Разработка по русскому языку 1 класс "Закрепление первоначальных орфографических навыков. Составление и запись предложений"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Авдеева Надежда Михайловна

Разработка по русскому языку 1 класс "Закрепление первоначальных орфографических навыков. Составление и запись предложений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz_no5.docx44.56 КБ
Файл 5.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс  1                      

Предмет: Русский язык

Учитель

Авдеева Н.М.

Дата

6.02.2018г.

Тема урока

Закрепление первоначальных орфографических навыков. Составление и запись предложений.

Тип урока

Урок закрепления и обобщения   предметных навыков, овладения предметными умениями

Педагогическая цель

 создать условия для закрепления знаний, полученных на предыдущих уроках

Задачи урока

  • отработка умения выделять группы слов-названий, слов-указателей и слов- помощников, тренировки в записи под диктовку, правильном оформлении предложений и слов в письменной речи;
  • развивать умение рассуждать при выполнении заданий;
  • повышать культуру речи и грамотность,
  • развивать мыслительные операции (анализировать, делать выводы).
  • создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

Универсальные
учебные
действия
(метапредметные)

Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,

 -находить нужную информацию в материалах учебника, пользоваться ею. (П-1.)

-анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, классифицировать, моделировать, обобщать материал. (П-2.)

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

 - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

 - выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, отвечать на вопросы персонажей учебника, участвовать в совместных действиях. (К.)

Личностные:

- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, сознательное отношение к своей речи, контроль за ней, понимание необходимости говорить понятно, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. (Л.)

Технологии

ИКТ, игровая,  здоровьесберегающая.  

Методы  обучения

 По источнику знаний:

  • словесные (беседа - взаимодействие, осуществление обратной связи и развитие устной речи учащихся);
  • наглядные;
  • практические.

По степени взаимодействия учителя и учащихся:

  • беседа;
  • самостоятельная работа.

По характеру познавательной деятельности:

  • репродуктивные;
  • частично-поисковые;
  • постановка проблемы, поиск решений, подтверждений выдвинутых предположений;
  • методы стимулирования;

-создание ситуации успеха, поощрения.

Основные понятия, термины

Звуки, буквы, речь

Ожидаемый результат

Предметные: выполняют письмо по памяти, конструируют и записывают предложение из слогов, соблюдая правила правописания слов и оформления предложения на письме, графический диктант, составляют ответы на вопросы по теме «Речь устная и письменная», «Звуки и буквы», осуществляют запись текста под диктовку.

Личностные: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, взаимодействуют со сверстниками при выполнении учебных заданий, проявляют познавательный интерес.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, проявляют начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные: общеучебные - участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, структурируют знания, читают формулировки вопросов и заданий в упражнениях; логические - осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения.

Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Организация пространства

Формы   обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные (цифровые) ресурсы

Учебник, презентация, мультимедиапроектор, индивидуальные карточки, сигнальные карточки

        Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный момент.

Цель: мотивировать школьников на изучение темы, создание проблемной ситуации; выполнение действий для приобретения недостающих знаний; организовать деловой ритм работы, проверить готовность учащихся к уроку; создание ситуации успеха.

Слайд №2

Слайд №3,4

Знать хотят про все на свете

Любознательные дети?!

- А что необходимо нам для успешной работы на уроке?  

- На уроке наши глаза внимательно

смотрят и всѐ… видят.

- Уши внимательно слушают и всѐ… слышат.

- Голова хорошо … думает.

Правила посадки при письме

Оформляем работу в тетради.

  • Каким вы хотите увидеть сегодня урок?
  •  что же нас сегодня всех объединило?

Дают установку на важность учения

-Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка.

Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные умения:

- учиться работать в группе, договариваться с одноклассниками, слушать и понимать речь других

Этап актуализации опорных знаний

Цель: актуализировать знания о предложении, об интонации, таким образом подвести детей к постановке учебной проблемы.

Слайд №5

Словарная работа

  • Вспомним написание словарных слов
  • Отгадайте загадки.

Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый? (Воробей)

 Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает. Собака

Весело хвостом виляет,
Во дворе с детьми играет. 
Вот и  тапки уволок...
Озорник у нас? ...(Щенок)

  • Как одним словом можно назвать слова? (Животные)
  • Запишите это слово, выполните задание словарного диктанта.

