Технологическая карта урока по теме Глагол с применением технологии СДО
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Горбунова Наталья Николаевна

                                                                                                                                         Горбунова Наталья Николаевна,

                                                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                                                         МБОУ «Ермаковская СОШ №2»  

                                                                                                                       Ермаковского района

                                                                                                                          Красноярского края     

 

Предмет: русский язык

 

Класс: 3

Тема: Глагол.

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. М. : Просвещение, 2013. 224 с.

Оборудование: проектор, компьютер, комплект карточек №1–6, раздаточный материал (карточки с заданиями), памятки.

I. Образовательно-развивающие цели:

1.1. Выведение (усвоение) новых понятий: настоящее время, прошедшее время, будущее время.

1.2.Применение опорных понятий: глагол, сказуемое .                                                            

1.3. Формирование универсальных учебных действий:

  • познавательные УУД:
    • анализ объектов с целью выделения   признаков глагола;
    • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации;
    • рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результатов деятельности;
  • коммуникативные УУД:
    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • регулятивные УУД :
    • контроль  в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

1.4. Формирование предметных умений:

  • отличать часть речи «Глагол»  от других частей речи;
  • определять время глагола;
  •  находить грамматическую основу предложения .

II. Воспитательные цели:

2.1. Формирование научного мировоззрения на основе философских категорий: общее – особенное – единичное; качество – количество; причина – следствие.

2.2. Формирование личностных УУД:

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • нравственно этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Заявка на оценку:

 «5» - 22 балла и выше

«4» - 17-21 баллов

«3» - 13-16 баллов

  • Умозаключение – 1 балл
  • Возражение - 1 балл
  • Дисциплина – 1 балл
  • Посадка – 1 балл

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

I.

Орг.момент

 

 

 

 

Проверка готовности уч-ся к уроку.

– Здравствуйте, ребята.                                                                                Приветствие.                                                                                                          Встали ровно ,подтянулись и  друг другу улыбнулись.                                                 На уроке будь старательным, будь спокойным и...(внимательным)                                                                                                Всё пиши, не отставая, слушай не ...(перебивая)                             Говорите чётко, внятно, чтобы было всё ... (понятно)                                Если хочешь отвечать, надо руку...(поднимать)                                                            - Вот с таким настроением мы и начнем наш урок русского языка.         -  Сегодня на уроке мы будем  рассуждать, высказывать своё мнение, делать выводы.
 

 

15 сек.

 

 

    

Настраиваются на работу и её положительный результат.

 

 

 

 

Слайд №1

 

 

- За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов.

- Баллы будете проставлять в тетради на полях.                                -Желаю всем удачи!

 

30 сек.

 

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на слайде)

 

                                     

 

II.

 

 

 

Чистописание.

П п

Путешествие                                                                                                                -Запишите эти буквы и слово  в тетрадь всю строку.                           - Оцените себя за правильность 1 балл  и аккуратность 1 балл.

 

Дата.  Классная работа.

 

2мин.

 

 

 

2 балла

 

 

 

 

 

 

Прописывают в тетрадях.

 

III.

Работа по теме урока

 

 

3.1.

Выявление структуры понятия «Глагол.»

 

 

 

Слайд №2

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №3

 

 

 

 

 

 

Слайд №4

 

 

 

 

 

 

Слайд №5

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №6

 

 

 

- Посмотрите на слайд.

Задание: найти лишнее слово и обосновать свой выбор.

Берёза, полянка, сверкать, дождинка.

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, какая тема  урока?

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока и  вопрос-понятие к теме урока. (карточка №1).

- Какой еще можно задать вопрос?

 

 

 

- Кто ответит на вопрос?

- Давайте проверим, правильно ли вы рассказали правило.

 

 

 

 

 

-  Вспомните структуру содержания понятия. 

Понятие = родовой признак + видовые признаки.

 

 

 

- Назовите в определении  глагола родовой признак.

 

 

- Назовите видовые признаки глагола.

