«От слова к предложению». 1 класс. УМК «Перспектива».
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Шейдорова Лариса Валентиновна

Уточнить первоначальное представление учащихся о предложении как единице высказывания; развивать умение дополнять предложения нужными по смыслу словами, составлять предложения и оформлять их на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_3.pptx1.27 МБ
Microsoft Office document icon ot_slova_k_predlozheniyu.doc259.35 КБ
Файл kartochki.docx10.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От слова к предложению

Слайд 2

Речь – средство общения людей друг с другом.

Слайд 3

Помощники речи жесты мимика

Слайд 4

Р е ч ь устная письменная

Слайд 5

Слово - сочетание звуков, которое имеет значение Речь - способность пользоваться языком слов

Слайд 6

Предложение - Слова, связанные между собой по смыслу

Слайд 7

Алгоритм 5. Подвожу итог и делаю вывод. 1.Читаю слово и осмысливаю. 2. Вспоминаю информацию из учебника. 3. Работаю над проблемной ситуацией. 4. Проверяю, анализирую.

Слайд 8

«… Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести…» Вадим Шефнер

Слайд 9

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку

с позиции системно-деятельностного подхода

Тема урока «От слова к предложению»

(1 класс, УМК «Перспектива»)

                                            Шейдорова Лариса Валентиновна

МАОУ СОШ № 43 г. Калининграда

2012 г.

От слова к предложению

Цели: уточнить первоначальное представление учащихся о предложении как единице высказывания; развивать умение дополнять предложения нужными по смыслу словами, составлять предложения и оформлять их на письме.

Ход урока

I.        Организационный момент. Постановка задач.

Цель: мобилизация внимания учащихся, создание мотивации к действиям на уроке.

Звучит песня «Дорогою добра»

-        Дорогие дети! Я очень рада, что сегодня наш урок мы начинаем с
хорошего настроения. Радостное настроение - почему? Наверное, потому,
что звучит чудесная песенка. Создадим друг другу хорошее рабочее
настроение. Давайте улыбнемся.

-Признайтесь: вам давно хотелось заняться на уроке чем-то интересным, небывалым, проявить все свои способности? Тогда считайте, что вам повезло. Сегодня на уроке мы выступим в роли маленьких исследователей, вспомним и приведём в порядок те знания, которые мы с вами получили, изучая нашу самую первую книжку «Азбуку». При этом вы сможете наблюдать, насколько шире и глубже становятся ваши знания, творческие возможности, богаче фантазия.

  • Что значит исследовать? ( Исследовать - подвергнуть научному изучению, выяснению.)
  • Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом отнеситесь друг к другу по-доброму, мыслите, работайте, творите.

II. Чистописание с грамматическим заданием, определяющее тему урока.

Цель ( каллиграфической минутки): закрепить умение правильно писать буквы, видеть составляющие элементы этих букв, развивать навыки письма прописных и строчных букв.

Перед началом проводим физминутку для пальчиков.

Массаж пальчиков:

  • отогрейте руки (потирание ладошек);
  • покатайте ручку или карандаш между ладонями;

•        покатайте ручку между пальчиками;
«        похлопайте в ладоши.

-        Напишите значок букву для звуков, записанных на доске. Причём сначала
прописную, затем строчную.

(На доске запись):

[п], [р1], [д], [л], [о], [ж], [н'], [и], [й'э]

Записываю на доске под диктовку учащихся ( или можно пригласить ученика):

Пп Рр Дд Лл Оо Жж Нн Ии Ее

-        Напишите только строчные буквы так, чтобы получилось слово.

Учащиеся сталкиваются с тем, что не хватает букв гласного звука, чтобы получилось слово. В ходе обсуждения выясняется, какая буква отсутствует и обращается внимание на «опасное» место: слышим разные звуки, а буквой обозначаем одной.

Слово необходимо проговорить орфографически и орфоэпически, и записать:

Предложение (слайд 1)

-        О чём же мы сегодня будем говорить, какая тема нашего урока?
-Какую задачу мы поставим перед собой?

II.       Погружение в урок.

-        В древние времена первобытные люди совсем не умели говорить, но
потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык
придумывать. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе.

Речь  могла   возникнуть,   когда  люди   стали  делать   каменные  орудия, примерно 25 тыс. лет назад. Каждый раз, когда возникало какое-то слово,

пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась ...(устная речь).

-Что же такое устная речь? (сдайд 2)

Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. След от него оставался лишь в мозгу того, кто его слышал. (слаайд3)

Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удержать их в памяти. Может, магнитофоном воспользоваться?

Да, хорошо бы, но тогда их и в помине не было. Непростая это была задача для древнего человека - сохранить информацию.

-        Как вы думаете, какой же выход нашли древние люди?

Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом.

-Ушло из современной жизни рисуночное письмо, но оно преобразовалось в искусство живописи (вслушайтесь в слово). Через рисунок художник выражает свои чувства и мысли. Мы можем их «прочитать».

Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.

-Так возникла...(письменная речь) (слайд 4)

-        Что же такое письменная речь?

