Конспект урока по русскому языку с использованием Технологии СДО
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Горбунова Наталья Николаевна

 

Технологическая карта урока

ФИО: Горбунова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов                                                                                               

МБОУ «Ермаковская СОШ №2»

Предмет: русский язык

Класс :  3

Тема

«Правописание слов  безударными гласными в корне. »

Цель

Учащийся научатся определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове.

Задачи

УУД

 

I. Образовательно – развивающая

1.1      организовать деятельность учащихся по изучению роли ударения в словах.                                                                                                                                      Применение опорных понятий: гласные буквы, ударение,

 1.2    создать содержательные и организационные условия для развития познавательных учебных действий: определение понятий, деления, обобщения, и ограничения. Формулирование  вопросов – понятий (карточка № 1), вопросов – суждений (карточка № 2), умозаключений; регулятивных УУД (контроль, оценка, самооценка); коммуникативных УУД (умение работать в группе, выслушивать мнения одноклассников, готовить выступления  от группы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме)

 1.3   актуализировать личностный смысл правильного употребления в речи ударения, проявлять познавательный интерес к новому знанию

  II. Воспитательная                                                                                       Формирование научного мировоззрения на основе философских категорий: общее -особенное; единство – многообразие, причина – следствие.

Планируемые результаты

Предметные:                                                                                                                                                  Знать:                                                                                                                                                   - роль ударения в речи;                                                                                                                                               - признаки ударения, его разноместность, подвижность

Уметь:                                                                                                                                                   - находить ударный и безударный гласный

– анализировать состав слова, выделять в нём корень

– подбирать однокоренные слова

– образовывать формы слова

– определять вид орфограммы в корне слова

– подбирать проверочные слова для безударных гласных в корне слова

– приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безуд.гласными в корне

Метапредметные:                                                                                                                                                                         - участвовать в простой кооперации, сложной, строить беседу с учетом ситуации общения, составлять  устные монологические высказывания;

– анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

– строить логическую цепь рассуждений

– устанавливать причинно-следственные связи

– осуществлять подведение под понятие (формулировать определение понятия)

– осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Тип урока

обучающий

Педагогические технологии

СДО (способ диалектического обучения,) проблемное обучение.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Формы учебной работы:

фронтальная форма обучения, групповая  форма обучения (кооперация), индивидуальная форма обучения.   

Ресурсы

1.Карточки для работы в группах.                                                                 2.Презентация

Заявка на оценку: ( в классе 20 обучающихся)         

«5» -  17 баллов и больше                                                                                              

 «4» -  14  баллов – 16 баллов                                                                                               

 «3» -  10 баллов –   13 баллов                                                                                      

 Дополнительные  баллы:                                                                                                 

Ответ на вопрос – понятие – 1 балл.                                                                            

Ответ на вопрос – суждение  – 1-2 балла.

Выступление от группы - 2 балла.

Возражение – 1 балл.

Дополнение – 1 балл.

За скорость - 1 балл.

Осанка – 1 балл.

Нарушение дисциплины минус 1 балл.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

I.

Оргмомент

 

 

1.1.

1слайд

 

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1 – 2, письменных принадлежностей)

Приветствие. Весь класс.

Добро пожаловать в наш дом,

Мы рады всем гостям.

О том, как учимся , живём, 

Сейчас расскажем Вам.

Урок русского языка.

15 сек.

Приветствие гостей.

Настраиваются на работу и её положительный результат

 

1.2.

2слайд

 

Знакомство обучающихся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)

-Запланируйте, какую оценку вы хотите получить в конце урока, поставьте её в тетради  на полях напротив даты и обведите в кружок. В конце урока посмотрим, кто достиг желаемой оценки.

Желаю всем удачи!

30 сек.

Самоопределение

Осуществляют самооценку

готовности к уроку.

 

II

2.1

3слайд

4слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

3.1

5слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение в тему урока

Работа в тетрадях.

Дата. Классная работа.

Минутка красивого письма.

а о и е я

-Что записано на доске?

-Что обозначают эти  гласные буквы?

-Задайте вопрос- понятие (картока №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 -На какие две группы можно разделить эти буквы?                                    

 

 

 

 

 

- Почему именно  эти гласные буквы я вам написала на доске?

 

 

- В какой части слова надо проверять безударную гласную?

