Состав слова. Корень.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гладышева Марина Владимировна

Урок разработан по УМК «Перспектива» на основе системно-деятельностного метода. Урок соответствует требованиям ФГОС начального общего образования.Цель: расширить знания детей о составе слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova._koren.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 57. Состав слова. Корень

Цель: расширить знания детей о составе слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах приставку, корень, суффикс; образовывать однокоренные слова; анализировать, делать выводы; строить сообщения в устной и письменной форме.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  • Прочитайте стихотворение.

Зима

Мы любим дни морозные,

Катка упругий лед,

Ночное небо звездное

 И шумный Новый год!        

Пришла зима с хлопушками,

С конфетами, игрушками

И с праздничными колкими

Наряженными елками.

Зима веселой маскою

Заходит к нам в дома.

Волшебной, доброй сказкою

Нам кажется зима.

О. Высотская

Выпишите из текста стихотворения сначала слова с буквой проверяемой ударной гласной, затем слова с буквой парной согласной и слова с непроизносимой согласной. (Морозные, каток, ночное, зима, хлопушки, веселой. Лед, год, заходит, сказка, игрушки, хлопушки. Звездное, праздничными.)

(Прoверка. Самопроверка. Образец выполнения задания  на доске.)

Ill. Самоопределение к деятельности

 - Прочитайте слово, написанное на доске. (Поезд.)

Из чего состоит слово? (Из звуков, букв, слогов, корня, приставки).

 - На уроке будем говорить о том, из чего состоят слова. 

4. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику С. 94
  • Прочитайте диалог профессора Самоварова и Вани.
  • Чтобы быть грамотным человеком, какие знания о слове нам еще нужны? (Как образуются слова.)
  • Из каких частей состоит слово? (Из корня, приставки, суффикса, окончания.)

Упр. 157 (с. 94)

(По заданиям.)

  • Назовите все части слова. Какая часть является самой главной?
  • Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Что такое основа слова?
  • Как найти основу слова? Назовите основу в слове «поездка». Игра «Доскажи словечко»
  • Я буду читать стихи, вы добавите слово и запишете его в тетрадь.

Знает наша детвора:

Прятки — лучшая... (игра).

Всех ребят хотим собрать,

В прятки будем мы... (играть).

Наш щенок такой шалун,

Забияка и... (игрун).

Мой котенок шаловливый

Очень ласковый... (игривый).

У малышки погремушка,

Очень шумная... (игрушка).

  • Прочитайте, какие слова записали. Как они называются7 (Родственные или однокоренные.)
  • Найдите общую часть родственных слов. Как она называется?
  • Упр. 158 (с. 95)

(По заданиям.)

  • Прочитайте «Узелки на память».
  • Что такое корень слова? Как он пишется в родственных словах?

Упр. 159 (с. 95)

(По заданиям.)

  • Что надо помнить о корне, выписывая родственные слова? (В родственных словах корень пишется одинаково.)
  1. Физкультминутка

Что такое, что мы слышим?

Это дождь шумит по крыше.

А теперь пошел сильней И по крыше бьет быстрей.

(Дети постукивают подушечками пальцев по парте.) Нашу руку разогнем,

Вверх ладонью повернем.

Пальцы на себя потянем —

Выгибать запястья станем.

(Дети выгибают запястья по очереди.)

Чтобы нам добыть огонь,

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится,

И бумажка загорится.

(Дети трут ладонью о ладонь.)

VI Продолжение работы по теме урока

Выполнение заданий в рабочей тетради Упр. 117 (с. 66)

(По заданиям. Работа в паре.)

  • Над словом с орфограммой поставьте ее номер в списке. Вспомните правило. Если нужно, подберите проверочное слово.

 - Сосчитайте, сколько в тексте слов с буквой проверяемой безударной гласной, с буквой непроверяемой безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной, разделительным Ь, слов с буквосочетаниями. (13, 2, 1, 4, 1, 2.)

 - Прочитайте однокоренные слова, которые вы записали. Какой корень выделили?

Что надо помнить о написании корня в однокоренных словах? (Корень пишется одинаково.)

7. Рефлексия

Выполнение заданий в рабочей тетради

I Упр. 121 (с. 68)

(Работа в паре.)

8. Подведение итогов урока

 - Из каких частей состоит слово?

 - Что такое основа слова?

 - Что такое корень слова?

 - Как  пишутся корни в однокоренных словах?

Домашнее задание

упр. 115 (с. 65) в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 2 класс. Тема: Состав слова. Корень.

Данный урок разработан по программе 2 класса с использованием учебника "Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. О.В.Пронина. Русский язык. 2 класс."Усвоение учащимися  понятия "родственные слова", умение ...

Конспект урока по русскому языку во 3 классе на тему: «Состав слова. Корень»

3 класс  УМК ПерспективаТема: Состав слова. КореньТип урока: Урок усвоения новых знанийЦели: 1. Создание условий для формирования представления о частях слова; обогащать словарный запас через вве...

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме :Состав слова.Корень слова.

Урок русского языка (ОС "Школа России") по учебнику В.П.  Канкиной, В.Г. Горецкого с   использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)...

"Состав слова. Корень слова" 3 класс

Конспект урока по русскому языку для 3 класса с применением ИКТ....

Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс

Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...