Разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое глагол?" ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Федоренко Ирина Николаевна

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                               « Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»                                                             Льговского района Курской области

Открытый урок                                                                                                                                   по русскому языку                                                                                                                            во 2 классе                                                                                                                                           тема:

«Что такое глагол?»

Учитель I квалифицированной категории

Федоренко И.Н.

                                                                             

                                                                                                                   

п.Колонтаевка

2018 г.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тема. "Что такое глагол?". (УМК «Школа России»)        

Тип урока: открытие новых знаний.

Цельпознакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;
  • научить учащихся находить глаголы в тексте;
  • повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;
  • закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;
  • закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;
  • учить оценивать уровень усвоения нового материала.

Развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
  • развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты

Предметные:

  • находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;
  • ставить вопросы к глаголам;
  • повторить знания об имени существительном.

Метапредметные:

  • понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;
  • составлять словосочетания с глаголами;
  • пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;
  • развивать речь обучающихся,

Личностные:

  • знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.

Демонстративный материал:

магнитная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, компьютер, пректор.

Основные понятия: часть речи, имя существительное, глагол, алгоритм.

Сценарий урока

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок

Мы тетрадки открываем                                                                                                                        И к работе приступаем.    

  1. Актуализация знаний

Работа с пословицей.

- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.

    Слад №1         

/Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости/

- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.                                                                             К этой пословице  мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок

Начнем наш урок с минутки чистописания.

А для этого  приготовим свои пальчики.

                           Этот пальчик – маленький,

        Этот пальчик – слабенький,

        Этот пальчик – длинненький,

        Этот пальчик – сильненький,

        Этот пальчик – большачок,

        А все вместе кулачок.

- Буква, которую мы сегодня будем писать, потерялась.

Прочитайте слова и подумайте, какая это буква.

Уч.ник, п.нал, т.традь, л.теть, м.дведь.

- Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.

-Запишите её на новую строчку, соблюдая закономерность.

- На новую строчку перепишите  слова с доски, поставьте ударение, а пропущенную букву подчеркните.

- прочитать слова с ударением.

3. Самоопределение к деятельности.

 -  Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

 -  Почему оно лишнее?

  - Как определили, что эти слова – существительные?

  - Что вы знаете об имени существительном?  

  • Что оно обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Какие бывают существительные?
  • Назовите одушевлённые имена существительные.

             На какие две группы можем их разделить?

( имена сущ. и слова которые обозначают действие предмета)

4.   Постановка темы и целей урока.

- Слово лететь можно назвать существительным? Почему?

- А какая это часть речи?

На  какой вопрос отвечает?

- Что  обозначает?

- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?

- Зачем они нам нужны?

- Оживите текст

Весна. Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж в норе.

- О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему и цели  урока.

     - Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.  А почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать

Учитель. – Откройте учебник на стр. 68 , разберём упр. 116.

-  Рассмотрите рисунки.

Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.

(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)

- На какой вопрос отвечают эти слова?

-ЧТО ДЕЛАЕТ?

- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)

Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»

- А теперь, сравним  с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?

Дети читают правило в учебнике.

-Составим предложение по любому рисунку.

(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)

-Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.

(Мальчик моет посуду.)

-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)

-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)

5 . Работа по теме урока

1)  - Как   распознать глаголы в речи?  

- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим.

/Работа в парах/

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.

 (Справа на доске)

       1. Поставить к слову вопрос

      2. Узнать, что оно обозначает

  1. Определить часть речи

2) Самостоятельная работа.

На экране напечатано стихотворение:

- Прочитайте стихотворение.

Тают сугробы.

Утихли метели.

В садовую рощу

Грачи прилетели.

-Выпишите из текста глаголы, обменяйтесь тетрадями, проверьте: справился ли ваш товарищ с заданием, оцените его работу.

- Назовите глаголы, докажите.

2.Работа в группах

Раздаётся таблица (см. приложение), дети должны дописать в таблицу слова, определить, какой частью речи они являются и объяснить.

Приложение.

Кто как голос подаёт?

Лев

кошка

корова

Жук

ворона

заяц

Воробей

Свинья

змея

3. Работа по вариантам

 - Теперь, ребята, вы точно знаете, как кричат, рычат и поют птицы и звери, поэтому я думаю, легко справитесь с упражнением в учебнике  (стр.69, упр.118)

- Всё ли правильно написал Корней Иванович в своём произведении?

- Какие слова он перепутал?

-Давайте восстановим справедливость запишем стихотворение в тетрадь правильно;

  Работаем по вариантам:

1в - 1 столбик;

2в – 2 столбик.

Проверка.

6.ФИЗМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

7.Продолжение работы по теме урока

         1)Выполнение заданий по уровням

Самостоятельная работа 

- Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 )

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1)Берёза, пчела, лёгкий, малина.                                                                                                                              2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
боль - … , … .

- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.

- Проверим свою работу (Самоконтроль)

Слайд № 4

            2) Открытие новых знаний о глаголе и имени существительном

– Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом?

- Ваши гипотезы.

- Чтобы подтвердить одну из ваших гипотез, нам предстоит выполнить одно задание. Распределить и записать слова  в два столбика.

 1 столбик – имя существительное

2 столбик  – глагол

(У доски работают два человека.)

Слова для диктовки: пила, печь, жгут.

        Записи в тетрадях и на доске

Существительное                                          Глагол

 пила                                                   пила

   печь                                                     печь

  жгут                                                жгут

- Докажите, что слово пила – это существительное,

                                  - это глагол.

- Чтобы это доказать, что нужно сделать?

- Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)

8. Итог урока.

- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?

- Стали вы мудрее? В чём?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

- Что было трудным на уроке?

- Что было интересным на уроке?

-  Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе? Что ещё хотели бы узнать?

Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках.

9. Рефлексия.

- Какое у вас настроение в конце нашего урока?

- Оцените свою работу на уроке.

/У каждого на столе лист самооценки:

 !  – Молодец, всё выполнял верно.                                                                                              

+ - Хорошо, но есть  ошибки

 - Допускал много ошибок, нужно ещё   поработать.

Домашнее задание.  Стр.69 упр.119

Приложение 2

  !       Молодец, всё выполнял верно.                                                                                              

  +       Хорошо, но есть  ошибки

  -        Допускал много ошибок, нужно ещё   поработать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 класс Федоренко Ирина Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Колонтаевская СОШ» 2018 уч.год

Слайд 4

Буква е

Слайд 7

Физкультминутка

Слайд 8

1 уровень 2 уровень 3 уровень Определить к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый. - Как вы определяли часть речи? Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 1)Берёза, пчела, лёгкий, малина. 2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 3) Думает, считает, ученик, знает. Как вы находили лишнее слово? Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. веселье – … , … . шум – … , … . боль - … , … . - Как вы подбирали однокоренные слова?

Слайд 9

1 уровень 2 уровень 3 уровень День, друг – имя существительное, хорошая, смелый – имя прилагательное, думает – глагол. 1)Берёза, пчела, лёгкий, малина. 2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 3) Думает, считает, ученик , знает. веселье – весёлый, веселить; шум – шумный, шуметь; боль – больной, болеть .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: « Что такое имя существительное?»

Цель: сформировать грамматическое понятие «имя существительное», познакомить с обобщённым лексическим значением  имён  существительных.Задачи:Коррекционно – развивающие:...

Разработка урока по русскому языку на тему: "Что такое антонимы?"

Закрепление знаний по теме: "Что такое антонимы?"...