-Задайте вопрос- понятие (картока №1)

 

 

 

 

-Чем надо проверять безударную гласную?

-Задайте вопрос- понятие (картока №1)

 

 

Задание №1.                                         

-Запишите  гласные  буквы  в рабочую тетрадь . Самооценка:                                 - Оцените себя за правильность 1 балл  и аккуратность 1 балл.

Словарная работа.

Задание №2

Запишите  слова в тетрадь,вставляя пропущенную букву, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную

С..рока, сн...гирь, в...рона. 

А. Индивидуальный  труд        В. Фронтальная проверка            С.  Самооценка:                                – За каждую верно вставленную букву поставьте по 1 баллу (максимально вы можете получить за выполнение данного задания 3 б.)

 Задание №3

-Найдите "лишнее" слово подчеркните его , результат сравнения сформулируйте  с помощью карточки №3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, какая тема  урока?

 

 

 

-Исходя из темы урока задайте вопрос- понятие(карточка -№1)

 

 

 

-Кто  ответит на этот вопрос?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Предположите, чему мы должны научиться на уроке.

 

 

 

 

-Каким образом  нужно проверять безударную гласную?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Давайте проверим, правильно ли вы рассказали правило

5 мин.

 

 

 

 

1балл

 

1балл

 

1балл

 

 

1балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1балл

 

 

 

 

 

 

1балл

 

 

 

1балл

 

 

1балл

 

 

 

 

 

1балл

 

1балл

 

1балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 балла

 

 

5мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 балла

 

 

 

1балл

 

 

 

 

 

1 балл

 

 

 

1 балл

 

 

 

 

 

1 балл

 

 

 

 

1 балл

 

1 балл

 

 

 

1 балл

 

 

 

 

1 балл

 

 

 

 

 

 

1 балл

 

 

 

 

 

1 балл

 

-Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.

 

                                                                                                    

– А о и е я – гласные буквы.

– Гласные буквы обозначают гласные звуки.

-Что называется гласными звуками?

-Гласными звуками называются  звуки речи, которые при произношении образуются с помощью потока воздуха , проходящего свободно, в результате чего слышится голос.

1.ударные, безударные,                       2. а,о,и-имеют один звук,      е, я- два звука,                        3.образуют  слог, необразуют слог.                          4.а,о, -твердят предшествующую согласную, е,я, и - смягчают согласную.

-Потому, что в написании этих гласных букв чаще всего допускаются ошибки.Эти гласные требуют проверки .

 

-Безударную гласную надо проверять в  корне слова.

 

Что такое корень слова?

Корень слова-это главная значимая часть слова , в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

 

Проверяем ударением.

Что является ударением?                -Ударение – выделение слога или слова силой голоса или повышением голоса.

 

Записывают гласные буквы в рабочую тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лишнее слово— снегирь,  по сравнению с другими словами  это слово с проверяемой  безударной гласной  в корне слова ,можно подобрать проверочное слово - снег, а сорока, воробей -  это слова  с непроверяемой гласной в корне слова. (словарные слова), (непроверяемые орфограммы)

 Лишнее слово – снегирь, т.к. в нём 7 букв, а в остальных по 6.

Лишнее слово – снегирь, т.к. в словах сорока, ворона  есть буквосочетание -оро-, а в слове снегирь нет.

 

Тема урока – Правописание слов с безударной гласной в корне слова.

 

1.Что называется безударной гласной?

2.Что называется непроверяемой безударной гласной?

 

1.Безударная гласная-гласная, которая произносится с меньшей силой голоса.

2. Непроверяемая безударная гласная- безударная гласная, которую нельзя проверить ударением, определяется по орфографическому словарю.

 

-Научиться правильно писать слова с безударной гласной и подбирать проверочные слова.

 

 

Чтобы правильно написать слово с безударным гласным  (а, е, и, о, я) в корне, нужно слово  изменить так, чтобы безударный стал ударным  или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

 

 

Весь класс правило проговариет в слух.

3.2

 

 

 

 

 

 

 

3.3

8слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9слайд

 

 

 

 

 

 

 

3.5

10-слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6

11- слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

12- слайд

 

 

 

 

 

 

VI

13- слайд

 

 

 

 

 

 

 

14-слайд

Работа по теме урока

Распознавание безударной гласной в  словах  с проверяемыми  и непроверяемыми безударными гласными в корне.