 

 

 

 

 

На экране (цвет признаков меняется по мере называния их учащимися):

Глагол — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы  что делать? что сделать? что будет делать? что делал? что сделал? и обозначает действие предмета

 

5 мин                 1 балл

 

 

 

 

 

 

 

1 балл

 

1 балл

 

 

 

 

1 балл

 

 

 

 

 

 

1 балл

 

 

 

1 балл

 

 

1 балл

 

 

 

 

 

 

 

- «Лишнее» слово сверкать, т.к. является частью речи глаголом потому, что отвечает на вопрос что делать? и обозначает действие предмета.

- Слова береза, полянка, дождинка это имена существительные, т.к. отвечают на вопрос что? и обозначают предмет.

 

 

 

- Сегодня мы будем изучать часть речи глагол.

- Что называется глаголом?

- Что такое глагол?

- Что является глаголом?

и т.д.

 

 

- Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? Что будет делать? что сделает? и обозначает действие предмета.

 

 

- В содержании понятия обязательно указываются родовой  и видовые признаки.

 

 

 

-Родовой признак глагола – самостоятельная часть речи.

 

- Видовые признаки глагола  –  отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? что делал? что сделал? и обозначают действие предмета.

 

 

3.2

 

Слайд №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №8-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распознавание глагола среди других частей речи.

Задание:

1.Выписать глаголы

2.Добавьте  два  своих глагола

Весёлый, поход, строить, лужок, петь, алый, игрушечный, праздник, играть.

1)Индивидуальный труд.

2)Простая кооперация: обсудите в группах результаты индивидуального труда, и подготовьте выступление:

I, V группы — обсуждают выписанные глаголы и готовятся доказывать, что они выписали глаголы;

II, III, IV группы — обсуждают глаголы, которые составили сами и представляют их;

- Закончив обсуждение, выступающие могут выходить к доске и записывать глаголы.

3) Сложная кооперация:

 

 

 

- Ребята, сформулируйте такой вопрос-суждение (карточка №2), ответ который будет обоснованием правильности выполнения задания.

- Ответить на  вопрос в форме умозаключения (кому трудно, воспользуйтесь памяткой). (Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка:

1.За каждый верно выписанный глагол - 1 балл (максимально может быть 3 балла).

2. За каждый верный свой глагол - 1 балл (максимально может быть 2 балла).

 

-Задайте вопрос-суждение (карточка №2) II, III, IV группам.

-Ответить на этот вопрос в форме умозаключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

1 балл (за скорость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 балла

 

 

3 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 баллов

 

 

 

2 балла

 

 

3 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся в тетрадь записывают глаголы: Строить, петь, играть.

 

 

Обсуждение в группах, выступающие выписывают глаголы на доске и доказывают  в форме умозаключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос-суждение (карточка №2).

- Как доказать, что слова строить, петь. играть является глаголами?

Ответ - умозаключение: часть речи, которая обозначает действие предмета и  отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать?, является глаголом. Слово строить, петь, играть  обозначают действие предмета и  отвечают  на  вопрос  что  делать?

Следовательно, слова строить, петь, играть  являются глаголами.

 

 

 

 

 

 

Вопрос-суждение (карточка №2).

- Как доказать, что слова стряпать и мяукать являются глаголами?

Ответ - умозаключение:

Часть речи, которая  обозначает действие предмета и отвечает на вопрос  что делать? является глаголом. Слова  стряпать и мяукать обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делать? Следовательно, слова стряпать и мяукать являются глаголами.

 

 

Слайд

№11

 

 

Слайд

№12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

№13

 

 

 

 

Слайд

№14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №15-16

 

 

 

 

Слайд

№17

 

 

Слайд №18

№19

 

 

 

 

 

Слайд №20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      IV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     4.1

Слайд-21

 

 

      V

 

Физкультурная физминутка  для глаз.

 

 

 

Прочитайте предложения.

Хитрая лиса живет в лесу. Вчера она … на зайцев. А завтра плутовка … к реке и … уток.

-Вам понятен текст?

- Какая часть речи отсутствует в предложениях?

 

- Для чего служит глагол в нашей речи?

 

 

Карточка  №1.

Задание:

1.Вставить в предложениях подходящие по смыслу глаголы.

2.Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать, какими частями речи они выражены.(Приложение 2)

1)Индивидуальный труд.

Фронтальная проверка.

 

 

 

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Самооценка:

1. За каждый верно вписанный глагол - 1 балл(максимально может быть 3 балла).