Повторение о речи

  • Прочитайте название раздела, по которому мы работали.
  • Вспомним, что мы теперь знаем об устной и письменной речи.
  • А от какого слова произошло слово устнаая?  (От слова уста)
  • Какую речь называют письменной? (Письменная речь – пишем и читаем)
  • Какой речью пользовались сейчас? (Устной)
  •  Из чего же состоит наша речь? (Из предложений)
  • Что знаем о прдложении?
  • Как на слух определить границы предложений? (Делаем короткие паузы)
  • Как пишем слова – помощники? (отдельно)
  • Как узнать, когда буквы входят в слово, а когда они сами – целые слова? (надо попробовать  в опасном месте добавить слово. Нельзя – нет слова – помощника; можно – оно есть и пишется отдельно)

Отгадывают загадки и пишут словарные слова

Речь устная и письменная

Вспоминают изученный материал

Коммуникативные  умения:

- слушать и понимать речь других

Регулятивные умения:

- учиться высказывать свое предположение

Познавательные умения:

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для установления  учебной проблемы

Постановка  цели урока

Цель: включить учеников в учебную ситуацию, мобилизировать умственную активность;  стимулировать осознанное желание самостоятельно поставить учебную задачу.

Слайд №6

  • Что мы сейчас делали?

Кто догадался,  чему будем учиться на уроке? (будем повторять и закреплять)

  • Сегодня мы повторим и закрепим наши знания о словах, будем тренироваться в записи слов и предложений под диктовку и по памяти.

Повторяли изученное о речи

Выводят тему урока

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование темы урока и познавательной цели 

Учебно-познавательная деятельность.

Цель: учить выполнять учебные задания в паре и группе; согласовывать позиции и находить общее решение; выполнять самопроверку и взаимопроверку; формировать речевые высказывания и аргументировать свое мнение.

Слайд №7

Слайд №8

 Повторение. Выполнение практических заданий.

  1. П и с ь м о по памяти.

Запись на доске

 Дарья дарит Дине дыни.

  • Прочитайте скороговорку. Объясните правописание слов.
  • Что интересного заметили? (Все слова на букву Дд.) 
  • Есть ли в этом предложении слова-помощники? (Нет.) 
  • Запишите предложение по памяти.

  • Разделите слова на слоги вертикальной чертой.

  • Подчеркните заглавную букву.
  • Сколько прописных букв в предложении?
  •  Какое правило вы применили, записывая предложение?

  1. Графический диктант.
  • Запишите предложения, обозначая слова каждого предложения

черточками.

 Тает, сияет луна в облаках.

Яблони в белых кудрявых цветах.

И. Бунин

  • Есть ли в этих предложениях слова-помощники?
  • Почему важно научиться сознавать их как отдельные слова?
  1. У пражнение-игра «Лесенка». Карточка №1
  • Что вы заметили при чтении?
  • Отделите слова друг от друга чертой.
  • Что у вас получилось? (Предложение.)
  •  Сколько слов в этом предложении?
  • Разве это предложение?
  • Чего здесь не хватает? (Первое слово в предложении надо писать с большой буквы, в конце предложения поставим точку.)
  • Обратите внимание на написание имени собственного. Исправьте ошибки.
  • Запишите правильно предложение.

Работают над скороговоркой

Анализируют данные слова

Записывают по памяти

Слушают предложение. Выполняют графическую запись

 Первый раз (по указке) дети читают слоги без пауз. Второй раз читают слоги с соблюдением пауз между словами.

Работают по карточке

Дети считают, вставляя палочки. Учитель отделяет мелом на лесенке слова.

Познавательные умения:

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- высказывать предположения.

Коммуникативные умения:

- использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;

- формулировать собственное мнение;

- строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога;

Регулятивные умения:

- ориентироваться  в разных способах выполнения задания;

- контролировать процесс выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

- учиться работать в группе, договариваться с одноклассниками, слушать и понимать речь других

Физминутка

Раз - два - три - четыре,

Три - четыре - раз - два!

(Ходьба на месте.)

Это кто шагает в ряд?

Первоклассников отряд.

Всем, всем - добрый день!

(В ходьбе продвигаемся вперед, стоя в колонне друг за другом.)

Прочь с дороги нашей лень!

(Не поворачиваясь, в ходьбе продвигаемся обратно к своим местам.)

Не мешай трудиться.

(Замедляя шаг, остановиться.)

Будем знанья получать И здоровье укреплять!

(Через стороны поднять и опустить руки.)

Обобщение изученного

Слайд № 9

Слайд №10

1.Запись текста под диктовку.

Шура и Петя одни. В этот вечер папа и мама ушли к соседям в гости. (По Е. Чарушину.)

(15 слов.)

Обратите внимание на запись сочетания -cm- в слова

 «гости».

 Коллективная работа над заданием

  1. Рассматривание рисунка-подсказки.
  • О каких «кирпичиках» идёт речь?