 

Орфографическая разминка.

Задание № 4.

Покажите  сигнальной карточкой, какую  безударную гласную  надо вставить в слово и обоснуйте свой ответ.

В...зать- вяжет,в...сло - вёсла,  т...жёлый - т...жесть св...ча- свечи, фонарь.

-Почему вставили букву "я"?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- К слову «фонарь » можно подобрать проверочное слово?

--Какой вывод можно сделать?

Где можно проверить  правильное написание этого слова?

 

Задание № 5. Работа в парах.

- Найдите в орфографическом словаре как правильно пишется слово «фонарь »

А) Индивидуальный  труд                                      В) Фронтальная проверка                    С) Самооценка:

За каждую правильную букву 1 балл, кто обосновал свой  ответ 1 балл, кто нашёл в орфографическом словаре слово «фонарь»1балл,  

за скорость 1 балл

 

Физминутка:

 Какие гласные требуют проверки?

Давайте нарисуем их в воздухе (логтём- и, ногой -е, носом-я, глазами -о, пальчиком -а.

 

Задание №6

Индивидуальный труд.

Прочитайте предложение.

У Толи братишка пломбир весь сл..зал, пока тот с друзьями с забора сл...зал.

Поставьте ударение в словах с пропущенной буквой, выделите корень, вставьте пропущенные буквы, подберите и запишите проверочные слова.

А) Инд. труд                                        В) Фронт.проверка

Какие слова произносятся одинаково?

 -Как называются безударные гласные одинаковые по смыслу слова?

С) Самооценка:

За правильно вставленные 2 буквы - 2 балла, кто обосновал свой  ответ 2 балла.

 

Работа по логической схеме.

Задание №7.

Рассмотрите внимательно логическую схему .                          В логической схеме найдите место единичным  примерам.

1.  М...сква

2.  к...вёр  -  ...  .

3.  ст...рать (вещи)    ...     -  ст...рать  (с  доски)  ...

4.  г...ра   -      ...     .

5.  школа

 

1)Индивидуальный труд.

2)Простая кооперация: Задание:

-Обсудите  в группах результаты индивидуального труда, и подготовьте выступление.

- Закончив обсуждение, выступающие могут выходить к доске и записывать слова.

1 гр.- школа

2 гр. -гора - горы

3 гр. -ковёр - коврик

4гр. - стиреть - стереть

5 гр. - Москва

3) Сложная кооперация:

- Сформулируйте  вопрос-суждение (карточка №2), который будет доказательством в правильности выполнения этого задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка:  

Кто правильно написал пример к логической схеме, получает 5  баллов.                                

Кто правильно доказал у доски  за каждое правильное слово 1 балл.

За вопрос-суждение 2 балла

 

 

Итог урока.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

Мы достигли этой цели?

-Вернемся к теме нашего  урока.

-Каким образом безударную гласную нужно проверять в корне слова?

Подсчет  баллов.

Сосчитайте свои баллы, оцените сами себя в соответствии с заявкой на оценку.

Кто получил  оценку"5" поднимите руку. и т.д.

У кого совпала оценка с той  оценкой, которую заявили на уроке.

Домашнее задание.

1.Написать мини сочинение на тему «Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.»  

2.Выписать 3слова с безударной гласной в корне слова и подобрать проверочное слово.                                  3. Составить вопрос-суждение (карточка №2).

 

Спасибо вам, ребята,

Вы славно потрудились,

Вы много повторили

И многого добились.

Ушла неразбериха-

Вы навели порядки.

И пусть всегда ПОРЯДОК

Живёт у вас в тетрадках.

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1балл

 

 

 

 

 

 

 

 

1 балл

 

 

 

 

 

1 балл

 

 

1 балл

 

 

1 балл

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 баллов

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 балл

 

 

1 балл

 

 

 

 

4 балла

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

5 баллов

 

 

 

 

 

 

1балл

 

 

 

 

 

1 балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В  слове  «вязать»   вставляю безударную гласную  «я», проверочное слово  «вяжет »

« вязать» - безударная гласная  «я», проверим  "        «вязка»

 

-В слове  «фонарь » непроверяемая безударная гласная  (словарное слово)

 

 

– К слову «фонарь » нельзя подобрать проверочное слово.

