,

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

 - А я Творительный падеж

Исполнен всяческих надежд.

Творите!- Чем? Творите! -С кем?

Я подскажу вам, нет проблем.

Предлогом "перед", "под" и "над"

В любой момент я очень рад.

 А я падеж Предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём? я говорил?

Ах да, нужны предлоги,

без них мне нет дороги.

Пусть будет "в", и "о", и "при"-

ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять

Самостоятельная работа по рядам.

1-ряд  берёза, грач        

2-ряд   дуб, кошка

3-ряд волк, осина

Игра на мультимедийной доске. Определи картинки с их склонением.

 

Учитель:

- Ребята, наше путешествие по стране «Имя существительное» подошло к концу.

 Итог урока. Рефлексия. (слайд 8)

Учитель:

-Поработали славно!

- Что вам запомнилось на нашем уроке?

С каким настроением вы уходите с урока?

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ Подготовила учитель начальных классов МОУ «Школа-гимназия №6» Ручко А.А.

Слайд 2

РЕКА «ЧИСТОПИСАНИЯ»

Слайд 3

Фф В феврале зима с весной встретятся впервой.

Слайд 4

село «Орфографическое» ИГРА «КТО? ЧТО?» В.. лна , утю .., сер.. це , в.. дро , кни ..ка, со.. нце , к.. вёр , тра ..ка, мес .. ность , стр ..ла, яго ..ка, вес..ник , пл .. сун , улы ..ка, наез ..ник.

Слайд 5

о стров «Численный» Зебра, еноты, санки, нить, абзац, игрушки, небо, листья, апельсины, интерес.

Слайд 6

о зеро «Родовое» Друг за дружкой, чередой, Мирно ходят брат с сестрой, Братец будит весь народ, А сестра наоборот- Спать немедленно зовёт.

Слайд 7

Республика «Склоняемая» Игра «Путаница» Определи картинки с их склонением .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по городу Существительных

Конспект повторительно-обобщающего урока русского языка во 2 классе по теме "Имя существительное"...

Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."

Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...

Открытый урок по русскому языку 3 класс: «Путешествие по стране Имени Существительного»

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Исаева Татьяна Михайловна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»...

Урок -путешествие по сказкам А.С.Пушкина "Обобщение знаний об имени существительном" русский язык 4 класс

На уроке ребята в занимательной форме проверят свои знания по теме" Имя существительное"Цели урока:Обучающие: совершенствовать умения и навыки правильного письма; закрепить и обобщить знания детей об ...

Урок - путешествие "Имя существительное". Урок русского языка

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России". Данный урок проводится по теме "Имя существительное"( закрепление). Во время урока дети выполняют разли...

Урок - путешествие "Имя существительное. Обобщение".

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Имя существительное”, научить выполнять группировку существительных по существенному признаку,продолжить работу над деформированными предложениями...

Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"

Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"...