2. За верное выделение подлежащего и сказуемого в 1 и 2 предложениях по 2 балла, в 3 предложении - 3 балла (максимально может быть 7 баллов).

Посмотрите на слайд проверьте себя и оцените.

 

Свойства глагола.

- Ребята, сравните глаголы из этого текста.

- Какую особенность вы заметили?

 

 

Задания:                                                                                                        1. Показать названные виды глаголов с помощью логической схемы (3 балла).                                                                                                               2.Найти место глаголам из предложений в логической схеме (4 балла).

 

Самооценка:                                                                                                 1.Верно построена логическая схема – 3 балла; если допущена ошибка в расположении понятий или стрелок – 1 балл.                           2.Верно определено место глаголов в логической схеме – по 1 баллу за каждый (4 балла).

- Сформулируйте вопросы-суждения к логической схеме.

 

 

 

 

 

 

 

-Воспользуйтесь памяткой №2, чтобы ответить умозаключением.(Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка:

За вопрос-суждение 2 балла.

За умозаключение 3 балла.

 

 

Подведение итогов урока..                      

  - Вернемся к теме урока.

-Что называется глаголом?

 

 

 

 

- Каковы свойства глаголов?

 

 

 

 

Оценка за урок.

Сосчитайте свои баллы, оцените сами себя в соответствии с заявкой на оценку.

 

Домашнее задание.                                                                                    Карточка по теме: «Глагол».(Приложение 3)                        Составьте по теме «Глагол» вопросы-понятия, вопросы-суждения и ответить умозаключением.

 

 

 

2 мин

 

 

 

7 мин

 

 

 

1балл

 

1 балл

 

 

 

5мин

 

 

 

 

 

 

 

 

1 балл

 

 

 

10 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 баллов

 

 

2 балла

 

 

 

 

 

  

 

3 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 балл

 

 

 

 

 

1 балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В предложениях отсутствует часть речи глагол.

 

- В речи глагол служит для обозначения действия предметов.

 

Запись в тетради:

Хитрая лиса живет в лесу. Вчера она охотилась на зайцев. А завтра плутовка побежит к реке и будет  ловить уток.

 

 

 

 

 

 


- В предложении глагол является сказуемым.

 

 

 

 

 

 

 

Глагол:

  • Гл. прошедшего времени (что делал?) охотилась
  • Гл. настоящего времени (что делает?) живет
  • Гл. будущего времени (что будет делать? что делает?) побежит, будет ловить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос-суждение:

-Как доказать , что слово «охотилась» является глаголом?

- Чем объяснить , что глагол «живет» является глаголом настоящего времени?

- Каким образом глагол «охотилась»  отличается от глагола «побежит»?

 

Ответ-умозаключение:

-Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, является глаголом.

Слово «охотилась» обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делала?

Следовательно, слово «охотилась» является глаголом.

 

- Глагол, который отвечает на вопрос  что делает? является глаголом настоящего времени. Глагол «живет» отвечает на вопрос что делает? Следовательно, глагол «живет» является  глаголом настоящего времени.

 

 

 

 

 

 

Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? и обозначает действие предмета.

 

 

 

-Свойства глаголов: отвечают на вопросы, обозначают  действие  предмета, в предложении являются сказуемым, изменяются по временам.

 

 

 

Подсчет баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Памятка №1.

Умозаключение:

Все слова, которые обозначают ___________ и отвечают на вопрос ______________?  Являются ____________.

Слово «____________»  обозначает __________________ и отвечает на вопрос _________________?

Следовательно, слово «______________» является ________________.

Памятка №2.

Умозаключение:

Глагол, который отвечает на вопрос ___________________?

является глаголом _______________времени.

Глагол «________________» отвечает на вопрос __________________? Следовательно, глагол «________________» является глаголом ____________ времени.

Приложение 2

 

Задание  :

1.Прочитайте предложения.

2.Вставить в предложениях подходящие по смыслу глаголы.

3.Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать, какими частями речи они выражены.

 Хитрая лиса живет в лесу. Вчера она … на зайцев. А завтра плутовка … к реке и … уток.

Приложение №3

Домашнее задание

Тема «Глагол».

Задание:

1.Озаглавить текст.

2.Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы, указать время.