-Не все безударные гласные в корне можно проверить.

- В учебнике,

в орфографическом словаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требуют проверки гласные

а о и е я.

 

 

 

 

 

 

 

У Толи братишка пломбир весь слизал, пока тот с друзьями с забора слезал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слизал - лижет; слезал - слез.

-Чередующие гласные, написание которых зависит от смысла слова.(произносятся одинаково,  а пишутся по - разному.)

 

 

 

 

См. слайд №11

 

 

Выступление от группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос-суждение (карточка №2).2балла

- Как доказать, что в слове «...» пишется безударная  гласная  «...» ?

-Чем объяснить, что в слове «...» пишется безударная  гласная  «...»?

 

Ответ

- В слове «...»   безударная гласная «...», чтобы проверить безударные гласные  нужно подобрать   проверочное   слово  «...», под ударением слышится «...» , значит  и в слове  «...»  пишется «...» .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Научиться правильно писать слова с безударной гласной и подбирать проверочные слова.

 

Чтобы правильно написать слово с безударным гласным  (а, е, и, о, я) в корне, нужно слово  изменить так, чтобы безударный стал ударным  или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

                                                                       

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО: Горбунова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов                                                                                               МБОУ «Ермаковская СОШ №2»

Предмет: русский язык

Класс :  3

Тема

«Правописание слов  безударными гласными в корне. »

Цель

Учащийся научатся определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове.

Задачи

УУД

I. Образовательно – развивающая

1.1      организовать деятельность учащихся по изучению роли ударения в словах.                                                                                                                                      Применение опорных понятий: гласные буквы, ударение,

 1.2    создать содержательные и организационные условия для развития познавательных учебных действий: определение понятий, деления, обобщения, и ограничения. Формулирование  вопросов – понятий (карточка № 1), вопросов – суждений (карточка № 2), умозаключений; регулятивных УУД (контроль, оценка, самооценка); коммуникативных УУД (умение работать в группе, выслушивать мнения одноклассников, готовить выступления  от группы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме)

 1.3   актуализировать личностный смысл правильного употребления в речи ударения, проявлять познавательный интерес к новому знанию

  II. Воспитательная                                                                                       Формирование научного мировоззрения на основе философских категорий: общее -особенное; единство – многообразие, причина – следствие.

Планируемые результаты

Предметные:                                                                                                                                                  Знать:                                                                                                                                                   - роль ударения в речи;                                                                                                                                               - признаки ударения, его разноместность, подвижность

Уметь:                                                                                                                                                   - находить ударный и безударный гласный

– анализировать состав слова, выделять в нём корень

– подбирать однокоренные слова

– образовывать формы слова

– определять вид орфограммы в корне слова

– подбирать проверочные слова для безударных гласных в корне слова

– приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безуд.гласными в корне

Метапредметные:                                                                                                                                                                         - участвовать в простой кооперации, сложной, строить беседу с учетом ситуации общения, составлять  устные монологические высказывания;

– анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

– строить логическую цепь рассуждений

– устанавливать причинно-следственные связи

– осуществлять подведение под понятие (формулировать определение понятия)

– осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Тип урока

обучающий

Педагогические технологии

СДО (способ диалектического обучения,) проблемное обучение.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Формы учебной работы:

фронтальная форма обучения, групповая  форма обучения (кооперация), индивидуальная форма обучения.   

Ресурсы

1.Карточки для работы в группах.                                                                 2.Презентация

Заявка на оценку: ( в классе 20 обучающихся)                                                                                                               «5» -  17 баллов и больше                                                                                                «4» -  14  баллов – 16 баллов                                                                                                «3» -  10 баллов –   13 баллов                                                                                       Дополнительные  баллы:                                                                                                  Ответ на вопрос – понятие – 1 балл.                                                                            Ответ на вопрос – суждение  – 1-2 балла.

Выступление от группы - 2 балла.

Возражение – 1 балл.

Дополнение – 1 балл.

За скорость - 1 балл.

Осанка – 1 балл.

Нарушение дисциплины минус 1 балл.

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

I.

Оргмомент

1.1.

1слайд

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1 – 2, письменных принадлежностей)

Приветствие. Весь класс.

Добро пожаловать в наш дом,

Мы рады всем гостям.

О том, как учимся , живём,  

Сейчас расскажем Вам.

