Что рассказало слово
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гладышева Марина Владимировна

Урок разработан по УМК "Перспектива", 3 класс,  на основе системно-деятельностного подхода. Соответсвует требованиям ФГОС начального общего образования.Цели: определить основные функции слова; вырабатывать навыки грамотного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_rasskazalo_slovo.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3 7. Что рассказало слово

Цели: определить основные функции слова; вырабатывать навыки грамотного письма.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о структуре слова, его звуко-буквенной форме, лексическом  значении, о роли звуковых повторов и звукописи в литературных произведениях.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация знаний

Словарная работа

  • Выпишите из шуточных стихотворений фразеологические обороты.

Нос повесил Муравей —

Потерял своих детей:

  • Вдруг какой-то Муравьед
  • Проглотил их на обед?

Утонули, заблудились,

Мухомором отравились,

К Пауку попали в сети...

И дрожат от страха дети!

Где сейчас вы, муравьишки?

А тем временем детишки        

На пеньке у лесопилки

Сочиняют вслух страшилки.

Свинье терпеливо уроки вокала

Все лето певица Корова давала.

  • Мне все же не нравится, как я пою.

Хочу обратиться еще к Соловью.

Сказал Соловей:

  • Суетитесь вы зря!

Учиться вам следует у Глухаря.

С тех пор каждый вечер Свинья Глухарю

Поет во все горло: «Хрю-хрю-хрю-хрю-хрю!»

Учитель достался Свинье неплохой –

Нестрогий, спокойный, к тому же глухой.

Недоволен рыболов:

  • Почему плохой улов?

Размышляя над вопросом,

Он клевал все время носом.

В полночь братьев поросят

Ждет соревнование,

А точнее — чемпионат

По незасыпанию.

Наступил полночный час —

Не сомкнули братья глаз.

Младший брат, читая стих,

Через пять минут затих.

Средний песню не допел

И тихонько захрапел.

Как обычно вслед за средним

Старший брат уснул последним.

Каждому приснился сон:

Это он! Ах, это он —

Поросенок-чемпион!

Е. Лаврентьева

— Прочитайте, какие фразеологические обороты выписали. Объясните их значения. (Нос повесил — огорчился, расстроился, поет во все горло — слишком громко, клевая носом — дремал, не сомкнули глаз — не уснули.)

  • Во фразеологических оборотах определите части речи. Объясните правописание буквы проверяемых безударных гласных.
  1. Самоопределение к деятельности

I — Что является главным средством общения людей?

I — Для чего используется слово? Как оно «устроено»? (Ответы детей.)

Об использовании слов, их «устройстве» будем говорить сегодня на уроке.

  1. Работа по теме урока.

Работа по учебнику

Упр. 97(с. 63)

  • О каких словах узнали из текста упражнения? (Слова, которые своим звучанием напоминают обозначаемые ими действия  или  предметы).
  • Такие слова называют звукоподражательными Назовите их. Каким предметам или действиям они подражают?
  • Определите части речи выделенных слов.
  1. Физкультминутка

                      Мы клееной лужайке вышли,

Поднимали ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

                       Кто из нас вот так шагал —

Не споткнулся, не упал?

Вот мы в лес пришли,

Белый гриб нашли.

                      Вот грибок, другой грибок.

Положу их в кузовок.


Словесное творчество С. 64

  • Прочитайте сообщение профессора Самоварова.
  • Для чего используют звуковые повторы, звукопись поэты и писатели? (Для придания речи выразительности.)

Упр. 99 (с. 64)

(По заданиям. Самостоятельно.)

  • Прочитайте слова Ани. Согласны ли вы с ней?
  1. Рефлексия
  • Прочитайте стихотворение М. Яснова. Понравилось ли оно вам?
  • Что значат последние слова? (Сыроежки и сороконожки.)
  • Что в них общего? (Сочетания звуков.)
  • Почему автор неправильно произносит слова? (Для создания настроения.)

Шумный лес

Что у нас на букву Ш?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень Шустро шарят в кашке.

Шебаршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша,

Ну а если полон рот морошки —

Шыроежки и шороконожки.

Какие сочетания звуков передают шуршание леса?

I. Подведение итогов урока

Есть ли связь между значением слова и его звуко-буквенной формой?

Какие слова называются звукоподражательными? Приведите примеры таких слов.

Домашнее задание

Выполнить упр 98 (с. 63) в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что рассказало слово

Конспект урока по русскому языку 3 класс...

Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Фразеологизмы.Общение жестами.

Конспект урока с презентацией по теме "Что рассказало слово. Фразеологизмы."Тип урока- "открытие новых знаний"...

Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Внешняя и внутренняя сторона слова

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Что сказало слово. Внешняяя и внутренняя сторона слова"...

Открытый урок по русскому языку на тему "Что рассказало слово" 3 кл

Открытый урок по русскому языку на тему "Что рассказало слово" 3 кл...

Что рассказало слово. Урок русского языка 3 класс.

Урок русского языка по УМК "Перспектива". 3 класс....

русский язык "Что рассказало слово" 2 класс

Русский язык 2 класс "Что рассказало слово"...