Современный урок русского языка на тему: "Обобщение знаний о глаголе"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Данный урок может использоваться учителями, работающими по программе "Школа России" в цикле уроков по теме: Глагол

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_seminar.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никаноровская средняя общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

4 КЛАСС

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ

Учитель начальных классов

Самойлова Ирина Ивановна

Технологическая карта урока

Предмет Русский язык

Класс 4

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Вид урока: практическая работа, беседа

Тема урока «Обобщение знаний о глаголе»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание

Задачи урока

Обучающие:

-формировать умения выделять глагол среди других частей речи;

-систематизировать и обобщать знания по правилам правописания глаголов: изменение глагола по числам, не с глаголами;

-способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей обучать учащихся приёмам самооценивания.

Развивающие:

-развивать навыки точного употребления глаголов в речи;

-побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;

-развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы;

-развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;

-активизировать словарный запас;

-корректировать слуховое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, внимание

Воспитывающие:

-воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-воспитание умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу;

-воспитание чувства товарищества, взаимопомощи

Формируемые УУД

  1. Познавательные – структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  2. Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  3. Регулятивные – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  4. Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её  мотивом

Основные понятия и термины: глагол, орфограмма, части речи, число глагола, распространённое предложение, нераспространённое предложение

Межпредметные связи: литературное чтение

Ресурсы урока:

-презентация,

-карточки для индивидуальной работы,

-карточки для работы в паре,

-наглядность для оценивания знаний учащихся на уроке

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии

Проблемное обучение

Игровые технологии

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Организационный момент

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

Слушают учителя.

.

РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу.

ЛУУД: создают положительный эмоциональный настрой.

4.Самоопределение к деятельности

Слайд 5

Составьте слово , которое  будет ключевым  на сегодняшнем уроке.

Первая буква обозначает  парный согласный звук к звуку [ к].

Вторая  буква – глагольный суффикс прошедшего времени.

Третья буква обозначает безударный гласный звук, который запоминаем в слове картина.

Четвертую букву пишем на конце слова плуг.

Пятая буква – окончание глагола прошедшего времени в среднем роде.

Шестая буква обозначает непарный звонкий согласный звук.

Ответ – глагол

- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Обобщение изученного по теме « Глагол»).

- Какие  орфограммы мы будем повторять, какие умения  закреплять?

Мы заканчиваем работать  с  глаголами.

- Главными задачами нашего урока: закрепить умение грамотно писать личные  окончания  глаголов, закрепить умение  определять время, лицо, число и спряжение глаголов.     Слайд 3

 -Наш урок будет не совсем обычным.  Мы с вами совершим небольшую заочную экскурсию по нашему селу не выходя из класса. Слайд 4

-Как называется наше село?  

-Сначала мы заглянем в историю села, узнаем, что такое ремесло, поговорим о природе нашего края, традициях и достопримечательностях нашего села. Слайд 5           

Выдвигают гипотезы.

Формулируют тему урока

Оценивают свои знания на оценочном листе

РУУД

Определяют цель деятельности на уроке; проводят прогнозирование и контроль своих действий

ЛУУД

Формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию, к самооценке

Работа по теме урока

Немного об истории села

Село Никаноровка возникло в конце XVIII в. и располагалось на землях крупного землевладельца Ивана  Николаевича Терещенко, первоначально называлось хутором Зиборовым. Имение Терещенко имело площадь более 5400 десятин, одновременно он, Иван Николаевич, являлся и владельцем крестьян, проживавших в поселении.

Выпишите из текста глаголы. Определите их время. Чем отличаются глаголы прошедшего времени от других форм глаголов?

Рубрика «А знаете ли вы?

Центром имения было сельцо Тимирязево Кладовской волости (ныне с.Архангельское) при речке Масловка -2 дома с надворными постройками, 31 житель; церковь, школа, аптека, мастерская по ремонту сельскохозяйственных орудий.

В те далёкие времена

Население занималось земледелием: сеяли рожь, ячмень, овес, пшеницу, просо, гречиху,. В 60-е г. XVIII в. стали выращивать картофель. Занимались ремеслами: изготавливали посуду, мебель, орудия труда. Славились местные ткачихи и вышивальщицы. Рушники, набожники, дорожки, скатерти украшали каждый дом и являлись предметом особой гордости

Ремёсла села. Что такое ремесло? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова?