Урок русского языка.

15 сек.

Приветствие гостей.

Настраиваются на работу и её положительный результат

1.2.

2слайд

Знакомство обучающихся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)

-Запланируйте, какую оценку вы хотите получить в конце урока, поставьте её в тетради  на полях напротив даты и обведите в кружок. В конце урока посмотрим, кто достиг желаемой оценки.

Желаю всем удачи!

30 сек.

Самоопределение

Осуществляют самооценку

готовности к уроку.

II.  

2.1

3слайд

4слайд

III.

3.1

5слайд

6слайд

7слайд

Введение в тему урока

Работа в тетрадях.

Дата. Классная работа.

Минутка красивого письма.

а о и е я

-Что записано на доске?

-Что обозначают эти  гласные буквы?

-Задайте вопрос- понятие (картока №1)

 -На какие две группы можно разделить эти буквы?                                    

- Почему именно  эти гласные буквы я вам написала на доске?

- В какой части слова надо проверять безударную гласную?

-Задайте вопрос- понятие (картока №1)

-Чем надо проверять безударную гласную?

-Задайте вопрос- понятие (картока №1)

Задание №1.                                         

-Запишите  гласные  буквы  в рабочую тетрадь . Самооценка:                                 - Оцените себя за правильность 1 балл  и аккуратность 1 балл.

Словарная работа.

Задание №2

Запишите  слова в тетрадь,вставляя пропущенную букву, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную

С..рока, сн...гирь, в...рона.  

А. Индивидуальный  труд        В. Фронтальная проверка            С.  Самооценка:                                – За каждую верно вставленную букву поставьте по 1 баллу (максимально вы можете получить за выполнение данного задания 3 б.)

 Задание №3

-Найдите "лишнее" слово подчеркните его , результат сравнения сформулируйте  с помощью карточки №3. 

- Как вы думаете, какая тема  урока?

-Исходя из темы урока задайте вопрос- понятие(карточка -№1)

 

-Кто  ответит на этот вопрос?

- Предположите, чему мы должны научиться на уроке.

-Каким образом  нужно проверять безударную гласную?

-Давайте проверим, правильно ли вы рассказали правило

5 мин.

1балл

1балл

1балл

1балл

1балл

1балл

1балл

1балл

1балл

1балл

1балл

1балл

2 балла

5мин

3 балла

1балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

-Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.

                                                                                                   

– А о и е я – гласные буквы.

– Гласные буквы обозначают гласные звуки.

-Что называется гласными звуками?

-Гласными звуками называются  звуки речи, которые при произношении образуются с помощью потока воздуха , проходящего свободно, в результате чего слышится голос.

1.ударные, безударные,                       2. а,о,и-имеют один звук,      е, я- два звука,                        3.образуют  слог, необразуют слог.                          4.а,о, -твердят предшествующую согласную, е,я, и - смягчают согласную.

-Потому, что в написании этих гласных букв чаще всего допускаются ошибки.Эти гласные требуют проверки .

-Безударную гласную надо проверять в  корне слова.

Что такое корень слова?

Корень слова-это главная значимая часть слова , в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Проверяем ударением.

Что является ударением?                -Ударение – выделение слога или слова силой голоса или повышением голоса.

Записывают гласные буквы в рабочую тетрадь.

Лишнее слово— снегирь,  по сравнению с другими словами  это слово с проверяемой  безударной гласной  в корне слова ,можно подобрать проверочное слово - снег, а сорока, воробей -  это слова  с непроверяемой гласной в корне слова. (словарные слова), (непроверяемые орфограммы)

 Лишнее слово – снегирь, т.к. в нём 7 букв, а в остальных по 6.

Лишнее слово – снегирь, т.к. в словах сорока, ворона  есть буквосочетание -оро-, а в слове снегирь нет.

Тема урока – Правописание слов с безударной гласной в корне слова.

1.Что называется безударной гласной?

2.Что называется непроверяемой безударной гласной?

1.Безударная гласная-гласная, которая произносится с меньшей силой голоса.

2. Непроверяемая безударная гласная- безударная гласная, которую нельзя проверить ударением, определяется по орфографическому словарю.

-Научиться правильно писать слова с безударной гласной и подбирать проверочные слова.

