Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по программе "Перспектива", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку (УМК «Перспектива», 2 класс)

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова

Тип урока: Урок обобщения и систематизации

Вид урока:  Урок-исследование

Цели:

  • закреплять изученные способы проверки слов с парными согласными;
  • упражняться в применении “открытых” знаний на практике;
  • развивать речь и коммуникативные способности учащихся;

Задачи:

  • Обучающие:
  • формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова;
  • совершенствование алгоритма правописания слов с проверяемыми согласными.
  • Развивающие:
  • развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
  • развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые согласные.
  • Воспитывающие:
  • воспитывать навыки сотрудничества.

ХОД УРОКА

Этапы

Содержание

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте дорогие гости!

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Ребята, будьте внимательны. Сначала садятся те, чье имя начинается с гласного звука, теперь с согласного звонкого…с согласного глухого.

Прикоснитесь ладошками друг к другу, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Сегодня на уроке мы будем исследовать слова, которые требуют помощи и им нужны помощники, что это за помощники мы узнаем чуть позднее.

Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

Тогда мы начинаем.

Откройте тетради и запишите число и вид работы.

Постучали в дверь?

На доске число и вид работы

Стук в дверь

Подготовка учащихся к восприятию учебного материала

Актуализация знаний

Сообщение темы

Чистописание

Посмотрите, нам пришла посылка. Давайте посмотрим, что внутри (достаю письмо)

Здесь письмо, адресованное вам. Кто хочет прочитать вслух?

Посмотрим, что за подарок выслал нам профессор Самоваров.

Что это? (кубик, шестигранник)

А для чего он нужен?(используют для настольных игр, который бросают на плоскую поверхность для получения случайного результата, чаще всего грани кубика отмечены числами от 1 до 6. На гранях нашего кубика — нет чисел, а нечто иное-  иллюстрации, по которым мы должны догадаться о виде  задания)

В письме предложена схема, по которой, мы будем выбираем сторону кубика и задание. Постарайтесь запомнить последовательность картинок. Посмотрим, кто в классе обладает лучшей памятью.

Что было изображено на первой иллюстрации.

Посмотрите на 1 сторону.

Как вы думаете, что будет в задании? Что мы можем повторить, вспомнить, узнать? (буквы, каллиграфическое написание букв)

Для того, чтобы подтвердить наши предположения. Я предлагаю выполнить следующую работу в парах (раздаю конверты)

На партах лежат конверты, в них карточки. Ваша задача достать карточки из конверта и найти пару для согласной буквы.

Назовите пары букв, которые у вас получились. (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш)

А какая согласная буква  лишняя?

Что вы можете сказать про эти буквы? (согласные)

А про звуки, которые дают эти буквы? (согласные, звонкие, глухие, парные, орфограмма)

Сколько пар согласных в русском языке?

Как правильно написать парную согласную в слове?

Подумайте и скажите, о чем мы будем говорить на уроке русского языка? (о парных согласных в слове)

Тема нашего урока «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова».

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний – тихо говорит.

Пропишите буквы парных согласных звуков. Не забывайте о наклоне и ширине букв, о правильной посадке.

На полях оцените свою работу знаками ! или ?,  отлично- ставите !,надо еще поработать- ставите ?

Посылка (внутри письмо, конверты, кубик)

Письмо читает ученик

Кубик

Грань 1

Конверты с буквами

На слайде схема

Работа в тетрадях

Обобщение и систематизация знаний

Знакомство со словарным словом

Вспоминаем следующую грань нашего кубика.

Ваши версии. Что будет в задании? (слова, словарные слова, написание)

Правильно, речь пойдет о словарных словах.

Послушайте внимательно лексическое значение данного слова и запиши его, подобрав устно проверочное слово.

Упражнение 1.

1) крупный населённый пункт, промышленный, торговый и культурный центр;

ГОРОД

2) однолетнее растение из семейства тыквенных, шарообразной формы зелёного цвета с чёрными полосами, самая большая в мире ягода;

АРБУЗ

3) холодная зимняя погода, стужа, холод;

МОРОЗ

4) крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами, самый крупный из современных хищных зверей

МЕДВЕДЬ

Что общего у этих словарных слов?

Где парные согласные требуют проверки? (на конце слова)

Почему? (слышится неясно)

Как проверить правописание парной согласной в слове?

Какое слово называется проверочным? (родственное слово, где после согласной стоит гласная)

Словарное слово, о котором мы будем сегодня говорить, вы узнаете, если отгадаете его, оно спряталась в словах, которые мы записали- в нем звуков меньше, чем букв (медведь)

Какие ассоциации возникают у вас к слову “медведь”?  (хищник, сильный, огромный, лес, берлога и т.д)

МЕДВЕДЬ - означало, первая часть - «едящий мёд, медок», а вторая часть произошла от «ведающий» - ведать, знать, где мёд.

Каких медведей вы знаете?

В мире насчитывается 8 видов медведей:бурый медведь, губач, белый медведь, гималайский медведь, барибал, малайский медведь, очковый медведь, панда.