  1. Вписывание нужных слов (звуки, буквы) с использованием рисунков-подсказок.
  • Что вы знаете о звуках и буквах? (В устной речи мы произносим звуки, а в письменной речи эти звуки соотносим с определенными буквами.)
  • Давайте вспомним, к примеру, какие звуки обозначаются буквой д.
  • К нам в гости пожаловал Буратино. Он принес загадки. В отгадках найдите знакомые звуки [д], [д’]. С помощью сигнальных карточек определите, какой звук [д] - мягкий или твердый.
  • Много рук, одна нога. (Дерево.)

Дети показывают «зеленый кружок» - [д ’].

  • Почему вы показываете зеленый кружок? (Звук [д ] - мягкий, так как за ним стоит гласный, выполняющий «работу» по обозначению мягкости согласного.)
  • Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь.)
  • Я мохнатый, я кудрявый.

Я зимой под каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Под костром и пароходом.

Но нигде, нигде меня

Не бывает без огня. (Дым.)

  • Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит.

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

  • Буратино рад. Все загадки отгадали.

1 группа учеников списывает с опорой на памятку

2 группа учеников пишет предложение под диктовку

Составляют слова – звуки, буквы

Вставляют слова

У детей сигнальные карточки, где одна сторона зеленая, другая синяя, соответственно обозначающие мягкие и твердые согласные.

Личностные умения:

- осознать ценность родного языка и его значимость для общения;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Регулятивные умения:

 ориентироваться  в разных способах выполнения задания; контролировать процесс выполнения учебного задания.

Работа над каллиграфией.

  • Какая основная задача стоит перед нами на уроках русского языка? (Правильное, безошибочное письмо)
  • Вы должны писать не только безошибочно, но ещё красиво и аккуратно.
  • Внимательно посмотрите на свою работу и найдите ту букву, которая, на ваш взгляд, получилась самой красивой, правильной и аккуратной из всех. Обведите эту букву в кружок.
  • А теперь найдите ту букву, которая «просит о помощи», т.е. сегодня она вам не удалась. Подчеркните её. Уделите этой букве минуточку внимания. Пропишите эту букву у себя в тетради. Но сначала вспомните из каких элементов состоит эта буква.

Анализируют своё письмо.

Прописывают красиво и правильно букву

Подведение итогов урока

Цель: Организовать фиксацию нового содержания,  изученного на уроке

Слайд №11

Слайд №12

  • Прочитайте название той части учебника, с которой шла работа. (Речь письменная и устная.)
  • Чем был полезен урок?
  • Что было интересного на уроке?
  • В чём возникали трудности?
  • Как их будем преодолевать?

Пословица.  Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
Объясните значение пословицы.

Оцените, чему вы научились на уроке:

 Я научился (лась) … .

 Я понял (а) … .

 Я смогу … . 

Подводят итог урока

Отвечают на вопрос

.

УДД:

личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом).

Карточка №1

image2

Карточка №2

Шура и Петя одни. В этот вечер папа и мама ушли к соседям в гости.

Список использованной литературы:

  1. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. « К тайнам нашего языка» в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
  2. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс в трёх частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2015г.
  3. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс.  – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г.

     4.Загадки – сайт для мам малышей «Ну, мама!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

7 февраля. Классная работа. 1 Текст надписи

Слайд 2

Знать хотят про всё на свете Любознательные дети?! видят слышат думает

Слайд 3

ВОТ ТАК ПРАВИЛЬНО! 3

Слайд 4

ВОТ ТАК ПРАВИЛЬНО! 4

Слайд 5

5 Словарные слова В о р о бей С о бака Щ е нок Животные -

Слайд 6

6 Закрепление умения определять границы слов и предложений, оформлять их при письме

Слайд 7

7 ко за зин ка чи та ет га зе ту Игра «Лесенка»

Слайд 8

8 оза инка читает газету к К з З .

Слайд 9

9 ы и у б з в к «Кирпичики» устной речи - звуки «Кирпичики» письменной речи - буквы

Слайд 10

10 Загадки

Слайд 11

11 Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется

Слайд 12

Я запомнил, что… Меня удивило, что… Я смогу …. 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"

Урок  представляет  собой мини-исследование  традиций  и  обычаев русского  народа.  На  материале  публицистических  статей  учащиеся  полу...

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

Разработка по русскому языку по теме "Предложение. Второстепенные члены предложения"

Урок русского  языка во втором классе по УМК "Школа России", по учебнику В.П. Канакиной....

Составление и запись предложений с предлогами

Урок русского языка по  теме: Составление и запись предложений с предлогами...

Методическая разработка по русскому языку " Упражнение в письме букв, соединений слов и предложений"

Методическая разработка по русскому языку " Упражнение в письме букв, соединений слов и предложений"...