Поб_лели п_ля и пригорки. Тонким льдом п_крылась река, уснула, как в ска_ке. Ходит з_ма по г_рам, по д_линам, п_глядывает по ст_р_нам. Зайцу белую шубку п_д_рила, теперь его никто не заметит. А л_се-ярко-рыж__ тепл_ плат_е оставила. Пов_дет л_са в стор_ну пуш_стым хв_стом-будто искры рассыплет по снегу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                         Горбунова Наталья Николаевна,

                                                                                                                                учитель начальных классов  

МБОУ «Ермаковская СОШ №2»  

                                                                                                                                             Ермаковского района

                                                                                                                                                        Красноярского края      

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: Глагол.

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. М. : Просвещение, 2013. 224 с.

Оборудование: проектор, компьютер, комплект карточек №1–6, раздаточный материал (карточки с заданиями), памятки.

I. Образовательно-развивающие цели:

1.1. Выведение (усвоение) новых понятий: настоящее время, прошедшее время, будущее время.

1.2.Применение опорных понятий: глагол, сказуемое .        

1.3. Формирование универсальных учебных действий:

  • познавательные УУД:
  • анализ объектов с целью выделения   признаков глагола;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации;
  • рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результатов деятельности;
  • коммуникативные УУД:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • регулятивные УУД :
  • контроль  в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

1.4. Формирование предметных умений:

  • отличать часть речи «Глагол»  от других частей речи;
  • определять время глагола;
  •  находить грамматическую основу предложения .

II. Воспитательные цели:

2.1. Формирование научного мировоззрения на основе философских категорий: общее – особенное – единичное; качество – количество; причина – следствие.

2.2. Формирование личностных УУД:

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • нравственно этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Заявка на оценку:

 «5» - 22 балла и выше

«4» - 17-21 баллов

«3» - 13-16 баллов

  • Умозаключение – 1 балл
  • Возражение - 1 балл
  • Дисциплина – 1 балл
  • Посадка – 1 балл

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

I.

Орг.момент

 

Проверка готовности уч-ся к уроку.

– Здравствуйте, ребята.                                                                                Приветствие.                                                                                                          Встали ровно ,подтянулись и  друг другу улыбнулись.                                                 На уроке будь старательным, будь спокойным и...(внимательным)                                                                                                Всё пиши, не отставая, слушай не ...(перебивая)                             Говорите чётко, внятно, чтобы было всё ... (понятно)                                Если хочешь отвечать, надо руку...(поднимать)                                                            - Вот с таким настроением мы и начнем наш урок русского языка.         -  Сегодня на уроке мы будем  рассуждать, высказывать своё мнение, делать выводы.

15 сек.

     

Настраиваются на работу и её положительный результат.

Слайд №1

- За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов.

- Баллы будете проставлять в тетради на полях.                                -Желаю всем удачи!

30 сек.

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на слайде)

        

II.

Чистописание.

П п

Путешествие                                                                                                                -Запишите эти буквы и слово  в тетрадь всю строку.                           - Оцените себя за правильность 1 балл  и аккуратность 1 балл.

Дата.  Классная работа.

2мин.

2 балла

 

 

Прописывают в тетрадях.

III.

Работа по теме урока

3.1.

Выявление структуры понятия «Глагол.»

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

- Посмотрите на слайд.

Задание: найти лишнее слово и обосновать свой выбор.

Берёза, полянка, сверкать, дождинка.

 

- Как вы думаете, какая тема  урока?

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока и  вопрос-понятие к теме урока. (карточка №1).

- Какой еще можно задать вопрос?

- Кто ответит на вопрос?

- Давайте проверим, правильно ли вы рассказали правило.

 

-  Вспомните структуру содержания понятия.  

Понятие = родовой признак + видовые признаки.

- Назовите в определении  глагола родовой признак.

- Назовите видовые признаки глагола.

На экране (цвет признаков меняется по мере называния их учащимися):

Глагол — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы  что делать? что сделать? что будет делать? что делал? что сделал? и обозначает действие предмета

5 мин                 1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

- «Лишнее» слово сверкать, т.к. является частью речи глаголом потому, что отвечает на вопрос что делать? и обозначает действие предмета.

- Слова береза, полянка, дождинка это имена существительные, т.к. отвечают на вопрос что? и обозначают предмет.

- Сегодня мы будем изучать часть речи глагол.

- Что называется глаголом?

- Что такое глагол?

- Что является глаголом?

и т.д.

- Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? Что будет делать? что сделает? и обозначает действие предмета.

- В содержании понятия обязательно указываются родовой  и видовые признаки.

-Родовой признак глагола – самостоятельная часть речи.

- Видовые признаки глагола  –  отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? что делал? что сделал? и обозначают действие предмета.

3.2

Слайд №7

Слайд №8-9

Слайд №10

Распознавание глагола среди других частей речи.

Задание:

1.Выписать глаголы

2.Добавьте  два  своих глагола

Весёлый, поход, строить, лужок, петь, алый, игрушечный, праздник, играть.

1)Индивидуальный труд.

2)Простая кооперация: обсудите в группах результаты индивидуального труда, и подготовьте выступление:

I, V группы — обсуждают выписанные глаголы и готовятся доказывать, что они выписали глаголы;

II, III, IV группы — обсуждают глаголы, которые составили сами и представляют их;

- Закончив обсуждение, выступающие могут выходить к доске и записывать глаголы.

3) Сложная кооперация:

- Ребята, сформулируйте такой вопрос-суждение (карточка №2), ответ который будет обоснованием правильности выполнения задания.

- Ответить на  вопрос в форме умозаключения (кому трудно, воспользуйтесь памяткой). (Приложение 1).

 

Самооценка:

1.За каждый верно выписанный глагол - 1 балл (максимально может быть 3 балла).

2. За каждый верный свой глагол - 1 балл (максимально может быть 2 балла).

-Задайте вопрос-суждение (карточка №2) II, III, IV группам.

-Ответить на этот вопрос в форме умозаключения.

5 мин

1 балл (за скорость

2 балла

3 балла

5 баллов

2 балла

3 балла

Учащиеся в тетрадь записывают глаголы: Строить, петь, играть.

Обсуждение в группах, выступающие выписывают глаголы на доске и доказывают  в форме умозаключения.

Вопрос-суждение (карточка №2).

- Как доказать, что слова строить, петь. играть является глаголами?

Ответ - умозаключение: часть речи, которая обозначает действие предмета и  отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать?, является глаголом. Слово строить, петь, играть  обозначают действие предмета и  отвечают  на  вопрос  что  делать?

Следовательно, слова строить, петь, играть  являются глаголами.

Вопрос-суждение (карточка №2).

- Как доказать, что слова стряпать и мяукать являются глаголами?

Ответ - умозаключение:

Часть речи, которая  обозначает действие предмета и отвечает на вопрос  что делать? является глаголом. Слова  стряпать и мяукать обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делать? Следовательно, слова стряпать и мяукать являются глаголами.

Слайд

№11

Слайд

№12

 

Слайд

№13

Слайд

№14

Слайд №15-16

Слайд

№17

Слайд №18

№19

Слайд №20

      IV

     4.1

Слайд-21

      V

Физкультурная физминутка  для глаз.

Прочитайте предложения.

Хитрая лиса живет в лесу. Вчера она … на зайцев. А завтра плутовка … к реке и … уток.

-Вам понятен текст?

- Какая часть речи отсутствует в предложениях?

- Для чего служит глагол в нашей речи?

Карточка  №1.

Задание:

1.Вставить в предложениях подходящие по смыслу глаголы.

2.Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать, какими частями речи они выражены.(Приложение 2)

1)Индивидуальный труд.

Фронтальная проверка.

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Самооценка:

1. За каждый верно вписанный глагол - 1 балл(максимально может быть 3 балла).

2. За верное выделение подлежащего и сказуемого в 1 и 2 предложениях по 2 балла, в 3 предложении - 3 балла (максимально может быть 7 баллов).

Посмотрите на слайд проверьте себя и оцените.

Свойства глагола.

- Ребята, сравните глаголы из этого текста.

- Какую особенность вы заметили?

Задания:                                                                                                        1. Показать названные виды глаголов с помощью логической схемы (3 балла).                                                                                                               2.Найти место глаголам из предложений в логической схеме (4 балла).

Самооценка:                                                                                                 1.Верно построена логическая схема – 3 балла; если допущена ошибка в расположении понятий или стрелок – 1 балл.                           2.Верно определено место глаголов в логической схеме – по 1 баллу за каждый (4 балла).

- Сформулируйте вопросы-суждения к логической схеме.

-Воспользуйтесь памяткой №2, чтобы ответить умозаключением.(Приложение 1).

Самооценка:

За вопрос-суждение 2 балла.

За умозаключение 3 балла.

Подведение итогов урока..                      

  - Вернемся к теме урока.

-Что называется глаголом?

- Каковы свойства глаголов?

Оценка за урок.

Сосчитайте свои баллы, оцените сами себя в соответствии с заявкой на оценку.

Домашнее задание.                                                                                    Карточка по теме: «Глагол».(Приложение 3)                        Составьте по теме «Глагол» вопросы-понятия, вопросы-суждения и ответить умозаключением.

2 мин

7 мин

1балл

1 балл

5мин

1 балл

 

10 баллов

7 баллов

2 балла

   

3 балла

1 балл

1 балл

- В предложениях отсутствует часть речи глагол.

- В речи глагол служит для обозначения действия предметов.

Запись в тетради:

Хитрая лиса живет в лесу. Вчера она охотилась на зайцев. А завтра плутовка побежит к реке и будет  ловить уток.

- В предложении глагол является сказуемым.

Глагол:

  • Гл. прошедшего времени (что делал?) охотилась
  • Гл. настоящего времени (что делает?) живет
  • Гл. будущего времени (что будет делать? что делает?) побежит, будет ловить.

Вопрос-суждение:

-Как доказать , что слово «охотилась» является глаголом?

- Чем объяснить , что глагол «живет» является глаголом настоящего времени?

- Каким образом глагол «охотилась»  отличается от глагола «побежит»?

Ответ-умозаключение:

-Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, является глаголом.

Слово «охотилась» обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делала?

Следовательно, слово «охотилась» является глаголом.

- Глагол, который отвечает на вопрос  что делает? является глаголом настоящего времени. Глагол «живет» отвечает на вопрос что делает? Следовательно, глагол «живет» является  глаголом настоящего времени.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? и обозначает действие предмета.

-Свойства глаголов: отвечают на вопросы, обозначают  действие  предмета, в предложении являются сказуемым, изменяются по временам.

Подсчет баллов.


Приложение 1 

Памятка №1.

Умозаключение:

Все слова, которые обозначают ___________ и отвечают на вопрос ______________?  Являются ____________.

Слово «____________»  обозначает __________________ и отвечает на вопрос _________________?

Следовательно, слово «______________» является ________________.

Памятка №2.

Умозаключение:

Глагол, который отвечает на вопрос ___________________?

является глаголом _______________времени.

Глагол «________________» отвечает на вопрос __________________? Следовательно, глагол «________________» является глаголом ____________ времени.

Приложение 2

Задание  :

1.Прочитайте предложения.

2.Вставить в предложениях подходящие по смыслу глаголы.

3.Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать, какими частями речи они выражены.

                                                                                                             

Хитрая лиса живет в лесу. Вчера она … на зайцев. А завтра плутовка … к реке и … уток.

Приложение 3

      Домашнее задание

Тема «Глагол».

Задание:

1.Озаглавить текст.

2.Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы, указать время.

Поб_лели п_ля и пригорки. Тонким льдом п_крылась река, уснула, как в ска_ке. Ходит з_ма по г_рам, по д_линам, п_глядывает по ст_р_нам. Зайцу белую шубку п_д_рила, теперь его никто не заметит. А л_се-ярко-рыж__ тепл_ плат_е оставила. Пов_дет л_са в стор_ну пуш_стым хв_стом-будто искры рассыплет по снегу.

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заявка на оценку: «5» – 22 балла и больше «4» – 17 - 21 баллов «3» – 13 - 16 баллов Учитель: Горбунова Н.Н. Ермаковская СОШ № 2

Слайд 2

Задание: найти лишнее слово и обосновать свой выбор. Берёза, полянка, сверкать, дождинка.

Слайд 3

"Глагол" Тема урока: Сформулируйте цель урока и вопрос-понятие к теме урока.