Чтобы правильно написать слово с безударным гласным  (а, е, и, о, я) в корне, нужно слово  изменить так, чтобы безударный стал ударным  или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Весь класс правило проговариет в слух.

3.2

3.3

8слайд

3.4

9слайд

3.5

10-слайд

3.6

11- слайд

IV

V

12- слайд

VI

13- слайд

14-слайд

Работа по теме урока

Распознавание безударной гласной в  словах  с проверяемыми  и непроверяемыми безударными гласными в корне.

Орфографическая разминка.

Задание № 4.

Покажите  сигнальной карточкой, какую  безударную гласную  надо вставить в слово и обоснуйте свой ответ.

В...зать- вяжет,в...сло - вёсла,  т...жёлый - т...жесть св...ча- свечи, фонарь.

-Почему вставили букву "я"?

- К слову «фонарь » можно подобрать проверочное слово?

--Какой вывод можно сделать?

Где можно проверить  правильное написание этого слова?

Задание № 5. Работа в парах.

- Найдите в орфографическом словаре как правильно пишется слово «фонарь »

А) Индивидуальный  труд                                      В) Фронтальная проверка                    С) Самооценка:

За каждую правильную букву 1 балл, кто обосновал свой  ответ 1 балл, кто нашёл в орфографическом словаре слово «фонарь»1балл,  

за скорость 1 балл

Физминутка:

 Какие гласные требуют проверки?

Давайте нарисуем их в воздухе (логтём- и, ногой -е, носом-я, глазами -о, пальчиком -а.

Задание №6

Индивидуальный труд.

Прочитайте предложение.

У Толи братишка пломбир весь сл..зал, пока тот с друзьями с забора сл...зал.

Поставьте ударение в словах с пропущенной буквой, выделите корень, вставьте пропущенные буквы, подберите и запишите проверочные слова.

А) Инд. труд                                        В) Фронт.проверка

Какие слова произносятся одинаково?

 -Как называются безударные гласные одинаковые по смыслу слова?

С) Самооценка:

За правильно вставленные 2 буквы - 2 балла, кто обосновал свой  ответ 2 балла.

Работа по логической схеме.

Задание №7.

Рассмотрите внимательно логическую схему .                          В логической схеме найдите место единичным  примерам.

1.  М...сква

2.  к...вёр  -  ...  .

3.  ст...рать (вещи)    ...     -  ст...рать  (с  доски)  ...

4.  г...ра   -      ...     .

5.  школа

1)Индивидуальный труд.

2)Простая кооперация: Задание:

-Обсудите  в группах результаты индивидуального труда, и подготовьте выступление.

- Закончив обсуждение, выступающие могут выходить к доске и записывать слова.

1 гр.- школа

2 гр. -гора - горы

3 гр. -ковёр - коврик

4гр. - стиреть - стереть

5 гр. - Москва

3) Сложная кооперация:

- Сформулируйте  вопрос-суждение (карточка №2), который будет доказательством в правильности выполнения этого задания.

Самооценка:   

Кто правильно написал пример к логической схеме, получает 5  баллов.                                

Кто правильно доказал у доски  за каждое правильное слово 1 балл.

За вопрос-суждение 2 балла

Итог урока.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

Мы достигли этой цели?

-Вернемся к теме нашего  урока.

-Каким образом безударную гласную нужно проверять в корне слова?

Подсчет  баллов.

Сосчитайте свои баллы, оцените сами себя в соответствии с заявкой на оценку.

Кто получил  оценку"5" поднимите руку. и т.д.

У кого совпала оценка с той  оценкой, которую заявили на уроке.

Домашнее задание.

1.Написать мини сочинение на тему «Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.»  

2.Выписать 3слова с безударной гласной в корне слова и подобрать проверочное слово.                                  3. Составить вопрос-суждение (карточка №2).

Спасибо вам, ребята,

Вы славно потрудились,

Вы много повторили

И многого добились.

Ушла неразбериха-

Вы навели порядки.

И пусть всегда ПОРЯДОК

Живёт у вас в тетрадках.

5 мин

1балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

3 мин.

5 баллов

2 мин

1 балл

1 балл

4 балла

5 мин.

3 мин.

5 баллов

1балл

1 балл

-В  слове  «вязать»   вставляю безударную гласную  «я», проверочное слово  «вяжет »

« вязать» - безударная гласная  «я», проверим  "        «вязка»

-В слове  «фонарь » непроверяемая безударная гласная  (словарное слово)

– К слову «фонарь » нельзя подобрать проверочное слово.