Природа края        - Пришло время поговорить о природе края.

-Какое время года сейчас? Что мы наблюдаем весной в природе вботанико–географическом отношении Никаноровский сельский округ расположен в зоне южной лесостепи. Имеется два леса Думное и Русский лес, где произрастают: дуб, ясень, клен, дикая груша, дикая яблоня и др. Много лесополос из клена, березы, тополя. Лога полны разнотравьем, встречаются череда, бессмертник, тимьян (чабрец), зверобой.

Задание. Перед вами текст.    слайд 6

Предлагаю побывать в весеннем лесу, насладиться его красками и звуками. Вам необходимо вставить подходящие по смыслу глаголы.

Весна! Кругом ______________ молодая травка. ___________ весёлый ручеёк. _____________, а кругом всё ________________. Скоро _______________цветки мать – и – мачехи. ____________ в лесу и ______________ чудный аромат первоцветов. ____________ вокруг них мохнатые пчёлы.

Слова для справок: жужжат, зелене…т, зажелте..т, стоишь, посмотр…шь, расцвета…т, журчит, вдыха..шь.

(Восстановленный текст: слайд 7
Весна! Кругом зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк. Посмотришь, а кругом всё расцветает. Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи. Стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат первоцветов. Жужжат вокруг них мохнатые пчёлы.)

Работа в парах. Разделите глаголы на группы, запишите их в тетради. (После выполнения задания идёт проверка.) слайд 8

(Возможна группировка по орфограммам, по количеству слогов.)

Назовите глаголы, обозначающие цвет. (Зеленеет, зажелтеют.)
Какие из слов передают звуки леса? (Жужжат, журчит.)
Ребята, а какой человек может увидеть красоту и услышать звуки леса?
Посмотрим, есть ли среди вас такие.
Напишите
самостоятельно по 1 глаголу звучания и цвета вместе с существительными.
Укажите морфологические признаки одного глагола. (Проверка)

Традиции села.     Слайд 16.

                                                                                                           

- Ребята, а вы знаете, что такое традиция?  Где мы можем узнать лексическое значение этого слова?     Слайд 17.

-Какие традиции есть в нашем селе?

Празднества, обычаи, обряды, ритуалы обусловлены сельскохозяйственным трудом и бытом никаноровцев, вобравших в себя опыт многих поколений с переплетением давних народных, церковно-христианских элементов и современности. Масленица, день защиты детей, Троица, Выставка –ярмарка «Картофельный Разгуляй», День села «Мой милый край – моя душа»

- Несколько лет назад появилась новая традиция: 9 мая в центре села  проводить торжественную линейку, посвященную дню Победы нашей армии над фашистскими захватчиками. Это событие отразилось  и в народном творчестве. О доблести русских солдат много сложено  пословиц.  Давайте прочитаем и объясним пословицы.           Слайд 18.        

- Вы заметили, что в некоторых глаголах пропущена гласная в окончании. Что нужно знать, чтобы правильно ее вставить?

Устно вставьте пропущенные орфограммы и назовите форму глагола.

 Достопримечательности села.     Слайд 19. 

                                                                                   

- Какие достопримечательности есть в нашем селе?    Слайд 20.                                                                                                    

Рубрика «А знаете ли вы? 

   Слайд 21.     В Красном Ватрасе стоит копия настоящего   памятника. Его установили в 1971 году.    Его своими руками сделал дедушка Коли Тюрина – Тюрин Петр Федорович.  А настоящий памятник находится в Берлине.  Считается, что прототипом  для скульптуры послужил советский солдат, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Обобщение и систематизация знаний о глаголе

Урок повторения знаний о глаголе в 3 классе с применением презентации и мобильного класса...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

Урок русского языка на тему «Обобщение и систематизация знаний о глаголе»

Урок русского языка в 3 классе с применением сингапурских структур, можно использовать в любом УМК  при обобщении знаний о глаголе....

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний о глаголе», 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе» поможет сформировать умение учащихся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов,...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: урок общей методологической направленностиЦель урока: обобщение полученных знаний о глаголе; совершенствование умений находить в тексте глаголы ; определение числа глагола; развитие умений ...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Обобщение по теме глагол" (УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: отрабатывание умение распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов...