ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гладышева Марина Владимировна

Цель  урока:                  Формирование умения  писать слова  с сочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Планируемые результаты

Знать:

Особенности шипящих согласных звуков.

Правило написания буквосочетаний жи – ши, ча- ща, чу- щу.

Уметь:

Находить изученную орфограмму в слове.

Писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило.

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx43.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Правописание буквосочетаний  ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ»

ФИО (полностью)

Гладышева Марина Владимировна

Место работы

Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Старосеславино

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тема и номер урока в теме

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча,ща, чу,-щу,

№ 1

Базовый учебник

Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч.1 Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М.: изд-во «Просвещение, 2012.

Цель  урока:                  Формирование умения  писать слова  с сочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Планируемые результаты

Знать:

Особенности шипящих согласных звуков.

Правило написания буквосочетаний жи – ши, ча- ща, чу- щу.

Уметь:

Находить изученную орфограмму в слове.

Писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило.

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Тип урока                         Урок освоения новых знаний

Формы работы учащихся         Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Необходимое техническое оборудование          Интерактивная доска, компьютеры, проектор

Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

2

3

4

5

6

1.

Целеполагание и мотивация

Приветствует обучающихся, настраивает на работу.

- Добрый день, ребята!

Начинается урок.

Он пойти вам должен  впрок.

Организует проверку рабочих мест обучающихся.

- Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. Почему это важно?

Организует каллиграфическую минутку.

- Повторим алгоритм написания букв ч, щ. у.

Дети приветствуют учителя.

Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей,  высказывают свои мысли о необходимости правильной организации рабочего места.

Дети проговаривают алгоритм написания букв ч, щ,.у. Самостоятельно записывают в тетради.  Самопроверка по образцу.

2

2.

Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений

№ 1

Организует повторение о согласных шипящих звуках.

Демонстрация   текста/иллюстрации.

Организует индивидуальную работу. Игра «Буква потерялась»

- Вставьте в слова пропущенные буквы:

ж…раф, ч_дак, щ_ка,  маш…на, ч_шка.

- Запишите  пропущенные  буквы на планшетках.

- У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать?

- У кого есть ответы, покажите их.

Учитель выставляет разные ответы детей на доску.

- Буквы   ч,   щ,   ж,   ш   обозначают   шипящие  согласные звуки.

- Буквы   ч,   щ  всегда  обозначают  мягкие согласные   звуки.   Эти   звуки   не имеют пары   по  твёрдости.

- Буквы   ж,   ш   всегда  обозначают   твёрдые  согласные    звуки.    Эти    звуки  не имеют  пары  по  мягкости.

Дети работают индивидуально.

- Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в данные слова.

У-ю, а-я, и-ы.

7

3.

Выявление места и причины затруднений

- У вас получились разные ответы. Кто    считает, что его ответ правильный?

Обоснуйте свое мнение.

- Посмотрите внимательно на слова,  чем они похожи?

- Значит, какая цель нашего сегодняшнего урока?

- Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.

- В них есть шипящие согласные звуки.

-  Научиться писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2

4.

Построение проекта выхода из затруднений

№2

- Кто-нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания?

Учитель демонстрирует   текст/иллюстрацию «Жи-ши».

- Какие же буквы нужно было вставить в  слова: жираф, чудак, машина, щука,  чашка?

- А как вы будете действовать?

- Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом?

Определи опасное место

Произнеси слово

Обозначь орфограмму

Примени правило!

- Предлагаю вам  посовещаться  и восстановить алгоритм правильного написания слов  с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Предлагаю каждой паре представить свой вариант алгоритма и доказать почему последовательность шагов будет именно такой.

- Алгоритм готов.

 

Дети высказывают свои предположения.

Дети знакомятся с правилом написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Используя правило, в словах чудак и щука  пишется буква у, в слове  чашка пишется буква а, в слове жираф и машина  – буква и.

- По алгоритму.

- Нет. Шаги алгоритма стоят не по порядку.

Дети  работают в группах.

Каждая группа представляет свой вариант алгоритма и доказывает  его правильность.

8

5.

Физкультми-нутка

Проводит физкультми-нутку.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Декламируют стихотворение и выполняют движения.

2

6.

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

Организует работу по учебнику.

Дети выполняют упражнение № 105  на доске и в тетрадях с комментирова-нием.

6

7.

Самостоятель-ная  работа с самопроверкой по эталону.

№3

Организует индивидуальную работу. Демонстрирует   интерактивное задание.

- Поднимите руку,  у кого рыбалка была очень удачной, кто не допустил не одной ошибки? Молодцы!

- У кого были ошибки,  можно  еще раз  выполнить    это задание.

Дети работают индивидуально.

Дети, которые выполнили задание верно,  выступают в роли консультантов.

5

8.

Включение в систему знаний и повторение

№ 4

Организует  работу по РТ -  №59 с. 33. Игра «Кто быстрей»

Демонстрирует интерактивное задание.

Организует самостоятельную работу по учебнику – упр.109 с. 75

- Составьте из слогов слова. Запишите их. Подчеркните слоги с буквами шипящих согласных звуков.

Дети работают в парах, вставляют в слова пропущенные буквы.

Работают индивидуально.

Дети работают самостоятельно.

10

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

№ 1

- С каким затруднением на уроке вы столкнулись

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли цели?

- Как пишутся буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу?

- Оцените свою работу. Напишите слово « Я»  на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

Понял

Понял, но …

Не понял

-  А я хочу  поблагодарить вас, дети, за активную  и творческую работу на уроке.

- Не знали, как написать слова с буквосочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Выяснить, как пишутся слова с  этими буквосочетаниями.

- Да.

Проговаривают правило.

Определяют уровень освоения нового материала на уроке.

2

Приложение к плану-конспекту урока

«Правописание буквосочетаний  ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Особые звуки

(N 193409)

Текст с иллюстрация-ми

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTQ_023%5D.swf

2.

Жи - ши

(N 193402)

Текст с иллюстрация-ми

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_024%5D.swf

3.

Чу - щу

(N 193621)

Интерактивное задание

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48d5eb89-1163-4d6f-9532-7a226bb5db02/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIP_026%5D.swf

4.

Ча - ща,

чу - щу и жи – ши

(N 193850)

Интерактивное задание

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIG_027%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....