-Не все безударные гласные в корне можно проверить.

- В учебнике,

в орфографическом словаре.

Требуют проверки гласные

а о и е я.

У Толи братишка пломбир весь слизал, пока тот с друзьями с забора слезал.

- Слизал - лижет; слезал - слез.

-Чередующие гласные, написание которых зависит от смысла слова.(произносятся одинаково,  а пишутся по - разному.)

См. слайд №11

Выступление от группы.

Вопрос-суждение (карточка №2).2балла

- Как доказать, что в слове «...» пишется безударная  гласная  «...» ?

-Чем объяснить, что в слове «...» пишется безударная  гласная  «...»?

Ответ

- В слове «...»   безударная гласная «...», чтобы проверить безударные гласные  нужно подобрать   проверочное   слово  «...», под ударением слышится «...» , значит  и в слове  «...»  пишется «...» .

-Научиться правильно писать слова с безударной гласной и подбирать проверочные слова.

Чтобы правильно написать слово с безударным гласным  (а, е, и, о, я) в корне, нужно слово  изменить так, чтобы безударный стал ударным  или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Заявка на оценку: «5» - 17 баллов и больше «4» - 14 - 16 баллов «3» - 10 - 13 баллов

Слайд 3

Двадцать третье ноября. Классная работа. .

Слайд 4

Минутка чистописания. (2 балла)

Слайд 5

Задание 2. Прочитайте слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы . Поставьте ударение,выделите корень. (3 балла) С…рока, сн …гирь, в… рона . Словарная работа о е о

Слайд 6

Задание 3. Найдите «лишнее» слово, объясните свой выбор. Сорока, снегирь, ворона. Словарная работа

Слайд 7

Тема урока: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова»

Слайд 8

Правило Чтобы правильно написать слово с безударным гласным (а, е, и, о, я) в корне, нужно слово изменить так, чтобы безударный стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Слайд 9

Задание 4. Вставьте пропущенную букву . (5 баллов) в я жет в ё сла т я жесть св е чи в… зать - в… сло - т… жёлый - св … ча - ф… нарь - ф о нарь

Слайд 10

Физминутка А О И Е Я

Слайд 11

Задание 6. Прочитайте предложение, вставьте пропущенные буквы и допишите проверочные слова. Поставьте ударение,выделите корень. (2 б. + 2б.) У Толи братишка пломбир весь сл...зал , пока тот с друзьями с забора сл...зал . и е

Слайд 12

Гласные буквы а,о,и,е,я Ударные гласные Безударные гласные Гласные, проверяемые ударением Гласные чередующиеся Гласные непроверяемые Безударные гласные, проверяемые подбором однокоренных слов Чередующиеся гласные, написание которых зависит от смысла слова Безударные гласные, проверяемые посредством изменения формы слова Пример: ________ Пример: ________ Пример: ________ Пример: ________ Пример: ________ по отношению к ударению по принципу группирования по способу проверки по способу проверки

Слайд 13

Заявка на оценку: «5» - 17 баллов и больше «4» - 14 - 16 баллов «3» - 10 - 13 баллов

Слайд 14

Домашнее задание Задание 1 . Написать мини-сочинение на тему: «Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.» Задание 2 . Выписать три слова с безударной гласной. Задание 3 . Составить вопрос-суждение.

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с использование ЭОР для 3 класса "Части слова. Суффикс"

Тема и номер урока в теме  Части слова. Суффикс.(1 урок) Базовый учебник  Русский язык. 3 класс. Авторы: Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 1 часть .  1....

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР

Тема: "Изменение глаголов по временам"...

Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.

На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...

Конспект урока по русскому языку с использованием ИКТ

Тема урока "Кореь слова. Однокоренные слова". УМК "Школа России" 2 класс...

Конспект урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»

Задачи:1. Образовательные:формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами;выделять предлоги в потоке речи на слух;формировать навыки предложного управления;закреплять навыки о мног...

Конспект урока по русскому языку с использованием технологии интегрированного обучения.

Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударны слогахЦель:1.  Продолжить обучение написанию гласных в безударных слогах. 2. Развивать умения распознавать проверяемые и непроверяем...