  • Если посмотреть на этимологию слов: речь и слово, то слова эти общеславянского происхождения, обозначающее «слава», «молва»;
  • Дома вы исследовали толковые словари и, хотелось бы услышать, что же такое речь, что же такое слово.

(Выступления детей).

-Спасибо. Я знала, что вы справитесь с таким сложным заданием. Молодцы!

•    Мини-вывод (слайд 5): речь- способность пользоваться языком слов; слово - это сочетание звуков, которое имеет значение.

(выключить компьютер)

Физминутка

«Мини-фантазии»: закройте глаза и представьте себе как вы гдадите маленького, пушистого котёнка.

III.      Открываем знания.

Цель:    установка    на    поиск    ответов    на    поставленную    проблему, практическое применение полученных знаний.

 -Из чего состоит наша речь?

-Что такое предложение? Кто из юных исследователей хочет ответить?

(Ответы детей)

1.        На доске записаны слова { учебник стр.5, упр. 3): Туча, закрыть, солнце.
Полить, сильный дождь.

  • Что написано на доске? Слова
  • Понятно, о чем говорится? Нет
  • Смысл каждого отдельного слова ясен, но понять, о чем говорит вся запись на доске, трудно.
  • Для того чтобы узнать смысл всех слов, о чем говорят эти слова вместе, нужно изменить их порядок и связать друг с другом: Туча закрыла солнце. Полил сильный дождь.

-Запишите предложения в свою тетрадь.

—        Для того, чтобы люди понимали друг друга, могли разговаривать,
сообщать о своих мыслях, чувствах, недостаточно знать только значение
слов, нужно эти слова связывать, соединять.

Правило: Слова, связанные между собой по смыслу — предложения. (слайд 6) Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять. ( учебник стр.6 )

  1. Работа в группах с проверкой по заданному алгоритму.
  2. Проектирование и фиксация нового знания.

Учащиеся сидят по группам, по четыре человека в каждой. Всего шесть

групп. Каждая группа получает карточку с заданием. Нужно собрать

предложение из слов.

Мы, сказку, про, читали, волка, серого.

Дети, диктант, про, писали, зимний, лес.

Снег, воздухе, в, кружится, белый.

Всё, золотые, лето, цветут, одуванчики.

В, ёж, жил, уголке, живом.

Ира, котёнка, пушистого, увидела.

-Что нам поможет достичь поставленной задачи? (учебник, дополнительный материал словарей).

—        Как мы будем  действовать?
Алгоритм, (слайд 7)

  1. Читаю слово и осмысливаю.
  2. Вспоминаю информацию из учебника.
  3. Работаю над проблемной ситуацией.
  4. Проверяю, анализирую

5.  Подвожу итог и делаю вывод.

-Учащиеся зачитывают полученные предложения. Если времени достаточно, то можно их записать в тетрадь.

Вывод.

- Я очень рада за вас! Вы выполнили задание без ошибок!

3. Работа по учебнику

Работа с упражнением 1.

  • Какие предметы вы видите на рисунке?
  • Запишите слова: пони, карусель.
  • Составьте слово из букв, указанных цифрами {Апрель).
  • Придумайте  предложение со словом апрель. Запишем его в тетради на доске. ( Если есть время, то можно обсудить приближение весны).

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Что мы сегодня делали на уроке?
  • Какие задания показались вам наиболее интересными?
  • Что запомнили больше всего?
  • Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите?  ( смайлики)
  • И в конце урока я хочу прочитать вам слова известного человека? (слайд 8)
  • Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу «спасибо» (слайд 9)

 

Вадим Шефнер

Много слов на земле. Есть дневные слова

 -В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,

-С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

 Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу

-Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит - я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,

 Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,

-Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту

 -Береги изначальную их чистоту.

Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!



Предварительный просмотр:

Мы

сказку

про

читали

волка.

серого

Дети

диктант

писали

про

зимний

лес.

В

воздухе

кружится

белый

снег.

Всё

лето

цветут

золотые

одуванчики.

Ёж

жил

в

живом

уголке.

Ира

увидела

пушистого котёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состав слова. Суффикс. 3 класс. Программа «Перспектива».

Урок русского языка в 3 классе. Второй урок по теме "Суффикс".Цели: Актуализировать знания о суффиксе.• Научить:— определять значение суффикса и обосновывать своё мнение;— образовывать родственные сло...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Урок-проект по русскому языку по теме: "Я слово удивительное!", 4 класс, УМК "Перспектива"

Урок – проект по русскому языку4классТема: «Я слово удивительное!» По продолжительности проект: краткосрочный (1 урок). Результат проектной работы: создание газеты «Я слово удивительное!»...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...

Конспект урока Русский язык 4 класс УМК "Перспектива" "Связь слов в предложении"

Конспект урока Русский язык 4 класс УМК "Перспектива" "Связь слов в предложении"...

Методические разработки, направленные на отработку правописания словарных слов во 2 классе УМК "Перспектива"

Разнообразные задания на отработку правописания словарных слов во 2 классе на уроках русского языка. Использую на уроке для проверки знаний и дома для самостоятельной работы....