Я вам расскажу о двух видах медведей. Это губач и очковый медведь. Посмотрите на доску. Ваши предположения, почему их так назвали?

Очковый медведь своё название горный медведь получил из-за светлых шерстяных кругов вокруг глаз. Очковый медведь устраивает гнездо-платформу из ветвей – на дереве. Днём он отдыхает в гнезде, а ночью отправляется на поиски корма. Обитает на западе южной Америки и на горах Анды.

Губач- этот зверь имеет чрезвычайно подвижные губы, способные вытягиваться в длинную трубку. Передних резцов у него нет, но есть длинный язык. Благодаря этим особенностям, животное обладает прекрасным инструментом для добывания пищи, работающим по принципу вакуумного насоса.

Какие опасные места встречаются в слове медведь? (безударная гласная, парная согласная, ь показатель мягкости согласных)

Как проверить безударную гласную в слове?

Подчеркните красным карандашом буквы е,  д и ь.

Оцените свою работу знаками (! – отлично; ? – надо еще поработать)

Грань 2

Работа у доски

На слайде картинки двух медведей и слово

Физминутка

Следующая грань кубика, о чем нам сообщает? Пора отдохнуть.

Топай Мишка, хлопай мишка.

Приседай со мной, братишка.

Лапы вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись!

Грань 3

Задание от Вани и Ани

Переходим к следующей стороне шестигранника. Ваши гипотезы (задание от Вани и Ани)

Кто такие-  Ваня и Аня?

Посмотрите на доску. Прочитайте, исследуйте записи.

1 ряд: Ры…ка, пру…, стри…, с…ды.

2 ряд: Медве…ь, поез…, н…га, гла…ки.

3 ряд: Ду…, тр…ва, гри…, тетра…ка.

Какое задание можно предложить выполнить? (списать, вставить пропущенную букву, найти проверочное слово, проверить, подчеркнуть пропущенную букву, найти слова на изучаемую орфограмму)

Задание вы сейчас будете выполнять в группах по 4.

Найдите слова на изучаемое правило, подчеркните лишнее слово.

Слушаем группу с 1 ряда, 2 ряд, 3 ряд.

Какие слова на изучаемое правило вы нашли, прочитайте.

Как проверить парную согласную в слове.

Какое слово лишнее? Почему?

Как проверить безударную гласную в слове?

Упражнение № 2 вы будете выполнять самостоятельно. Каждый ряд свою строчку. Запишите слова с парными согласными, подобрав письменно проверочное слово. Орфограмму обозначьте.

Проверка (опрос детей с места)

Самооценка (! – отлично; ? – надо еще поработать)

Грань 4

Работа в группах по 4

Самостоятельная работа

Подумай и вспомни

Осталось две грани. Вспоминаем пятую сторону кубика, предлагаем варианты (вспомним разборы слов и предложения)

Прочитайте запись. Что вы можете сказать?

любит, мё_, медве_ь, сла_кий

Что прочитали? (набор слов)

Какие предлагаете задания? (вставить буквы; подобрать проверочные слова, составить из слов предложение, дать предложению характеристику)

Составьте предложение. Докажите.

Запишите, вставляя пропущенные буквы, не забывайте устно подбирать проверочные слова. К доске желающие?

Медведь любит сладкий мед.

Дайте характеристику предложению.

Какие слова требовали помощи (проверки)?

Что за помощники пришли на выручку?

Что помогало вам правильно записать слова с пропущенными буквами? (правило проверки)

Давайте еще раз вспомним правила:

  1. Измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
  2. Было мало, стало много, так скорее проверяй.
  3. Писать правильный ответ нам поможет слово НЕТ.
  4. Слово ласково назови и правильно напиши.
  5. Большой – маленький.

Хорошо справились с заданием, продолжаем дальше.

Самооценка (! – отлично; ? – надо еще поработать)

Грань 5

Работа у доски

Творческие работы учащихся

Последнюю грань. Ваши гипотезы.

Правильно ваше творчество.

Вам было дано задание, найти и составить про слова с парными согласными буквами мини-газеты.

Пожалуйста, поделитесь своими работами

Грань 6

Дети выходят к доске и защищают свою работу

Рефлексия

Подведем итог нашему уроку.

Какую тему закрепляли сегодня на уроке? (Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова)

Как проверить парную согласную?

Понравилось ли вам быть исследователями?

Закончите фразу:

Я учился…

Было трудно…

Теперь я смогу…

Оценки за урок

На слайде записи появляются по одной

Домашнее задание

Составить памятку проверки парной согласной в слове. Самая удачная памятка пополнить нашу папку- копилку.

Урок окончен. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

конспект урока по русскому языку по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Цель урока:  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы., а также формирование умени...

Урок русского языка во 2 классе по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова."

Цель урока: познакомить учащихся со способами проверки парных согласных на конце и в середине словаЗадачи:Обучающая:×          ...

Урок Русского языка по теме-Проверка парных звонких и глухих согласных в конце и в корне слова.

На уроке, по данной теме учащиеся научатся:формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;развива...