Некоторые аспекты изучения наречия в начальной школе.
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Шаденкова Иоланта Ивановна

Статья рассматривает основные проблемы, возникающие при изучения темы "Наречие" в начальной школе, и способы их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРЕЧИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  В соотвествии с Государственными стандартами к концу начальной школы учащимися должны быть усвоены основные признаки трех знаменательных частей речи: имени существительного, имени прилагательного и глагола. Также должно быть сформировано представление о местоимении (на примере личных местоимений).

   Но в некоторых современных программах по русскому языку для начальной школы объём усваиваемых знаний по морфологии увеличен, предусмотрен и более высокий уровень их обобщения. Это характерно для программ по русскому языку в образовательных системах Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, “Начальная школа XXI века», «Гармония».

   Причем, если основные части речи изучаются в начальной школе поэтапно, то тема «Наречие» в большинстве указанных программ вводится одномоментно в 4 классе.

ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

  1. Разнообразие лексических значений наречия зачастую мешает усвоению категориального значения наречия как части речи:
  • место (вдали);
  • время (вчера);
  • причину (сгоряча);
  • цель (в насмешку);
  • способ действия (наизусть);
  • качественные характеристики (быстро, громко);
  • степень проявления действия или признака (очень, часто).

    Недостаточное осознание категориального значения наречий может приводить к неспособности распознать наречие в тексте и речи, смешению наречия с прилагательным.

   Чтобы избежать подобных ошибок, важно уделить достаточное внимание сопоставлению наречия и имени прилагательного.

  1. Младшим школьникам бывает трудно отличить наречие от омонимичных им словоформ других частей речи.

   С одной стороны, образуясь от существительных, прилагательных, деепричастий, наречия могут по форме полностью или частично совпадать с мотивирующими словами (осенью, быстро, вдали).

   С другой стороны, наречия переходят в другие лексико-грамматические разряды:

  • слова категории состояния (весело играть – мне весело);
  • предлоги (хорошо вокруг – обойти вокруг дома);
  • частицы (дождь все идет – дождь все усиливается).

     

       Конечно, в начальной школе подобные случаи разграничения частей речи не рассматриваются, но учителю начальных классов важно предвидеть возможные затруднения и учитывать их при отборе материала для упражнений.

  1. Некоторые трудности у школьников могут возникать и при усвоении написания наречий. Ряд  наречий включен в орфографический минимум для начальной школы, и их правописание младшие школьники запоминают в словарном порядке. Но некоторые правила написания наречий вводятся в ряде учебных программ уже в 4 классе:
  • правописание ь на конце наречий после шипящих;
  • правописание суффиксов  -о и –а на конце наречий;
  • правописание суффиксов –о и –е на конце наречий после шипящих.

   Усвоение этих правил не вызывает больших затруднений у школьников, если они овладели умением распознавать наречия. Важно при  отборе материала для отработки данных правил отдавать предпочтение упражнениям, в которых необходимо разделить предложенные слова по столбцам в зависимости от части речи. Это позволит учителю определить причину допускаемых ошибок (незнание правила, неумение его применить или трудности в определении части речи).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аспекты патриотического воспитания в начальной школе.

Патриотическое воспитание в начальной школе....

Статья "Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Некоторые формы внеурочной деятельности учащихся начальной школы

В материале представлено описание проектов, которые были выполнены в течение учебного года учащимися 4 класса....

Некоторые аспекты применения ИКТ в начальной школе

Целью статьи является раскрытие проблемы использования информационных технологий в общеобразовательных организациях. На основе проведенного анализа нормативной базы, научной и методической литературы ...