Слайд 4

Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? и обозначает действие предмета. Проверь себя:

Слайд 5

Понятие = родовой признак + видовые признаки.

Слайд 6

отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? что делал? что сделал? и обозначает действие предмета. Глагол — самостоятельная часть речи, которая

Слайд 7

Задание: 1. Выписать глаголы. 2. Добавить два своих глагола. Весёлый, поход, строить, лужок, петь, алый, игрушечный, праздник, играть.

Слайд 8

Строить, петь, играть. – Сформулировать такой вопрос-суждение, ответ на который будет обоснованием правильности выполнения задания. -Ответить на вопрос в форме умозаключения.

Слайд 9

Ответ-умозаключение: Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? , является глаголом. Слова «строить, петь, играть» обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делать? Следовательно, слова «строить, петь, играть» являются глаголами. 3 балла

Слайд 10

Самооценка: За каждый верно выписанный глагол – 1 балл (максимально м.б. 3 балла). За каждый верный свой глагол – 1 балл (максимально м.б. 2 балла).

Слайд 11

Ребята, берегите зрение!

Слайд 12

Задания: 1. Вставить в предложениях подходящие по смыслу глаголы. 2. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать, какими частями речи они выражены. Хитрая лиса живёт в лесу. Вчера она … на зайцев. А завтра плутовка … к реке и … уток.

Слайд 13

Проверь себя и оцени: Хитрая лиса живёт в лесу. (2 балла) сущ. гл. Вчера она охотилась на зайцев. (1 + 2 б.) мест. гл. А завтра плутовка побежит к реке и будет ловить уток. (2 + 3 балла) сущ. гл. гл.

Слайд 14

Самооценка: За каждый верно вписанный глагол – 1 балл (максимально м.б. 3 балла). За верное выделение подлежащего и сказуемого в 1 и 2 предложениях по 2 балла, в 3 предложении – 3 балла (максимально м.б. 7 баллов).

Слайд 15

Задания: Показать названные виды глаголов с помощью логической схемы (3 балла) . Найти место глаголам из предложений в логической схеме (4 балла) .

Слайд 16

охотилась живёт побежит будет ловить Глагол Гл. п.в. Гл. н.в. Гл. б.в.

Слайд 17

Самооценка: Верно построена логическая схема – 3 балла; если допущена ошибка в расположении понятий или стрелок – 1 балл. Верно определено место глаголов в логической схеме – по 1 баллу за каждый (4 балла).

Слайд 18

охотилась живёт побежит будет ловить Глагол Гл. п.в. Гл. н.в. Гл. б.в. - Сформулировать вопросы-суждения к логической схеме.

Слайд 19

Как доказать, что слово «охотилась» является глаголом? Чем объяснить, что глагол «живёт» относится к глаголам настоящего времени? - Каким образом глагол «охотилась» отличается от глагола «побежит»?

Слайд 20

охотилась живёт побежит будет ловить Глагол Гл. п.в. Гл. н.в. Гл. б.в. Что делала? Что сделала? Что делает? Что сделает? Что будет делать? -Ответить на вопрос в форме умозаключения.

Слайд 21

Заявка на оценку: «5» – 22 балла и больше «4» – 17 - 21 баллов «3» – 13 - 16 баллов

Слайд 22

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме " Твёрдые тела и вещества. Воздух. Вода."

Технологическая карта  по тема:"Твердые тела и вещества. Воздух. Вода. "  Данная технологическая карта используется в  УМК«Перспектива», УМК«Планета Знаний, УМК«Ш...

Технологическая карта изучения темы «Число 8. Цифра 8 ».

Технологическая карта по математике 2 класс...

Технологическая карта изучения темы «Луч и его обозначение»

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 2 класс» ч. Iк УМК «Начальная школа XXIвек»Автор:  Кулагина В.В. учитель начальных кла...

Технологическая карта урока музыки с применением элементов технологии продуктивного чтения

Тема урока: Знакомство с песней Жанны Колмагоровой “Как люблю тебя я, мама”.Цель: Формирование интереса к основному источнику музыки - пению.Задачи:Воспитывающие: воспитание...

Технологическая карта урокапо математике "Деление с остатком"

Представлена  технологическая карта урока...

План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в кольцо способом «сверху»

План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в коль...